Древний человек, научившись строить себе жилище, стал решать новую для себя задачу - улучшение комфорта места обитания, в том числе и освещения жилища. Свет - один из самых важных элементов обустройства жилья у всех народов, и во все времена.
В Древней Руси, как мы все знаем, жилые помещения освещались лучиной. Затем, в качестве источника света стали применять масло и жир, которыми наполняли различные глиняные сосуды, так называемы плошки, тем самым увеличивая продолжительность и эффективность освещения жилого пространства. Следующим осветительным прибором стала восковая свеча, для которой в зависимости от достатка хозяина дома, изготавливались подсвечники из дерева, камня или металла.
Для получения большего объема света, примерно с XV века, стали использовать канделябры, количество свечей на которых могло достигать 20-ти и более единиц. В богатых домах особое внимание уделялось материалу изготовления и эстетическому виду подсвечников. Ведь этот вид осветительного прибора, помимо утилитарных целей - освещения, выполнял и вторую задачу - являлся украшением жилого пространства. В качестве материала применялся металл. Особое распространения получила бронза, помимо этого использовалась латунь, а также серебро и даже золото.
Одной из разновидностей канделябра жирандоль - подсвечник с круговым расположением рожков для свеч, как правило, в отделке этого прибора применялся хрусталь, который к тому же, помимо декоративной составляющей, имел и большую отражательную силу, тем самым усиливая естественный свет сечи. Жирандоли внешне похожи на люстры, только на подставке.
А вот прообразами люстр в России был храмовой светильник - паникадило, центральная люстра в православном храме. Первые такие светильники были одноярусные в виде обода колеса, так называемые хоросы. Позже стали изготавливать и многоярусные. В XVIII веке в Европе с развитием промышленности изготовление люстр достигло больших высот в качестве художественного оформления. Люстры и различные виды подсвечников, изготовленные для интерьеров придворных дворцов и домов знати, были настоящими произведениями искусства, помимо своего прямого назначения стали популярным украшением.
Новую столицу Российского государства - Санкт-Петербург, ставшим таковой в 1712 году, Петр Великий решил построить в европейском стиле, для этого широко применялись культурные, архитектурные и технические достижения Европы. Применимо к нашей теме, русские мастера, используя европейский опыт и направления моды, привносили свои идеи и материалы в изготовлении светильников. Первые люстры появились, конечно, в царских помещениях и во дворцах знатных людей.
Да, благодаря свече появилось большое количество самых различных подсвечников, это уже упоминавшиеся жирандоли, а также брана - подсвечник закрепленный на стене; менора - отличительная особенность - расположение рожков светильника в одной плоскости; шандал - большой, массивный подсвечник с утяжеленным основанием; тапперты - небольшие, на короткой тонкой ножке и, конечно же торшер - напольный светильник на высокой подставке. Такое разнообразие светильников возникло по одной причине - необходимости получить освещение интерьера в разных его частях.
Как не вспомнить еще один вид, скорее источник для освещения, и это керосин - продукт процесса перегонки углеводородов, т.е. нефти. Первые такие керосиновые лампы появились в 1853 году, в России же в начале 60-х годов XIX века. Большое распространение получили фитильные лампы, еще один тип ламп, калильных, получил меньшее распространение.
И вот, наступила эра электричества! Изобретение русского электротехника и изобретателя Павла Николаевича Яблочкова перевернуло следующую страницу в истории, в 1876 году он получил патент на дуговую лампу ("свеча Яблочкова"). Конечно, до Яблочкова, другой русский электротехник Лодыгин тоже вел работы по изобретению лампы накаливания, однако, он применял угольный стержень. В итоге, "Свеча Яблочкова" оказалась более совершенная и простая, к тому же дешевая. Можно уверенно сказать, что у электрической лампочки несколько "отцов", практически несколько человек внесли свой весомый вклад в это изобретение!
И уже с конца XIX века начали производится электрические светильники, к тому времени в торговых точка Петербурга и Москвы можно было купить такой светильник на свой вкус и кошелек, причем как отечественного производства, так и привезенные из-за границы.
А первые электрические фонари появились на одной из улиц Петербурга - Одесской улице в 1873 году, то были лампы системы Лодыгина. Позже, в 1879 году получил освещение Литейный мост, яркая иллюминация из 12 фонарей поразила горожан, на это раз это были лампы Яблочкова. В 1883 году получил освещение и Невский проспект, с этого же года электрическое освещение начали устанавливать и в главной императорской резиденции, в Зимнем дворце. Продолжалась электрофикация дворца не один год, вплоть до Октябрьской революции 1917 года в Зимнем соседствовало свечное и электрическое освещение.
Друзья! Больше не буду мучить вас рассказами, смотрите сами, любуйтесь! Конечно, всю эту красоту и разнообразие лучше смотреть в интерьере, ведь, практически все эти осветительные приборы были выполнены индивидуально, под тот или иной стиль помещения дворца или храма. Еще один момент, многие светильники не исторические, а восстановленные по документам, живописным картинам в соответствии с оригиналом.
Друзья, на сегодня все! Спасибо, что уделили время и досмотрели до конца, надеюсь вам понравилось! С вами был Михаил, смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации! Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось - ставьте лайки, пишите отзывы!