У меня уже были обзоры на почти все Wolfenstein и в каждом из них я так или иначе ссылался на самую первую часть «Wolfenstein 3D». Ну вот собственно руки дошли и до неё, так что давайте приступим!
1992 год! Реальный 3D экшн, хоть и с нереальной 3D графикой, однако… Пока многие играли в денди - счастливые обладатели ПК, уже могли заценить первые 3D экшены. Одной такой игрой и была «Wolfenstein 3D». Это отнюдь не первая игра в серии. Ей предшествуют еще две части, а источником вдохновения, конкретно «Wolfenstein 3D» является игра 1981 года «Castle Wolfenstein». В «Wolfenstein 3D» использовалась псевдотрёхмерная графика, а визуализация стен производилась с помощью метода бросания лучей. Ну, грубо говоря – никакой 3D графики в 1992 году не было в играх на ПК, однако создать эффект 3D уже было возможно. Не буду вдаваться в подробности, как это делалось, у нас все-таки обзор на игру, а не история её создания. Поэтому давайте перейдём непосредственно к делу!
Я играл в «Wolfenstein 3D» в детском саду и отлично помнил её, однако без подробностей. Скорее визуально, ну и первые два уровня наизусть. Неизвестно сколько сотен раз я их проходил. Первое, что меня впечатлило при старте новой игры – наличие 6 эпизодов! Честно говоря, я и не думал, что эта игра настолько длинная. Эпизоды идут в хронологическом порядке, а между ними рассказывается сюжет, но как ни странно – игру можно начать с любого эпизода, что категорически не советую делать и вот почему: в старых играх всегда сложно было понять сюжет, так как технологии не позволяли показать на экране грамотное повествование сюжета. Поэтому, обычно сюжет игры читали перед тем как играть, чтобы понять, что происходит, а всякие сюжетные моменты были в виде текста между главами или уровнями игры. Так что, чтобы разобраться в происходящем – начинайте с первого эпизода и идите далее. Что ещё больше путает, так это то, что некоторые главы являются приквелами других глав, короче бардак полный! Каждый эпизод содержит по 10 уровней, то есть игра реально длинная для своего времени – 60 уровней, но в каждом эпизоде есть секретный уровень, поэтому, если вы его не нашли, то для прохождения эпизода нужно пройти 9 уровней, а не 10. Сюжет на твёрдую пятёрку! Мы играем за Американского разведчика Уильяма (Би-Джей) Бласковица, который был захвачен в плен, пытаясь найти планы операции «Железный кулак».
Начинаем играть! Первое, что порадовало – возможность полной настройки управления и даже интерфейса. Сейчас все это понятно, но далеко не в каждой ретро игре была возможность настроить управление полностью под себя. В игре уже была возможность играть с мышкой, но я решил играть в игру, как это делали 90% игроков в то время – только на клавиатуре. Стрейф влево – вправо с зажатым альтом и все дела, а главное – только стрелки! Управлению плюсик за настройку и новомодную функцию – «использование мыши». Факт, что наш главный герой лечиться едой, тоже поднял настроение. Съел порцию еды – залечил пулевые ранения! Класс! Но самое забавное, что Бласковиц не брезгует и собачей едой. Она конечно восстанавливает меньше, но видимо очень вкусная. Естественно собачей еды не бывает без собак! И одна из разновидностей наших врагов – собаки. У этих собак породы немецкой овчарки есть кусающая атака и только одно HP, которое позволяет легко убивать их любым оружием, даже ножом. По мимо них в игре нам встретятся стражи. Их единственная оружие - это пистолет. Они должны застыть на мгновение и прицелится, прежде чем смогут сделать выстрел. У них низкий запас здоровья и их можно легко убить пистолетом или ножом. Куда опаснее синие солдаты, вооружённые автоматами. У них большое количество здоровья и требуется в среднем 5-7 выстрелов из пистолета чтобы убить одного. Они также двигаются быстрее, чем обычные стражи. Стреляют очередями и могут нанести серьёзный урон своим оружием. Также есть и офицеры, которые вооружены обычными пистолетами, но это не делает их слабыми. Урон у них довольно большой. Игрок встретит даже мутантов и других не менее интересных врагов.
Враги в игре отнюдь не тупые, если играть на нормальном уровне сложности. Они прекрасно могут услышать ваш выстрел и сбежаться из других концов уровня. Они выходят на разведку. Сами по себе - очень грамотно расположены и даже, бывает – умудряются напугать внезапностью. Я не прикалываюсь! Запросто можно вздрогнуть от внезапного крика врага из какой-нибудь выемки в стене. Орут они, как резанные, и разные фразы. Примерно по три на каждую разновидность врага. Вообще, звуковая атмосфера просто супер! Я не ожидал. Правда оценить её могли лишь обладатели мажорного Sound Blaster’а, коим я в детстве не являлся. У меня был классический PC-Speaker, который даже 8 битки не издавал, а страшные пищащие звуки. Наверное, поэтому я и не ожидал, что в «Wolfenstein 3D» такое звуковое оформление. Звуки в игре очень атмосферные, особенно закрытие железных дверей – до мурашек. Музыка идеально подходит, а музыкальных композиций значительно больше, чем я думал.
