Татьяна Колесова живет в Галиче, это в Костромской области. Более 20 лет она совмещала торговлю на рынке с работой в музыкальной школе. Но ей хотелось большего. 10 лет назад Татьяну позвали в Галичский краеведческий музей посмотреть на необычный отреставрированный инструмент, а заодно и поиграть на нем. Она согласилась.
«Я пришла, посмотрела это чудо — это была музейная фисгармония фирмы Carpenter. Первый мой инструмент. Я потрогала клавиши, послушала этот невероятный звук и пропала. Я ничего не знала о фисгармонии, но захотела научиться на ней играть», — говорит Татьяна.
Фисгармония — это маленький домашний орган, который управляется ногами, руками и коленями.
Времени у Татьяны почти не было, она пыталась научиться играть на старинном инструменте урывками, между несколькими работами и уходом за ребенком. А потом уже узнала, что существует международное сообщество, разные виды фисгармоний и просветительские программы за рубежом.
Периодически фисгармонистка ездила за товаром в Кострому к своим друзьям из музея «Петровская игрушка». И однажды Михаил Шмаров, владелец музея, сказал ей: «Вы так эмоционально рассказываете. Приходите к нам». Татьяна согласилась играть в музее, но с условием, что ей купят фисгармонию. Так у нее появился новый инструмент из Нижнего Новгорода.
Со временем старинных инструментов находилось всё больше, Татьяне хотелось их отреставрировать и оплатить работу мастерам. Она заходила на разные сайты и наткнулась на платформу Planeta.ru, написала, как она говорит, «от балды» проект, и с этого началась ее история с краудфандингом. Через «Планету» Татьяна познакомилась с Андреем Павличенковым, который, живя в Англии, восстановил в Чухломских лесах лесной терем Асташово. Андрей наладил туристический маршрут и теперь люди по пути в Асташово проезжают через Галич и музей, в котором работает Татьяна.
Она говорит, что на экскурсиях разрешает посетителям поиграть на фисгармониях. И кто бы ни приехал, скептики, эстеты, музыковеды, писатели или бизнесмены, они уходят из музея другими людьми. «Они пропадают на всю жизнь, после того, как слышат эти инструменты. У фисгармоний запах, звук, они скрипят, капризничают, иногда не хотят играть, им тяжело в зале — публика иногда не устраивает. Я их так люблю! Мои концерты как ком с горы: иногда нет настроения, но я сажусь играть, и всё меняется. Я не могу этим не заниматься. Это бесконечная радость» — говорит Татьяна.
Параллельно с краудфандингом средства на восстановление фисгармоний и Татьяна искала через гранты, один из которых получила от президентского фонда культурных инициатив. Поддержка государства ее удивила. Ей дали деньги на ремонт инструмента фирмы Zimmerman, чтобы играть на нем музыку единственного из известных русского композитора, который писал для фисгармоний — митрополита православной церкви Серафима.
Татьяна считает, что не может спасти все фисгармонии, но может вернуть память об этих накрепко забытых в России инструментах. Это наша история, материальные свидетели прошлой жизни, чьи клавиши хранят память о прикосновениях предыдущих владельцев.
Фисгармонистка сетует на то, что государство не занимается историей страны, а лишь делает вид, что восторгается ее инициативой. Но она не отчаивается, потому что ей помогают простые люди. Например, друг из Канады прислал ей целый набор язычков для инструментов, а недавно мастер из Польши выложил видео с ютьюба, восхищаясь ее делом.
«Мой друг из Германии ему ответил: „Да, да, мы знаем, приятно еще раз услышать нашу королеву фисгармоний“. То есть это еще и моя миссия – показывать нашу страну с хорошей стороны, несмотря на то, что взаимоотношения у нас сейчас с мировым сообществом не очень хорошие» — говорит фисгармонистка.