Найти тему
Русское письмо

Троица Рублёва возвращается в Лавру

Яндекс картинки
Яндекс картинки

Такого рода сообщения всегда вызывают у меня двойственные чувства.

Я - не священник, но достаточно долго работал в музейной сфере, а основную часть жизни посвятил делу охраны исторического и культурного наследия.

Практики, связанные с сохранением объектов культурного наследия - сложны, неоднозначны, противоречиво регламентируются законодательством и здесь всегда имеются не просто лазейки для особо шустрых, но и прямые дыры для волюнтаризма.

Российское законодательное творчество началось серьёзно с 1977 года выпуском Закона " Об охране и использовании памятников истории и культуры". Тут стоит отметить, что слово "памятник" юристы впоследствии поменяли на слово "объект", им так проще, типа, "кто его посадит, он же - памятник.

Занимался я преимущественно памятниками архитектуры и мемориальными объектами, но в рабочей обстановке слово "памятник" являлось понятным обозначением сути вещей. Расскажу один небольшой анекдот-быль из практики: назначили нам как-то одного мужичка в начальники. Мужичок до этого работал в Москомархитектуре, тогда носившей наименование Главапу( Главное архитектурно-планировочное управление). Поскольку в теме охраны наследия дядя ничегошеньки не понимал и понимать не желал, то занимался он в основном слежкой за сотрудниками и выяснением того, чем они занимаются в рабочее время не находясь за столом, где по мнению руководителя было их рабочее место.

Тот факт, что без знания живьём объектов невозможно произвести сколь-нибудь профессиональный анализ ни проектной документации , ни процесса ведения работ, нашего нового "охранника" не интересовал.

В книге разъездов обычно писали адреса инспекционных поездок, чаще от балды, поскольку никому в голову ранее не приходило проверять был ли ты там или не был. Ведь если ты не знаешь материал, как будешь принимать решения?

Этот дяденька решил поймать меня на горячем: в книжке я написал Цветной бульвар или что-то ещё, так этот специалист съездил туда и не обнаружив меня, накатал докладную. В числе несуразностей, всколыхнувших до коликов наше профессиональное общество, была ссылка на то, что "никаких памятников по данному адресу не обнаружено"!

Когда главный начальник, знавший Москву лучше родинок на теле своей жены, прочитал этот опус, он долго и внимательно смотрел то на меня, то на автора докладной, а потом спросил: - что Вы имели ввиду под словом "памятник?

- Так это любой знает, я - всё же специалист, скульптуру или скульптурную композицию, конечно, - ответил тот уверенно и снисходительно!

Звезда нового начальничка начала закатываться.

Но я отвлёкся: дуболомов везде хватает и смеяться над убогими- себя не уважать!

Итак: памятник мирового значения икона Троицы, уверенно приписываемая Андрею Рублёву, по Указу товарища Путина передаётся в Троице Сергиеву Лавру! Годик покантуется в храме Христа Спасителя и назад на родину, где находилась до 1929 года.

- Отличная новость, - скажет часть верующих, - какой кошмар, - скажет любой профессионал, в среде которых верующие тоже имеются!

Вообще, история с иконой Троицы довольно интересная: переписывали её множество раз, я даже не берусь утверждать процентное соотношение подлинных "рублёвских" частей памятника, но факт остаётся фактом: в Третьяковке она чувствовала себя может быть в гостях, но по крайней мере была здорова! Настолько, насколько может быть здоровой деревяшка, покрытая левкасом и красками, которой 600 лет!

Последняя её поездка в Лавру обошлась иконе, если верить Научно-реставрационному Совету Третьяковской Галереи, очень дорого! Желающие легко найдут соответствующую информацию! Дело не только в транспортировке, важнейшее для живописных памятников соблюдение термо- влажностного режима не могло быть соблюдено в условиях действующего храма.

Это всегда дилемма: с одной стороны икона- часть сути православной церкви и важнейший элемент церковного убранства, с другой - памятник культуры, по закону принадлежащий всему обществу, независимо от вероисповедания.

Именно эти аргументом академик Янин когда-то отговорил Ельцина возвращать Троицу в Лавру!

Что важнее для церкви, объект культа или сохранность, а значит,
само существование памятника?

Тезис : Богу - богово, кесарю - кесарево, как-то вступает в противоречие с реальностью.

Боюсь это сообщение вызовет столько разных эмоций, что общество в очередной раз расколется непремеримо, а оно нам надо?

В своё время Борис Годунов заказал копию Троицы для своего подарка - золотого оклада. И ничего страшного не произошло!

И обратите внимание: и оклад Ивана Грозного и копии Троицы практически остались целыми, все рады, все молятся, а кто хотел - ходил в Третьяковку!