Найти в Дзене

#ВоспоминанияМАХ

«Николая Петровича Крымова как художника я знаю очень давно. Я еще девочкой (тогда воспитанницей хореографического училища в Ленинграде) часто любовалась его прекрасными работами, которые висели в коллекции моего отца — художника И. И. Бродского. Позднее, когда отец возглавил Академию художеств, я знаю, что учеников Николая Петровича он принимал в Академию с особенным удовольствием, высоко ценя его как художника и педагога.
В 1939 году, после смерти моего отца, Решетников пригласил меня в Тарусу приехать отдохнуть. В то лето там жили многие художники. Жить в Тарусе было для всех особенно привлекательно благодаря пребыванию там Крымова. Дом, в котором жил Решетников, был напротив дома Николая Петровича, и виделись мы с ним ежедневно.

Николай Петрович Крымов (1884–1958) 
Осень. Этюд
1917
Картон, масло
НИМ РАХ
Николай Петрович Крымов (1884–1958) Осень. Этюд 1917 Картон, масло НИМ РАХ

Как все начинающие художники, я хотела писать как можно скорее сложные пейзажи, которые были мне, конечно, не под силу. Однажды в Тарусе я писала сложный мотив, помню, как подошел Николай Петрович, долго смотрел на то, что я пишу, а потом сказал: «Вот, видите там эту мусорную кучу. Ну вот и попробуйте ее написать». Я была потрясена таким предложением и ответила: «Но ведь это же будет скучно писать!». «Тогда пригласите джаз», — сказал Николай Петрович. Мы оба засмеялись.
Однако в этом замечании и предложении написать «мусорную кучу» был заложен большой смысл. Правдивость изображения даже самого неприглядного мотива является большим качеством, нежели сложный и эффектный сюжет, но плохо и неправдиво написанный. Об этом всегда говорил Николай Петрович. Он требовал самого внимательного и честного изучения натуры. Он говорил, что и к дереву в пейзаже надо так же честно относиться, как к человеческому лицу, то есть, передавать его предельно точно по рисунку.
От Крымова я узнала, что такое тон; от него я узнала все то, без чего не мыслю живопись.

Петр Дмитриевич Бучкин (1886–1965)
Портрет Л. И. Бродской
1932
Картон, офорт, акватинта, сухая игла
НИМ РАХ
Петр Дмитриевич Бучкин (1886–1965) Портрет Л. И. Бродской 1932 Картон, офорт, акватинта, сухая игла НИМ РАХ

К сожалению, мои первые шаги в живописи совпали с тяжелой болезнью, а затем и смертью отца; как педагог он не смог мне дать всего того, что я могла бы от него получить. Поэтому я особенно ценила всегда то счастье, которое выпало на мою долю — знакомство с Н. П. Крымовым, его расположение и внимание ко мне, его ценные указания, сыгравшие огромную роль в моем развитии художника.
Я считаю себя ученицей Николая Петровича, горжусь этим и всегда сохраняю о нем самую светлую память».


Н. П. Крымов. Художник и педагог. Статьи, воспоминания // Л. И. Бродская. О моем знакомстве с Н. П. Крымовым.