Найти тему
@uspeh_rebenka

Учите видеть горизонты своих интересов

Самый быстрый способ потерять своего ребенка – объявить экранным интересам тотальную войну, ничего не объясняя, установить жесткие лимиты и держать оборону до победного. По мере взросления всеми силами бороться с так называемым упрямством, а дальше неизбежно последует бунт и передел власти. Эта стратегия является жестким способом отрыва от семьи, борьба взрослеющего сознания за право на автономию в принятии решений.

Более эффективным вариантом является – помогать своему ребенку строить непротиворечивую картину мира, где есть место абсолютно всем увлечениям, умению двигаться и совершенствоваться в разных направлениях, набирать компетенции, которые отличают от других, подчеркивают его уникальность.

Ключевым отличием от первой стратегии является другая задача – вкладывать все усилия, чтобы он/-а в процессе различной деятельности осознали свои способности и, самое главное, позиции, занимаемые в системе общественных отношений. Если я в этом мире что-то значу, если обладаю какими-то результатами, то зачем мне убегать из него в иллюзии?

Но все не так просто. Желание продолжать развлекаться в телефоне часто перевешивает понимание того, что здесь и сейчас нужно переключаться на другую задачу. Вот эта чаша весов всегда будет качаться то в одну, то в другую сторону.

В психологии этот процесс называется «конфликт мотивов». Я, с одной стороны, чувствую себя успевающим школьником и спортсменом, а с другой – мотивация поиграть настолько сильна, что принять решение действительно сложно. В этом случае необходимо подкреплять любой здравый выбор. Мы уже это обсуждали.

Непротиворечивая картина мира – это постепенное формирование внутренней мотивации развиваться в определенном направлении. Глупо превращать процесс взросления в бесконечные попытки бодаться за власть. Но можно косвенно влиять на формирование внутренней значимости, когда школьник понимает, что пора выходить из зоны «хочу» (тусоваться в гаджете) и переходить в зону «надо» (делать уроки, идти на секцию).

Педагогическим успехом является результат, когда ребенок видит горизонты своих интересов, понимает, ради чего он делает усилия. Уже не нужно совершать бесконечный волевой надрыв, чтобы переключиться на сложное дело, так как мысли об этой деятельности постепенно заполняют внутреннее пространство. С каждым днем больше думаешь, анализируешь результаты, составляешь план улучшения.

Посмотрите, взрослый развивает познавательные способности, передает отношение к этой деятельности, тем самым внимание ребенка направляется в сферу интереса спонтанно, без каких-либо усилий. Не я так решил/-а, что моему ребенку нужно учиться и развиваться, поэтому всеми силами безрезультатно толкаю буксующий состав, а создаю среду, в которой всем ясно и понятно, к чему мы в принципе идем, системно обращаем свой взор на горизонты развития и веру в то, что желаемое реально достижимо.

Мы довольно много посвятили тому, как максимально быстро свести мотивацию в зону блокировки. Школьник не справился с задачей, баловался на уроке, получил двойку в дневник, дома следует наказание от родителей, остался один на один в своей комнате «подумать над своим поведением». Каких-то инструкций по выходу из проблемы нет, и при таком векторе воспитания не предвидится, запаса прочности самостоятельно находить решение – тем более. Постепенно развивается состояние фрустрации, когда какое бы направление не возьми – одни преграды и негативный опыт. Школьник в общем-то понял, что ничего хорошего в школе нет, поэтому защищает себя от нового стресса. Как? Агрессией, гневом, раздражением или апатией, неуверенностью, чувством бессилия.

Механизм примерно такой же, как и идея, которая попадает в голову, начинает там обдумываться, развиваться. Ребенок мельком посмотрел какой-то контент или рекламу и начинает примерять себя к этому, рефлексировать. Не зря говорят, что идея, это самый опасный вирус. Она живучая и заразная. Стоит только завладеть мозгом, избавиться практически невозможно.

Важный момент – цифровая среда, как пулемет, ежеминутно пробивает самую крепкую воспитательную броню. И силы не равны. Выходом является постепенное повышение значимости той или иной деятельности. Что для этого нужно?

1) Совместное наблюдение и рефлексия.

Введите в еженедельный ритуал обсуждать все события, о которых думает сам ребенок. Обсуждать результаты, подчеркивать то, что получилось очень хорошо и то, что требует улучшения. Спрашивать ребенка его мнение. Такие действия развивают способности наблюдать за собственным развитием и изменениями.

2) Поддерживать любые проявления активной позиции.

Талантливый родитель старается меньше говорить и больше слушать. Вместо навязывания своего решения поощряйте самостоятельные рассуждения. Дети быстро привыкают к этой системе – есть такая-то проблема, но я собираюсь предпринять следующие шаги, чтобы это исправить.

3) Делегировать ответственность и эмоционально поддерживать.

Все сталкиваются с трудностями, любой рост сопровождается эмоциональной болью, но если родитель способен замечать малейшие усилия, поддерживать, когда трудно, лень, и друзья тянут в онлайн-игру, то со временем накапливается опыт этого преодоления, «победы над собой».

4) Развивать навыки выхода из критических ситуаций.

В определенный момент каждый сталкивается с трудным выбором. Учиться или нет? Заниматься спортом или бросить? Чем больше в сознании накапливается таких решений, чем больше сложных ситуаций было и успешно пройдено, тем сильнее вера в себя, силу характера.

5) Выстраивание отношений с авторитетными фигурами.

Одна встреча с известным человеком в области интереса ребенка может кардинально повлиять на мотивационную сферу.

Таким образом, семья помогает запустить состав и набрать скорость.

В каждом мире далеко не все печально, конечно, стараться надо. Но самое главное, что ребенок привыкает видеть зону своего развития самостоятельно, подключается мотив достижения, потому что поощряется каждая победа, следовательно, мозг отпускает больше и больше энергии и сил на новые достижения.

Продолжение_тут