«Истинный ленинградец»
Этот девятиэтажный дом построили на Тамбасова (дом 30, корпус 2) одним из первых — в 1970 году. Вокруг пустырь, болотистая местность, и вдруг вырос кооператив, возведенный с использованием новейших по тем временам технологий. Принадлежал он Ленинградскому морскому порту. Его так и называли: «Портовской».
— Юго-западная окраина Ленинграда, необжитое место, проблемы с транспортом и прочим, а люди были счастливы, что вселились в новое отдельное жилье, — вспоминает первый председатель жилищно-строительного кооператива «ЖСК-500» Наталья Петровна Лапицкая. — Дом был очень дружным. Сейчас трудно себе представить, но праздники или возвращение мужей из долгого плавания отмечали всегда вместе — накрывали столы, и в одной квартире собирались по 20-30 семей.
„Александр Демьяненко, или, как его все звали, «наш Шурик», стал жильцом этого дома примерно в 1974 году, вскоре после того, как познакомился со своей будущей женой Людмилой.
Родился Александр Демьяненко в Свердловске, учился в Москве, в Ленинград переехал в 1961-м после окончания ГИТИСа. Начинающему артисту тогда было 24 года. После его не однажды звали в Москву, приглашали в известные театры. Но, как считают друзья, «по своей сути Александр был истинным ленинградцем». И никуда не уехал.
Сначала Александр Демьяненко жил на улице Омской. Чуть позже вместе с первой женой Мариной перебрался в двухкомнатную квартиру в доме № 17 на Бронницкой улице. В начале 1970-х Александр Сергеевич встретил другую женщину, и этот поворот в судьбе оказался счастливым — с Людмилой Неволиной они были вместе почти четверть века. До самого ухода из жизни Александра Сергеевича в августе 1999 года.
Людмила Неволина работала ассистентом режиссера дубляжа на киностудии «Ленфильм». Они там и познакомились, когда вместе озвучивали фильм. Об их удивительной истории любви написано немало тёплых воспоминаний.
Людмила Акимовна, которую близкие называли Люсей, а сам Александр Сергеевич «мой Людон», жила после развода в «портовском» доме вместе с дочерью Анжеликой. В одном из интервью Анжелика (Демьяненко считал её своей дочерью), рассказывала, как однажды Александр Сергеевич появился в их квартире № 1 с одним чемоданом и произнес: «Я к вам пришел поселиться навеки». Так открылась в его биографии новая страница.
Андрей Миронов в гостях у района
Вскоре Людмила Неволина и её бывший супруг разменяли это жилье. Муж Людмилы Акимовны въехал в однокомнатную квартиру в этом же доме. Александр Сергеевич, любимая Люся и Анжелика переехали в другой подъезд — в двухкомнатную квартиру № 118 на первом этаже. Новоселье отмечали с размахом: соседи до сих пор вспоминают тот день. Возле подъезда было такое столпотворение, что вернувшаяся с работы председатель кооператива Наталья Лапицкая подумала: случилось ЧП или крупная коммунальная авария…
— В нашем доме в разное время жили многие заслуженные люди, — продолжает рассказ Наталья Лапицкая. — Герои Советского Союза, капитаны дальнего плавания, руководители предприятий и крупных универмагов, поэт, участник арт-группы «Митьки» Михаил Сапего, родители и брат известного советского фигуриста Игоря Бобрина, директор прославленного часового завода «Ракета» в Петродворце Олег Тычкин. Но что началось, когда у нас поселился Александр Демьяненко!
Кодовых замков на подъездах тогда ещё не имелось. Почитательницы таланта актёра дежурили возле дома и днём, и ночью, сидели на ступеньках в парадной в надежде увидеть своего кумира. Жильцы дома беспрестанно жаловались на шум, грязь в подъезде. Фантастическая популярность соседа им очень мешала. Однажды Наталье Лапицкой под Новый год пришлось даже вызывать милицию.
