Найти тему
Умение слушать

Речь началась не со слов, а с умения слушать

Оглавление

Вербально проявляют себя всё живое. Птицы поют, слоны трубят, котята мяукают. Когда-то давным-давно, на самой заре человечества наш далекий предок также издал звук. Это могло быть что угодно: вздох восхищения открывшейся с горы панорамы, вопль боли от упавшего на палец камня или крик мифического ужаса пред лицом всепоглощающего пламени.

Разница с животными лишь в том, что  соплеменник нашего предка придал звуку точно такое же значение, какое тот имел ввиду. А потом повторил. С этого и началась речь.

Речь началась не со слов, а со слушания

Иначе говоря, речь началась, когда несколько индивидов единовременно придали одинаковое значение одному и тому же звуку.

А с появлением речи возникло общение, развитие, письменность, творчество, культура, наука, поэзия, мода, архитектура, интернет...

Все достижения современной цивилизации мы имеем благодаря тому, что понимаем друг друга. А понимаем мы, потому что верно слышим. Отсюда вытекает главный тезис:

Слушание – более творческий акт, чем говорение

Ведь когда мы говорим, мы просто подбираем для собеседника подходящие слова, которые соответствуют собственному опыту и чувствам.

А когда мы слушаем, мы создаем абстракцию, при которой мы как бы являемся другим человеком с его опытом и его чувствами. И после этого мы должны понять, как человек видит нас, слушающих его, понять его отношение к нам. И после этого нам станет понятен смысл его слов.

Птицы, слоны и котята не достигли должного уровня абстрактного мышления.

***

Естественно, мы всегда слышим говорящего. Но речь бывает плавной и изящной, а бывает грубой и безграмотной. Также и слушание бывает развитым и глубоким, а бывает поверхностным и примитивным. Это крайне важно понимать:

Слушать – не значит ждать своей очереди начать говорить!

Но это уже целая отдельная тема, так что поговорим о ней в другой раз. А пока можете подписаться.