Про врагов рассказал, теперь коротко о том, чем убивать этих самых врагов. В игре 4 вида оружия: нож, пистолет, автомат и пулемёт. Ко всем этим видам оружия сделаны одни патроны, которые расходуются быстрее в более мощном оружии и медленнее в более слабом. Ну, грубо говоря, чем круче пушка – тем быстрее она стреляет – вот и вся суть оружия в «Wolfenstein 3D». В игре есть бочки, ну какой 3D шутер без бочек? Однако, я вынужден вас разочаровать – они не взрываются. Конечно, по классике – в игре есть ключи от дверей разного цвета. Находишь ключ и открываешь дверь для продвижения дальше. Переходы между уровнями осуществляются с помощью лифта. Патроны и жизни переходят вместе с вами, так что не забывайте позаботиться о себе перед завершением уровня. Сама игра идёт на очки, поэтому на уровнях спрятаны сокровища, которые умножают их. Конечно, убийства врагов тоже дают очки, но несравнимо мало на фоне сокровищ. Сразу хочу сказать, что чтобы найти все сокровища – придётся искать секреты в стенах! Я просто обожаю секреты в стенах! Это все моё детство! Секретов в «Wolfenstein 3D» очень много и это здорово! Но есть и обратная сторона монеты, мне кажется, что разработчики немного заигрались с ними, и сейчас объясню почему. Я считаю, что секреты в играх – это не обязательная вещь. Ну для задротов, понимаете? Хочешь 100% прохождение – ищи, открывай, рыскай каждый угол. А хочешь просто пройти игру, сюжет, все дела – то это должно быть необязательно. Дело в том, что в игре есть пара уровней, где без найденных секретов – невозможно прохождение. В одном уровне, надо найти сразу 2 секрета, а пик моего негодования пришёлся на уровень, в котором двойные-тройные сложные секреты, которые сбивают с толку и перекрывают друг друга. Некоторые открываются только в правильной последовательности. Это плохо. Я за головоломки, но нужно понимать, что все стены в игре одинаковые и полностью прощупывание каждого метра уровня на поиск секретов – это задротство! А задротство должно быть добровольным. Карты в игре нет. Это объясняет мои детские воспоминания, когда мы с батей рисовали уровни в тетрадке, чтобы выйти из лабиринтов. Это очень неудобная вещь, и на каких-то уровнях я просто ходил кругами, пропуская один маленький поворот. В игре есть очень большие уровни, а декорации довольно скудные и, грубо говоря, вокруг вас все примерно одинаковое. Одним словом – заплутать можно в два счета.
Вопреки всем ожиданиям – игра надоедает очень быстро. Все-таки, все в ней однообразно. Я уже говорил о такой проблеме «ID Software» – много уровней. Я столкнулся с этим в «DOOM 3» и описал это в обзоре этой игры. С «Wolfenstein 3D» та же ситуация. Если бы в игре было 3 эпизода, было бы самое то! Уровни по началу развивались, декорации тоже, появлялись новые противники, оружие, но потом все это зациклилось. Менялось только построение уровня, а это уже ерунда. Как бесконечно проходить одну локацию в «Diablo», где генерируется карта, только 60 раз подряд. Скучно… На каждый эпизод вам даётся определённое количество жизней. Убили несколько раз и весь эпизод нужно начинать заново. Не очень понятно зачем они в игре, где можно сохраниться и загрузиться в любой момент.
Переходим к оценкам, но сначала небольшая смешнявочка. Одно из воспоминаний детства об этой игре – это девушки в гавайских юбках подвешенные к потолку. Меня мучил вопрос, что же это за хрень такая. И вот сейчас, играя в игру я понял, что это подвешенные скелеты солдат в рваных зелёных штанах. Во как. Вот такие они – детские ассоциации. Итак, игру я прошёл довольно быстро, хоть там и 60 уровней и мой вердикт таков: Сюжет безоговорочно получает пятёрку – 6 разных историй, химическая война, мутанты, псевдо призраки, мистика и все это делает хороший коктейль для 1992 года. Графика передовая, а геймплей совершенно однообразный. Интерфейс удобный и понятный, а звук очень атмосферный. Погружает на все 100%. Управление тоже получает по максимуму.
Видео версия обзора:
Мой контент в соц сетях:
YouTube - https://www.youtube.com/c/ravenkishzadrot
Дзен - https://dzen.ru/id/622640837e2c90799feb1db3
RuTube - https://rutube.ru/channel/28607617