Люцина: Вы уже знаете, какой первый вопрос. Представьтесь!
Юлия: Меня зовут Смолина Юлия, мне через пару недель 39 лет, у меня прекрасная семья, прекрасный муж и двое детей, я один из организаторов самого крупного на Урале маркета локальных брендов Che Market, так же я руководитель центра художественной гимнастики Ева, вместе с супругом у нас совместный проект — мы делаем изделия из кожи ручной работы для людей и для животных.
Люцина: Поприветствуем Юлию!
Кристина: Эта такая интересная история про представиться, потому что в последний месяц я вечно где-то представляюсь. И каждый раз к этому уже что-то новое добавляю. Поэтому я уже говорю, что я Кристина и я очень многогранный человек (смеется).
Попробую по твоему сценарию.
Я Кристина Садова, мне 37 лет, я родилась и выросла в Челябинске и очень люблю этот город, что реализуется в части моих проектов — это Che Market, где я являюсь соорганизатором, так же у меня есть свой бренд натуральной косметики, я мастер трансформационных игр и успешно их провожу, так же я отучилась на психотерапевта (и это тоже моя новая грань). Кроме этого, я жена и мама. Мы с семьей очень любим путешествовать и активно это делаем в любое время, для нас нет обстоятельств и есть только желания. Еще я гедонист про любовь к винишку и еде — это грань, которую я особенно люблю (смеется).
Как видишь, я многосоставная личность.
Люцина: Про маркет. Как все начиналось? В этом году уже 8 лет, большая цифра.
Юлия: Мы вообще не делали ставку на маркет. (смеется)
Кристина: Можно расскажу свою версию. Я считаю, что это большая Юлина заслуга, я бы сама не дошла до этого. У меня даже мысли такой не было! Все началось банально с инстаграма. Юля была на меня подписана, у меня был тогда очень мамский аккаунт и, судя по ее комментариям к постам, я понимала, что мы с ней очень созвучны. У Юли был закрытый аккаунт и хотя я очень трепетно пускаю в свое поле незнакомых людей, я подписалась на нее в ответ. Случился какой-то коннект.
Перед Новым Годом меня уволили с работы, я выложила пост, что закончилась одна глава моей жизни, надо начинать что-то новое, искать новые смыслы — примерно так было. И мне пишет Юля.
Юлия: Подскажу смысл!
Кристина: Да-да. Юля написала, что ее тоже сократили по работе и есть предложение встретиться после Нового года.
Мы встретились 3 января в кофейне. Даже помню в какой. Юля рассказала, что хочет женский клуб. Я такая: вау! как интересно!
Юлия: Между прочим, у нас даже было название! Первая буква красная, последняя зеленая — точно не помню. Success club от Смолиной и Садовой.
Люцина: Так вот почему на первом маркете был баннер с этим словом! Я думала, что это пресс-вол, который остался там от кого-то.
(Смеемся все)
Кристина: Мы тогда не делали никаких ставок на маркет, все на клуб. Юля просто предложила, сказав, что интересная тема, можно попробовать. Несмотря на то что про маркет думали меньше всего, на самой первой встрече родилась концепция, которой мы до сих пор придерживаемся — делать, как для себя. Мы сразу обсудили, что маркет будем делать такой, на который мы сами заходим. Не просто коммерческий проект.
Юлия: Там вообще разговора о коммерции не было, мы даже не планировали зарабатывать.
Кристина: Так как у нас в городе такого не было, то мы решили попробовать.
3 января мы встретились, на 1 марта назначили первый маркет. Нас тогда поддержал Илья (муж Юлии). Ему понравилась идея. Именно он придумал название, кстати. Про Челябинск всегда ласково говорили Че, но писали русскими буквами, мы взяли латиницу и получилось коротко и понятно.
Я помню, как на первый маркет меня привез Дима. Мы тогда еще не стояли на входе, там были ребята из благотворительного фонда.