„А что было, когда однажды в гости к артисту приехала легенда советского кино — артист Андрей Миронов! Новость моментально облетела район, из близлежащих домов потянулась вся местная интеллигенция, особенно та её часть, что была склонна к возлияниям.
К слову, нынешние хозяева квартиры № 118, в которой жил Демьяненко с семьёй, когда только переехали сюда по обмену, не подозревали, что здесь жил столь знаменитый человек.
Так уж сложилось, что любимый многими поколениями зрителей Александр Сергеевич, сыгравший в кино больше ста ролей, был и остаётся в памяти народной Шуриком, милым, простоватым героем бессмертных комедий Леонида Гайдая. Коллеги считают обаятельный образ Шурика народным достоянием. Самого же артиста долгие годы угнетали и слава, и эта роль. Александр Демьяненко часто говорил: «Боже мой, какая проклятая на меня планида рухнула. Это я состарюсь, и все будут кричать: «Дедушка Шурик, дедушка Шурик…»» Актёр был убеждён, что Шурик слишком сильно повлиял на его творческую биографию. Только в конце жизни, как рассказывала Анжелика Неволина в одном из интервью, актер признался, что быть «Шуриком» не так уж плохо.
И сегодня жители дома на улице Тамбасова называют своего именитого соседа только так — «наш Шурик», вспоминают его с большой любовью.
— Я была ребёнком, но хорошо помню то время, когда в нашем доме жил Александр Демьяненко, — говорит нынешний председатель ЖСК Виктория Шершова. — У него была привычка в хорошую погоду утром выйти в пижаме на улицу, широко расставить руки и подышать несколько минут свежим воздухом. Однажды он вот так вышел, а у его «Жигулей»… нет колес. Сама же машина аккуратно стояла на кирпичах. Александр Сергеевич, к слову, был первым в нашем доме владельцем автомобиля престижной тогда модели.
Право на память
Виктория Шершова стала руководителем кооператива 20 лет назад. И все эти годы вместе с жильцами она пытается добиться того, чтобы установить на доме мемориальную доску в честь Александра Демьяненко.
— В начале 1990-х актёр с семьей переехал в центр города — в дом № 15 на улице Маяковского, — рассказывает Виктория Шершова. — В нашем доме народный артист РСФСР жил почти два десятилетия. Мы считаем, что память о великом артисте необходимо сохранить во что бы то ни стало.
В последний раз Виктория Георгиевна обращалась к губернатору Петербурга Александру Беглову в 2019 году. Ответ членам жилищного кооператива пришел из комитета по культуре. В письме был перечислен список документов, которые нужно предоставить в соответствии с Законом «О мемориальных досках в Санкт-Петербурге».
Среди прочего требуются копии архивных документов, подтверждающих достоверность события, то есть доказывающие связь личности с конкретным адресом. Но Александр Демьяненко никогда не был прописан в доме на улице Тамбасова. А это означает, что без такой бумаги пакет документов даже не будет рассматриваться, что подтвердили в комитете по культуре и MR7.
Есть и ещё один камень преткновения: согласно закону, чтобы установить мемориальную доску выдающемуся человеку, с момента его смерти должно пройти не меньше 30 лет. Александра Сергеевича не стало в августе 1999 года.
— 30 мая со дня рождения Александра Демьяненко исполняется 86 лет. Мы с ним ровесники. На моем веку нашему поколению много чего обещали. Сбылось, как известно, не всё. Но так хочется, чтобы исполнилось давнее желание старожилов дома! — признается Наталья Лапицкая.
„— Неужели нельзя сделать исключение для человека, которого любила вся страна?! Жители дома подготовили новое обращение к городскому руководству. Очень надеемся на положительное решение.
— Наш район считается кинематографическим, — добавляет Виктория Шершова. — Здесь были павильоны киностудии «Ленфильм», где когда-то снимались великие фильмы. Недавно эти исторические павильоны снесли. Исчезает всё. Нельзя допустить, чтобы со временем ушла и память о замечательном актёре.