BMW E21 – первый купе среднего класса 3 серии, которая впервые была представлена публике в июле 1975 года на Олимпийском стадионе Мюнхена.
Эта модель стала достойная сменой легендарных купе BMW 2002 (кузов 114 и E10).
Параллельно c БМВ Е21 выпускалась и BMW 1502 (114), которая предлагалась в качестве экономичного автомобиля во времена топливного кризиса.
BMW E21 так же выпускался в кузове кабриолет и разрабатывался кузовными ателье, например таким как – Baur (кабриолетов от этой компании было выпущено 4595).
Европейские исследования, проведенные в 1980 году показали, что самыми продаваемыми моделями 3-й серии были 320i – 31%, затем 27% – 316, 318 – 24%, и 323i – 18% продаж.
BMW E21 отметилась и в автоспорте. Версия Group 5 в 1977 году заменила уже устаревший 3.0 CSL. Автомобиль оснащался двигателем мощностью в 300 л.с. (220 кВт) и был разработан отделом BMW Motorsport.
Помимо главной команды завода McLaren, автомобиль использовался командой BMW Junior Team, пилотами которых были Манфред Винкельхок, Эдди Чивер, Марк Зурер, и в 1977 году они выиграли Deutsche Rennsport Meisterschaft.
Автомобиль также использовался в Macau Grand Prix Guia Race в 1981 и 1982 годах.
На основе гоночной 320i была создана специальная версия для коллекции Art Cars – 320i Art Car 5 racing version Roy Lichtenstei.
Дизайн BMW E21
Индекс модели “I” означал, как упоминалось выше, что на автомобиле установлен инжекторный двигатель, остальные – карбюраторные. Наружные зеркала заднего вида транспортных средств получили электрическое регулирование, а их корпус был сделан из черного пластика (315-я модель имела ручную регулировку), устанавливались они на дверной панели, в так называемых зеркальных треугольниках.
Передний бампер был модифицирован и оснащен большим спойлером. Для некоторых экспортных рынков, БМВ 315 временно оснащалась двигателем от модели 318i под названием “318i Bavaria”.
Салон BMW E21
До 1980 года модели E21 имели один вариант салона. С 1981 года, модификации с разными двигателями отличались в различных деталей интерьера. У моделях 1981 года с шестицилиндровым мотором интерьер был изготовлен с более высококачественных обивочных тканей.
Технические характеристики BMW E21
Двигатели BMW E21
Первыми моделями E21 стали BMW 315, 316, 318, 320, и 320i. Индекс «i» указывал, что на автомобиле используется инжектор, (Bosch K-Jetronic) вместо карбюратора Солекс (Solex).
До сентября 1977 года автомобиль выпускался с четырехцилиндровым двигателем BMW M10, а после, он стал комплектоваться шестицилиндровым двигателем M20.
Визуальные отличия: на шестицилиндровые модели устанавливались четыре круглые фары, на четырехцилиндровые две большие.
В двигателе M20, как и в большинства двигателей блок цилиндров был из стали, головка блока алюминиевая . Двухлитровая модель имела диаметр цилиндра 80 мм и ход поршня 66 мм, у 2.3-литровой – 80 мм/76.8 мм. На двухлитровый двигатель устанавливался карбюратор Солекс, 2.3-литровый мотор был оснащен инжектором K-Jetronic, который был похожим на тот, что применялся в двухлитровом двигателе M10.
В одно время с изменением силовых агрегатов компания обновила и шасси. 320/6 стала заменой для 320 и 320i. Под капотом E21 не нашлось места для установки вентилятора с приводом от двигателя, поэтому в двигателе M20 был применен электрический привод вентилятора. Вместе с четырех-ступенчатой коробкой, начала устанавливаться и пяти-ступенчатая коробка передач. На шестицилиндровых E21 коробка-автомат отсутствовала.
В 1977 году на четырехцилиндровых Е21 были заменены вентилируемые передние тормозные диски на сплошные, а в 323i на задних колесах стали использовать дисковые. На 323-ю модель начали устанавливать мощную, жесткую переднюю подвеску, двух-трубную выхлопную систему, салон Recaro и новую приборную панель. В этом же году стабилизатор заднего моста устанавливался только на 323i и на 320i в качестве опции в пакете Sport. 320i Sport Package имела ещё индекс 320iS, на эту модель были установлены спортивные сиденья, диски BBS и спортивный передний спойлер.
В конце 1979 года кузов E21 был обновлен. Обновления позволили под капотом поместить вентилятор с приводом от двигателя в шестицилиндровых моделях. Немного изменился и интерьер. В этом же году двигатель M10 объемом 1.8 литров с инжектором K-Jetronic заменил предыдущую версию четырехцилиндрового двигателя M10 с инжектором, который выпускался с 1977 по 1979 годы исключительно для рынка США.
Подвеска BMW E21
Передняя подвеска Е21 – МакФерсон с наклоном передних стоек назад для улучшения рулевого управления. Передний стабилизатор использовали как опору рулевой тяги. Передние тормоза устанавливались вентилируемые, дисковые с фиксированным суппортом и 2-мя поршнями. Задние тормоза – ставились барабанные.
Конкуренты BMW E21
Главным конкурентом E21 считается Audi 80 серии B1 выпускаемая с 1972 по 1978 год и B2 серии выпускаемая с 1978 по 1986 год, а так же Опель Манта и двухдверные Опель Аскона и Фольксваген Джетта первого поколения.
В середине 1983 производство Е21 было прекращено на его замену пришел новая модель 3 серии – E30. За все время выпуска было произведено 1 364 039 автомобилей.
Источник: https://www.bimmerfest.ru/bmw-e21-opisanie/?ysclid=lhorpjijkj809904500
Общие данные
Производитель:
Bayerische Motoren Werke AG
Годы производства:
1975—1983, выпущено 1,364,039 шт.
Класс:
Средний
Дизайн и конструкция
Тип кузова:
2‑дв. седан (4‑мест.)
Платформа:
BMW Neue Klasse
Компоновка:
переднемоторная, заднеприводная
Колёсная формула:
4 × 2
Двигатель
l4 и l6, 1500-2300 см³
Массогабаритные характеристики
Длина:
4355 ± 1 мм
Ширина:
1610 ± 1 мм
Высота:
1380 ± 1 мм
Колёсная база:
2565 мм
На рынке
Сегмент:
D-сегмент