Юлия: Я никогда не забуду этот момент! Он запарковал машину, выгрузил все, донес все пакеты Кристины, повернулся ко мне и говорит: вы сами не понимаете во что ввязываетесь!
Кристина: И на самом деле он был прав! Он, конечно, шутил, Юля тогда еще не знала и его юмор. Но фраза оказалась пророческой.
Мы тогда не понимали, во что это выльется, как мы это будем делать.
Чтобы ты понимала, на первом маркете у нас был фитнес-тренер, которая проводила мастер-класс, то есть мы запихивали в него все лучшее сразу. Где-то чего-то насмотрелись, подумали, что будет классно.
Только со временам мы вывели свой формат. Не знаю, как сейчас происходит в других городах, давно не ездили, но, на мой взгляд, у нас уникальный формат.
Когда нам пытались кучу раз навязать ведущего, живую музыку, развлечения и прочие. Мы для себя вывели формулу, что как только на маркете появляются развлечения, это перестает быть маркетом и становится фестивалем. Люди приходят на Che Market за покупками и общением.
Маркет в какой-то момент стал четким местом для покупок. То есть люди идут и планируют свое время, свои бюджеты и так далее. И стал местом для встреч. Бывает такое, что подругам некогда встретиться, а тут они понимают, что придут на маркет и сделают несколько дел сразу. Увидятся, спокойно выпьют кофе-чай-морс, вкусно покушают, еще и шопинг устроят. Бинго!
Единственное, что не хватает в данный момент — это детской зоны. Есть мамы, которым не с кем оставить детей или они специально хотят их взять с собой, потому что для ребенка это тоже развлечение.
Юлия: Некоторые дети выросли на маркете
Кристина: Учитывая сколько детей рождается по ходу лет маркета, то может мы все-таки как-то решим этот вопрос.
Теперь жду, как все начиналось с Юлиной точки зрения.
Юлия: Все было по-другому! (смеется)
Я на тот момент была во втором декрете, до этого 10 лет работала в банке. Потом его продали и мне уже некуда было выходить на работу. Не хотела возвращаться в эту сферу, так как устала от такой нагрузки. И вот я ходила с коляской по парку Пушкина и все время думала, куда мне пойти? Через год я выйду из декрета, какие действия?
Я была подписана в инстаграме на Московских блогеров и они рассказывали, как делают какие-то мероприятия, похожие на маркет. Я просто за этим наблюдала, никаких мыслей не было.
Гуляла-гуляла с коляской и размышляла: что лучше всего я умею делать? Поняла, что делать ничего не умею (смеется). Лучше всего умею организовывать, потому что я 10 лет руководила людьми в банке. Я там сделала карьеру от простого менеджера до руководителя трех городов. Умею руководить и организовывать. Значит, надо оттуда плясать.
Но во втором декрете у меня проснулась какая-то нотка творчества. В то время были очень популярны наборы для оформления детских дней рождений. И я дома на компьютере делала их. Сама отрисовывала колпачки, гирлянды и прочие. Распечатывала и вырезала. Я не превратила это в какую-то коммерцию, просто в инстаграме показывала. Сделала себе, Грише на день рождение, знакомым.
Гуляя в парке, решила, что можно и это дело монетизировать. Тогда и подумала про маркет. В Челябинске на тот момент такого не было, как я думала. Плюс, у меня было несколько знакомых девочек в декрете, все что-то делали: одна шила, вторая декупажем занималась. Стало интересно создать место для нашей реализации.
Но как же мне организовать маркет? Надо как-то людей собрать. Это было горячее время инстаграма, все друг на друга подписывались, внимательно смотрели. И на мой взгляд в Челябинске тогда был только один нормальный блогер
Кристина: Надо дописать, что я в этот момент показываю на себя и глажу по голове. (смеется)
Юлия: Я была на нее подписана и она всегда была очень отзывчива с подписчиками. И как-то так мы начали общаться через экран.
