Найти тему

Свет ушедших эпох: петербургских люстр сияние...

Древний человек, научившись строить себе жилище, стал решать новую для себя задачу - улучшение комфорта места обитания, в том числе и освещения жилища. Свет - один из самых важных элементов обустройства жилья у всех народов, и во все времена.

Паникадило Морского Никольского собора в Кронштадте. Фото автора.
Паникадило Морского Никольского собора в Кронштадте. Фото автора.

В Древней Руси, как мы все знаем, жилые помещения освещались лучиной. Затем, в качестве источника света стали применять масло и жир, которыми наполняли различные глиняные сосуды, так называемы плошки, тем самым увеличивая продолжительность и эффективность освещения жилого пространства. Следующим осветительным прибором стала восковая свеча, для которой в зависимости от достатка хозяина дома, изготавливались подсвечники из дерева, камня или металла.

Хорос Морского Никольского собора в Кронштадте. Фото автора.
Хорос Морского Никольского собора в Кронштадте. Фото автора.

Для получения большего объема света, примерно с XV века, стали использовать канделябры, количество свечей на которых могло достигать 20-ти и более единиц. В богатых домах особое внимание уделялось материалу изготовления и эстетическому виду подсвечников. Ведь этот вид осветительного прибора, помимо утилитарных целей - освещения, выполнял и вторую задачу - являлся украшением жилого пространства. В качестве материала применялся металл. Особое распространения получила бронза, помимо этого использовалась латунь, а также серебро и даже золото.

Люстра-паникадило Исаакиевского собора. Фото автора.
Люстра-паникадило Исаакиевского собора. Фото автора.

Одной из разновидностей канделябра жирандоль - подсвечник с круговым расположением рожков для свеч, как правило, в отделке этого прибора применялся хрусталь, который к тому же, помимо декоративной составляющей, имел и большую отражательную силу, тем самым усиливая естественный свет сечи. Жирандоли внешне похожи на люстры, только на подставке.

Люстра-паникадило Исаакиевского собора. Фото автора.
Люстра-паникадило Исаакиевского собора. Фото автора.

А вот прообразами люстр в России был храмовой светильник - паникадило, центральная люстра в православном храме. Первые такие светильники были одноярусные в виде обода колеса, так называемые хоросы. Позже стали изготавливать и многоярусные. В XVIII веке в Европе с развитием промышленности изготовление люстр достигло больших высот в качестве художественного оформления. Люстры и различные виды подсвечников, изготовленные для интерьеров придворных дворцов и домов знати, были настоящими произведениями искусства, помимо своего прямого назначения стали популярным украшением.

Интерьеры и свет Исаакиевского собора. Фото автора.
Интерьеры и свет Исаакиевского собора. Фото автора.

Новую столицу Российского государства - Санкт-Петербург, ставшим таковой в 1712 году, Петр Великий решил построить в европейском стиле, для этого широко применялись культурные, архитектурные и технические достижения Европы. Применимо к нашей теме, русские мастера, используя европейский опыт и направления моды, привносили свои идеи и материалы в изготовлении светильников. Первые люстры появились, конечно, в царских помещениях и во дворцах знатных людей.

Жирандоль во дворце Юсуповых. Фото автора.
Жирандоль во дворце Юсуповых. Фото автора.
Люстра в Красной гостиной Юсуповского дворца. Фото автора.
Люстра в Красной гостиной Юсуповского дворца. Фото автора.
Люстра в Белоколонном зале Юсуповского дворца. Фото автора.
Люстра в Белоколонном зале Юсуповского дворца. Фото автора.
Эрмитаж. Подсвечники Малинового кабинета. Эрмитаж, зал №305. Фото автора.
Эрмитаж. Подсвечники Малинового кабинета. Эрмитаж, зал №305. Фото автора.

Да, благодаря свече появилось большое количество самых различных подсвечников, это уже упоминавшиеся жирандоли, а также брана - подсвечник закрепленный на стене; менора - отличительная особенность - расположение рожков светильника в одной плоскости; шандал - большой, массивный подсвечник с утяжеленным основанием; тапперты - небольшие, на короткой тонкой ножке и, конечно же торшер - напольный светильник на высокой подставке. Такое разнообразие светильников возникло по одной причине - необходимости получить освещение интерьера в разных его частях.

Жирандоль в Павловском дворце. Фото автора.
Жирандоль в Павловском дворце. Фото автора.
Торшеры Павловского дворца. Фото автора.
Торшеры Павловского дворца. Фото автора.

