Найти в Дзене
Поликсена Торопецкая

Что показывают на бесплатной экскурсии в усадьбу Шаховских-Глебовых-Стрешневых и как туда попасть

Оглавление

Унаследовав от дядюшки усадьбу на Большой Никитской, Евгения Федоровна Шаховская-Глебова-Стрешнева и не собиралась в ней жить – к чему это, центр города, пыль, шум? Уж лучше жить как жили – вдали от шума городского, в любимом Покровском или вообще в Европе.

А потому усадьбу было решено перестраивать, чтобы затем сдавать – в основном для театральных нужд, а, стало быть, необходимы сцена, что-то вроде фойе, а на оставшихся площадях – квартиры для тех же артистов.

Евгения Федоровна подошла к делу творчески: наняв аж семь архитекторов, пожелала выяснить для себя, чьи идеи больше подойдут для осуществления ее планов, причем каждый из семи работал в полной уверенности, что он единственный.

Теперь принято считать, что усадебный комплекс перестраивали Фёдор Кольбе и Константин Терский, но кто может точно сказать, чьи еще идеи нашли свое воплощение в усадебном комплексе.

А он получился немаленьким: на углу Большой Никитской улицы и Малого Кисловского переулка был выстроен театр в псевдорусском стиле (нынешний театр имени Маяковского), а в главном доме усадьбы, выходящим фасадом на Большую Никитскую, построили Белоколонный зал и флигели, так что от постройки 18 века остался лишь фасад.

Листайте галерею:

Шаховские-Глебовы-Стрешневы (фамилия и в самом деле была редкая, тройная, полученная по высочайшему разрешению Александра Третьего) и имение в Покровском перекроили на свой лад – классическое здание превратили в сказочный замок, но жили там недолго: после смерти мужа в 1892 году Евгения Федоровна перебралась за границу.

Усадьба Покровское-Стрешнево на фотографии 1930х годов
Усадьба Покровское-Стрешнево на фотографии 1930х годов

А в усадьбе на Большой Никитской, как и было задумано, шла бурная театральная жизнь – Императорское театральное общество сменилось театром Таирова, затем в 1920-е-1930-е годы в ней размещался Театр революции, а с 1937 года главный дом был передан Клубу медицинских работников, в связи с чем за ним закрепилось название «Дом медика».

В последние советские годы директором его был Александр Семенович Бертман, поэтому не очень удивительно, что открывшийся в 1990 году театр «Геликон-опера», созданный Дмитрием Александровичем Бертманом, поселился в том же здании. Которого, ему довольно скоро показалось мало.

Красное крыльцо стало ВИП-ложей нового зала, а сам зал поместился в котловане перед ним. Стройка века
Красное крыльцо стало ВИП-ложей нового зала, а сам зал поместился в котловане перед ним. Стройка века

О подробностях этой дикой реконструкции я уже писала (см. «Реставрация с приспособлением», или стоило ли сносить исторические здания ради нужд театра), поэтому не буду повторяться, а лучше расскажу и покажу, что мы увидели на экскурсии. А заодно и как на нее попасть.

Вы входите в театральный комплекс через то, что осталось от здания 18 века – теперь здесь устроен атриум, а раньше через арки ворот во внутренний двор усадьбы въезжали кареты, а затем, минуя еще один двор, - в каретный сарай, рассчитанный аж на двадцать семь карет.

Листайте галерею:

Теперь на месте этого сарая – главная сцена «Геликона», а перед ней на весь бывший двор раскинулся зал Стравинский на пять сотен мест.

Как нам рассказали, назван он в честь Игоря Федоровича по той простой причине, что именно его опера «Марфа» была первой постановкой новорожденного театра: четыре певца, задействованные в представлении – это была вся его труппа.

Листайте галерею:

Красное крыльцо, когда-то служившее по прямому назначению, теперь – ВИП-ложа, в нее нас тоже пустили, и мы благоговейно сделали из нее несколько снимков.

Листайте галерею:

Технические помещения, спрятавшиеся за окнами, - бывшие квартиры, сдаваемые в наем артистам, выступавшим в «Парадизе» и Белоколонном зале.

По дороге к залу прошлись по анфиладе, предназначенной для фойе еще во время реконструкции конца 19 века: просторные и элегантные гостиные, впрочем, пришлось проходить рысцой, поджимало время.

Листайте галерею:

Из зала, посвященного Елене Образцовой, меня выманил только третий звонок: уж больно много было там любопытного, выключая ее сценические костюмы и, как всегда, фотографировать очень мешали другие любознательные посетители.

Листайте галерею:

Вообще, это в традиции театра – называть помещения именем человека, который внес свой вклад в становление театра: так, Белоколонной зал назван в честь княгини Шаховской, а историческое фойе носит имя мецената и друга оперы Сергея Зимина.

Фойе, фото автора
Фойе, фото автора

Теперь о том, как туда попасть (ненавижу слово лайфхак).

В афише театра анонсированы Историческая экскурсия и Техническая экскурсия (эта с заходом за сцену) и стоят они соответственно 1000 и 1500 рублей.

Но!

Если Вы любите Баха и кофе, то есть один секрет, как попасть на экскурсию бесплатно: купив билет на «Кофейную кантату» Иоганна Себастьяныча с началом в 20:30, Вы получаете в подарок экскурсию, которая начинается в 19:30.

Билеты на кантату+экскурсия стоят в зависимости от места; у нас были приличные места во втором ряду партера за 1200 рублей/билет.

И это отличная идея, потому что кантата длится 40 минут, экскурсия – час, и в результате у Вас получается правильно сбалансированный вечер, состоящий из отличной музыки и интересного рассказа. Мы решили, что, если ограничиться чем-то одним, будет маловато.

🎼О «Кофейной кантате» расскажу отдельно в небольшом посте - она, если даже и не сильнее «Фауста» Гете, то все равно достойна того, чтобы ее услышать и увидеть.

🎼Больше материалов об интерьерах усадьбы (театра) можно посмотреть в видео. Когда бежишь за экскурсоводом, то не всегда успеваешь сделать и фото, и видео, к сожалению.