И я понимала, что собрать маркет можно только с человеком у которого есть какая-то аудитория. А Кристина на тот момент организовывала какие-то мамские встречи, собирала уже людей вокруг себя.
3 января при обсуждении мы были уверены, что женские клуб будет в топе, а маркет так…ну как получится. Жизнь все расставила по своим местам.
Кристина: Причем, начали мы с клубом за здравие!
Люцина: То есть клуб успел поработать?
Кристина: Я тебе больше скажу, у нас были даже пластиковые карты для вступления в клуб! А какие фотопроекты мы делали. Одни из первых в городе, между прочим.
Юлия: Мы тогда просто уперлись в то, что не было разнообразия мастер-классов.
Люцина: Сколько участников было на первом маркете?
Юлия: 28 человек!
Кристина: Половина из них просто мои знакомые.
Юлия: А на маркет пришли все подписчики Кристины просто на нее посмотреть. Я это четко отследила. 300 посетилей.
(Смеемся)
Люцина: Как вы набирали первых участников? Там же только половина твои знакомые, кем были другие?
Кристина: Я написала пост у себя в инстаграме. А еще мы открывали ВКонтакте и просто набирали: рукодельники, Челябинск. Писали многим сами.
Юля: Но так было только первый маркет. На второй все начали писать сами. Насколько я помню, мы сразу после окончания первого набрали участником на следующий. И ты со второго маркета с нами уже была.
Люцина: Я была с вами со второго маркета. А есть те, кто с первого и участвует до сих пор?
Юля: У нас есть один участник из Екатеринбурга, она с нами буквально с самого первого маркета. Не знаю, как доверилась тогда. И она на тот момент участвовала во многих маркетах, что было для нас хорошо, так как мы получили интересные советы от нее.
На второй маркет пришло уже чуть больше Кристининых подписчиков, а потом уже пошла молва.
Первые года два маркет развивался за счет инстаграма Кристины, нужна была каждый раз эта подпитка.
Кристина: А сейчас приходят и говорят, где наши мужчины?
Юлия: А некоторые просят меня позвать "хозяйку маркета". Очень удивляются, что это я на входе стою. (смеется)
Кристина: На самом деле, мой инстаграм помогал, но еще больше работало сарафанное радио. Мы создали продукт, о котором хотели рассказывать.
Была просадка у нас, когда был последний маркет в Park City. На нем было так много людей, что кто-то испугался толпы. И даже когда мы переехали в WTC не все понимали, что сменилась площадка и боялись к нам идти. Понадобилась время, чтобы эта ситуация выровнялась, чтобы посетители привыкли к новому адресу.
Хотя, это так же была для нас огромная точка роста. Park City сами отказали нам в помещении на маркете, их тоже можно понять, они не рассчитаны на такую толпу.
Юлия: Как сейчас помню этот момент, когда я только хотела расслабиться после выходных с новогодним маркетом, отпустить дела, а мне звонят из отеля и говорят, что расторгают с нами договор. До Нового года пять дней, мы уже во всю ведем набор участников на февраль, а площадки нет.
Кристина: Когда нас попросил уйти отель, мы долго искали другую площадку, потому что не хотели вставать в WTC, там уже был маркет. Это было очень сложное решение, но в городе не было других вариантов.
Не знаю, можно ли так говорить, что когда мы зашли на эту площадку, то работа других маркетов на этой площадке начала сходить на нет. Потому что мы показали другой уровень организации, который получил больший отклик.
Юлия: У нас были принципы, которых мы придерживались тогда и сейчас.
Например, мы не брали много участников с похожим товаром. Нам хотелось сразу делать уникальное место с уникальным товаром. Мы проводили очень тщательный отбор, многим отказывали, многие на нас обижались.
Мы не брали тех, кто участвует во многих маркетах города, так как они не так интересны людям, в этом нет эксклюзивности.