Как не вспомнить еще один вид, скорее источник для освещения, и это керосин - продукт процесса перегонки углеводородов, т.е. нефти. Первые такие керосиновые лампы появились в 1853 году, в России же в начале 60-х годов XIX века. Большое распространение получили фитильные лампы, еще один тип ламп, калильных, получил меньшее распространение.

Люстра Голубой гостиной Елагина дворца.
Люстра Голубой гостиной Елагина дворца.
Люстра Углового зала (Столовая) Строгановского дворца. Фото автора.
Люстра Углового зала (Столовая) Строгановского дворца. Фото автора.

И вот, наступила эра электричества! Изобретение русского электротехника и изобретателя Павла Николаевича Яблочкова перевернуло следующую страницу в истории, в 1876 году он получил патент на дуговую лампу ("свеча Яблочкова"). Конечно, до Яблочкова, другой русский электротехник Лодыгин тоже вел работы по изобретению лампы накаливания, однако, он применял угольный стержень. В итоге, "Свеча Яблочкова" оказалась более совершенная и простая, к тому же дешевая. Можно уверенно сказать, что у электрической лампочки несколько "отцов", практически несколько человек внесли свой весомый вклад в это изобретение!

Люстра Минералогического кабинета Строгановского дворца. Фото автора.
Люстра Минералогического кабинета Строгановского дворца. Фото автора.
Жирандоль в Арабесковой гостиной Строгановского дворца.
Жирандоль в Арабесковой гостиной Строгановского дворца.

И уже с конца XIX века начали производится электрические светильники, к тому времени в торговых точка Петербурга и Москвы можно было купить такой светильник на свой вкус и кошелек, причем как отечественного производства, так и привезенные из-за границы.

Люстра в Константиновском дворце. Стрельня. Фото автора.
Люстра в Константиновском дворце. Стрельня. Фото автора.
Люстра в Константиновском дворце. Стрельня. Фото автора.
Люстра в Константиновском дворце. Стрельня. Фото автора.

А первые электрические фонари появились на одной из улиц Петербурга - Одесской улице в 1873 году, то были лампы системы Лодыгина. Позже, в 1879 году получил освещение Литейный мост, яркая иллюминация из 12 фонарей поразила горожан, на это раз это были лампы Яблочкова. В 1883 году получил освещение и Невский проспект, с этого же года электрическое освещение начали устанавливать и в главной императорской резиденции, в Зимнем дворце. Продолжалась электрофикация дворца не один год, вплоть до Октябрьской революции 1917 года в Зимнем соседствовало свечное и электрическое освещение.

Люстра в Константиновском дворце. Стрельня. Фото автора.
Люстра в Константиновском дворце. Стрельня. Фото автора.

Друзья! Больше не буду мучить вас рассказами, смотрите сами, любуйтесь! Конечно, всю эту красоту и разнообразие лучше смотреть в интерьере, ведь, практически все эти осветительные приборы были выполнены индивидуально, под тот или иной стиль помещения дворца или храма. Еще один момент, многие светильники не исторические, а восстановленные по документам, живописным картинам в соответствии с оригиналом.

Люстра в Константиновском дворце. Стрельня. Фото автора.
Люстра в Константиновском дворце. Стрельня. Фото автора.
Люстра в Гатчинском дворце. Фото автора.
Люстра в Гатчинском дворце. Фото автора.
Эрмитаж. Люстра Георгиевского (Большого тронного) зала. Фото автора.
Эрмитаж. Люстра Георгиевского (Большого тронного) зала. Фото автора.
Эрмитаж. Люстра Александровского зала. Фото автора.
Эрмитаж. Люстра Александровского зала. Фото автора.
Эрмитаж. Люстра Золотой гостиной. Фото автора.
Эрмитаж. Люстра Золотой гостиной. Фото автора.
Эрмитаж. Люстра зала Леонардо да Винчи . Фото автора.
Эрмитаж. Люстра зала Леонардо да Винчи . Фото автора.
Эрмитаж. Люстра Гербового зала. Фото автора.
Эрмитаж. Люстра Гербового зала. Фото автора.
Люстра  Меншиковского дворца. Фото автора.
Люстра Меншиковского дворца. Фото автора.
Люстра дворца Коттедж в Петергофе. Фото автора.
Люстра дворца Коттедж в Петергофе. Фото автора.

Друзья, на сегодня все! Спасибо, что уделили время и досмотрели до конца, надеюсь вам понравилось! С вами был Михаил, смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации! Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось - ставьте лайки, пишите отзывы!