«Кто хочет писать репортажи буквами?» С этого вопроса начал речь Владимир Ворсобин. Для спикера было важно понять аудиторию, а для той — правильно ли выбрана профессия. Ведь в журналистике нужны не только знания, но и практика. Это реализует проект «Школа журналистики «КП».
В декабре 2022 года «Комсомольская правда в Санкт-Петербурге» и Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов провели конкурс работ. Сорок пять лучших авторов стали учениками «Школы журналистики». Подобный проект проводится третий раз среди 11-классников всей России. С учеников требуется прохождение вступительного испытания, выполнение домашнего задания и посещение занятий, чтобы получить заветный «билет» в будущее.
За это время участники побывали на лекциях шеф-редактора «Комсомолки» Евгения Созонова, главного редактора медиагруппы «Комсомольская правда в Санкт-Петербурге» Ирины Жегловой и руководителя креативного отдела Алены Чичигиной. Получили практику на радио, узнали об основах фотографии и криминальной журналистики.
«ДИНОЗАВР» ЖУРНАЛИСТСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
Обучение в «Школе журналистики» продолжается. Тема новой лекции — процесс создания, реализации журналистского расследования. Для этого в зал СПбГУП был приглашён, как себя назвал лектор, «динозавр» журналистского расследования.
Владимир Ворсобин — политический обозреватель газеты и ведущий на радио «Комсомольская правда», лауреат премии Правительства РФ в области СМИ за серию резонансных расследований — 21 апреля рассказал не только о своём опыте, но и о журналистике в целом. На лекцию пришли как студенты университета, так и школьники с общей целью: лично пообщаться с экспертом.
Журналист — тренированный мускул
— Сейчас важное время, — начал Владимир Ворсобин. — вы похожи на диски памяти. Необходимо много узнавать, иначе не овладеете ни разговорным, ни письменным жанром. Журналист должен иметь познания в разных областях. Это чертовски необходимо. Вы не представляете, как я благодарен своим преподавателям, ведь, как выяснилось, по работе журналист — тренированный мускул. В любом репортаже или эфире видно образованного человека.
Не столько учёба, сколько практика
— Журналистика — это практика, практика, практика. — Объяснил эксперт. — Если вы не хотите писать или не читаете сюжеты коллег, то скорее всего просто теряете здесь время.
Работа на имя
— Сначала денег не будет. Это правило, имеющие мало исключений. Важно желание работать не из-за денег, а чтобы сделать имя брендом. Когда говорят: Я знаю Сидорова. — Приводит пример спикер. — Ему стоит доверить тему и подписаться на его канал, потому что человек — профессионал. Всё не просто так: Сидоров сначала мучился без денег, а через время получил результат. Это о том, что лично с моего курса университета журналистами стали всего несколько человек.
ЛЕКЦИЯ — ДИАЛОГ
Пришедшим была предоставлена уникальная возможность — диалог с экспертом. Как говорится, глупых вопросов не бывает, поэтому и школьники, и студенты охотно обращались к Владимиру.
Интересное и неинтересное
— Каждое предложение даже в самом проходном репортаже не стоит писать просто, чтобы было. — Советует мастер. — Предложение должно иметь крючочек, прелесть. Это кропотливый труд, но, возвращаясь к понятию бренда, подобное просто необходимо. Зацепитесь за любую необычную деталь. Спросят: «Что за анекдоты в тексте?» Ответ прост, чтобы человек заинтересовался и прочитал.
Риск в журналистике
— С одной стороны, — делится обозреватель «КП». — за это не платят. С другой, если вы — расследователь, то на погоны кителя необходимо вешать звёзды. Допустим, мы не занимаемся подобным. Прокуратура, следователи могут пройти мимо какой-то истории. Мы же просто взяли и рискнули, зато помогли человеку.
О курьёзных ситуациях
— В вашем возрасте — признаётся Владимир. — я пришёл в газету. Получил задание: организовать прямую линию с министром транспорта Москвы. Созвонился с пресс-секретарём и, определив время, совершил ошибку: забыл поставить анонс. Естественно, я, как ещё зелёный журналист, испугался. Повезло, в тот день министра уволили. Можно надеяться на подобный удачный случай, но лучше быть уверенным в себе.
Также Владимир Ворсобин дал напутствие будущим журналистам. Он закончил лекцию, рассказав правило, которым и сам руководствуется в работе.
— Чем больше задеваются чувства читателя, тем круче материал и сильнее запомнят вас. Таким принципом пользуюсь и я. Вас затронуло — пишите, достучитесь до читателя.
ПОДАРКИ ДЛЯ АУДИТОРИИ
Для участников были подготовлены полезные подарки от «Комсомольской правды». В конце лекции награду за смелость получили студентка первого курса журналистики и ученица «Школы журналистики «КП» за, как сказал эксперт, неудобные и провокационные вопросы про его расследования.
После аплодисментов, когда аудитория покинула зал, несколько участников «Школы журналистики» остались, чтобы поговорить с Владимиром. Один из них даже взял интервью у мастера. Участники проекта не хотят упускать возможность получить драгоценный опыт, поэтому с нетерпением ждут нового занятия.