Кристина: В какой-то момент еще случился бум маркетов. Их проводили чуть ли не каждую неделю.
Люцина: Кстати, да! Как вы думаете, с чем это связано?
Юля: Всем казалось, что легкие деньги.
Кристина: Пока мы не пришли в WTC, нас никто не воспринимал серьезно, а когда мы показали на что способны, да еще и зашли на площадку, где уже происходило что-то подобное, все такие: о, так можно много маркетов делать.
Юлия: Многим казалось, что это очень легко. На тот момент маркету было 3 года, у нас была наработанная аудитория, но кто-то думал, что мы просто столы поставили, деньги со всех собрали и сидим.
Мы перманентно росли, шаг за шагом, начинали с 300 посетителей. Первые 6 лет работы мы двигались только на инстаграме, потом подключили радио, афиши и прочие.
Кристина: А сколько мы огребали от некоторых опытных участников, что мы все делаем не так. Всегда есть такие участники, которые лучше знают, как надо.
Юлия: К слову, мы прислушиваемся, но к адекватному преподнесению.
Люцина: Есть те, кому вы точно отказываете в участии?
Кристина: Каждый раз есть какой-то бум продукции, мы отказываем, потому что чего-то становится слишком много. Сейчас это свечи. Была такая же история с бабочками, потом были капкейки, потом шапки, сейчас еще начинает набирать обороты натуральная косметика.
И здесь хочется обратиться ко всем производителям не важно какого масштаба — делайте что-то уникальное. Это наша боль, когда мы получаем десятки одинаковых заявок.
Кристина: Есть те, кто обижается, что мы из маркета в маркет берем каких-то участников. Но мы то понимаем, что все эти ребята пришли к нам когда-то нулевыми. Они выросли у нас на глазах. И если в ком-то мы увидим такое же желание развиваться, то мы возьмем.
Все хотят легкую дорогу в классную обстановку и ничего для этого не делать. Мы каждый маркет говорим, как важны соц сети. Ребята, видите, упоминайте, развивайте.
И те, кто это понимает, супер активно все постят.
Если кто-то из постоянных участников перестанет хорошо готовиться к маркету, то мы будем менять их. Это нормально.
Люцина: Мне многие гости наоборот говорят, что им приятно видеть здесь постоянных участников. Это приятные якоря, даже что-то про спокойствие.
Юлия: Мы в 2020 году первыми провели маркет в ограничениях. Как только стало возможным работать, мы все сделали. И для людей это стало знаком того, что жизнь продолжается. Не было никаких мероприятий в городе.
Мы делали, соблюдая все условия: мерили температуру на входе, сократили количество участников, увеличили проходы, следили за количеством людей в зале. И получили огромное количество обратной связи от посетителей, что им стало морально легче от того, что они видят: мир не остановился.
Как нас только некоторые не проклинали за этот маркет, конечно. Кого-то не устраивали ограничения, кого-то сам факт того, что мы проводим маркет.
Кристина: Мы за эти годы чего только не слышали про себя. Но сейчас я понимаю, что так у нас тоже формировалась публика маркета — максимально лояльная к нам. Остальные отсекались.
Сложно было объяснить, что маркеты, которые проходили в пандемию, они были для участников. Потому что им негде было зарабатывать. Многие, к сожалению, не выдержали пандемию.
Не все понимали, что мы шли на это ценой своих нервных клеток, соблюдали все возможные-невозможные правила.
Мы могли до конца пандемии проводить онлайн-маркеты, не выходить из дома и даже не париться. Но для нас каждый участник — ценность, они как дети.
У нас очень много кейсов, когда участники выросли из маркета. Мы ими очень гордимся.
Юлия: У нас очень лояльная аудитория, которая мы очень благодарны. Она прошла с нами огонь-воду и медные трубы.
Кристина: Многие не понимают, почему мы до сих пор стоим на входе. А для нас это про гостеприимство. Мы пускаем посетителей, как к себе домой. Наши мужья так же.
Юлия: У нас уже дети стоят на входе. Гриша уже считает, что благодаря нему идет новая аудитория. (смеется)
К нам постоянно идут, мы пробуем новые способы рекламы, всегда привлекаем новых людей.
Кристина: У нас много иногородних участников и мы постоянно получаем такие теплые отзывы на аудиторию нашего города. Все думают, что в Челябинске все такое суровое, а оказывается, что здесь отзывчивая и душевная аудитория. У нас есть истории, когда победители приходят к участникам с подарками, с пирожками и яблоками из сада! Это очень мило и говорит о том, что выстроено классное коммьюнити.
И в прошлом году многие приходили с такой паникой в глазах, а у нас чуть выдыхали, успокоились.
Люцина: Я помню это, все обнимались тогда.
Кто сейчас в команде маркета?
Юлия: Все, кто делает маркет пришли в него как-то по зову души, мы особо никого не искали. Если говорить про декораторов и дизайнеров.
Для многих может стать открытием, что в нашей команде: я, Кристина, наши мужья и все. Мы все делаем сами. У нас даже нет смм-щика, потому что кроме нас так хорошо аудиторию никто не знает. Мы сами отвечаем на почту, сами общаемся со всеми в директе. Только бухгалтерию папа мой ведет. Нет никакой большой команды, как многие думают.
Где-то на этапе подготовки я больше делаю работу, на самой площадке Кристина. Она более эмоционально стабильная. (смеется)
Кристина: Все знают, что если Юля не в настроении, то лучше к ней не подходить.
Юлия: Был один раз когда я разревелась, нервы не выдержали, груз ответственности всегда большой.
Люцина: Как вы выбираете участников?
Юлия: Смотрим, что мы бы сами купили, что-то на интуиции, что-то из опыта.
Кристина: Какие-то решения принимаем через обсуждения, бывает что не сразу понятно, брать или нет
Люцина: Что помогает вам в организации? Я вижу процесс изнутри, это очень сложная работа.
Кристина: До появления маркеты мы обе работали в системе. Для нас это понятно. Думаю, что творческий человек никогда бы не стал организатором маркета именно в том формате, в котором это делаем мы. Потому что ему бы просто не хватило правил и умения делать по инструкциям. Другой склад психики.
Юля: Скажу, что работа с творческими людьми достаточно сложная. Я десять лет в банке работала и думала, что это сложно, но когда я окунулась в творческую среду… В банке было проще (смеется). Это люди настроения, это люди с креативным подходом ко всему, ты никогда не предугадаешь их действия.
Люцина: Что вам помогает двигаться дальше? В чем мотивация?
Юлия: Любовь к своему делу.
Кристина: Мы видим, для чего мы это делаем. Мы видим людей, которым мы приносим радость. Мы видим участников, которые растут, мы видим посетителей, которые уходят с маркета заряженные улыбчивые.
Это история для людей. Весь проект про людей и для людей.
Мы понимаем, что людям нужно общение. За все годы маркета нам много раз говорили, что офлайн мероприятия никому не нужны, что проще заказать в интернете. Но мир настолько ушел в соц сети, что людям хочется живой энергии. Первый маркет после отмены ограничений по пандемии был фееричный. Все переоценили ценность настоящего общения. Все поняли, насколько важно находиться в здесь и сейчас. Маркет как раз про это.
Если в какой-то момент сесть и посмотреть на посетителей маркета, то можно заметить, что люди идут, не смотря в телефон! Они общаются. Это очень круто. Это такая энергия, которую ты встретишь не везде.
Юля: Мне ценно понимать, что мы не ставили себе никогда масштабных целей, мы все восемь лет развивались в потоке и по наитию. Сейчас смело можем сказать, что Che Market — самый крупный маркет на Урале.
Мы начали, потому что хотелось сделать что-то интересное для города. Маркет — это площадка для реализации творческих людей этого города. И как будто бы делаем город немного теплее этим. Это мотивирует.
Нам очень помогают наши мужья. Мы всегда чувствуем их поддержку. Они с самого начала помогают нам с маркетом. На входе постоять, стулья расставить, столы поменять, что-то прикрепить — могут все.
Мы с Кристиной основные организаторы, но, в целом, это маркет двух семей. Как будет развиваться дальше не знаю, может и дети подключаться.
Люцина: У нас Челябинск — это равно семейные бизнесы. Многие об этом говорят.
Юля: И здесь точно чудеса создаются руками. Это про наш край.
Люцина: Что посоветуете тем, кто хочет на маркете, но пока не попадает?
Юля: Если мы вам несколько раз отказывали в участии, то не переставайте подавать заявки. Мы всегда всех отсматриваем, вы растете. Все случится. Стоит быть упорными, но мягкими и экологичными.
Кристина: Если сложность с оплатой места, то мы каждый раз проводим розыгрыш одного бесплатного участия. Правда отдаем всегда три. (смеется) Пользуйтесь всеми способами. Главное, не давите на жалость. Такие истории тоже были. Мы не можем и не должны всем помогать. Не играйте в жертву, придумайте вариант.
Люцина: Кого вы хотите еще видеть на маркете?
Юлия: Я бы хотели видеть с обувью кого-то. Не хватает участников с разными кожаными изделиями. Предметы декора и интерьера. Какие-то вазы, больше посуды. Не хватает уникальных украшений, необычных, даже странных может. Стало много одинаковых. Больше разной одежды.
Кристина: Про одежду хочу отдельно сказать. Все шьют одинаковые вещи. Не то что на маркете, мы берем разных на маркет, но в заявках одни оверсайз худи. Хочется интересного. Не хватает. Ниша свободная.
Люцина: Маркет — хороший тест уникального продукта. Все думают, что надо прийти с чем-то безопасным. А по сути на маркет приходит именно та аудитория, которая хочет интересного.
Кристина: Готовая горячая аудитория. Как правило, самые нестандартные заходят лучше всего. Это моментально вызывает отклик.
Люцина: У вас проект абсолютно точно про развитие города. Будут читать и участники маркета и посетители. Что бы хотелось им всем сказать? Как-то подзарядить всех что-то созидать.
Юлия: Мне хочется, чтобы все бережнее относились к друг другу и окружающей среде. Чтобы каждый следил за собой, а взрослые следили за своими детьми. Если мы все будем соблюдать какие-то элементарные вещи и следить за своими эмоциями, проще говоря, меньше скандалить, то нам всем будет проще жить.
Мы живем в сложное время, но, вместе с тем, уникальное. Если мы все будем желать добра своему городу, то, наверное, у нас будет большое будущее.
Кристина: Очень хочется уважения к месту. Ругать очень просто. Это самая простая позиция скатиться в этот негатив. Гораздо круче и ценнее искать плюсы. Получать удовольствие здесь и сейчас.
Я очень люблю наш город. Он уютный, домашний. Мы сейчас сидим на улице, среди деревьев, в красивом летнике, вкусно едим, рядом спокойное движение машин. Хорошо.
У нас такой красивый лес! Обратите внимание на него.
Юлия: Рядом много озер, если тебе надоело в городе, то 30 минут и ты в тишине природы. Недавно я сама выяснила, что если нет машины, можно комфортно добраться на электричке.
Кристина: Кто мешает украсить подъезд цветами? Начать с себя. Чисто не там, где убирают, чисто там, где не мусорят. Если люди захотят жить в хорошем, то все начнет преобразовываться. С мелочей все начинается. В наших силах каждый день делать город лучше.
Мне кажется, благодаря маркету, мы открыли Челябинск для других городов. Все узнали, что он интересный, что он добрый и душевный. Будем дальше его рекламировать. Мы искренне любим его.