Найти тему

Итальянская рапсодия русской живописи. На выставке в Ярославле

В 19 веке заметную часть русской диаспоры в Риме составляли стажеры Императорской Академии художеств. Некоторые из них по окончании срока оставались жить и работать в Италии. Востребованность русских художников на родине Рафаэля служила наглядным доказательством их высокого профессионального уровня. Отечественная школа живописи постепенно утверждалась в Европе.

В дружеском кругу «Русских римлян» по-свойски чувствовали себя стажеры, носившие иностранные фамилии: Валерий Якоби, Александр Риццони, Василий Штернберг. Присутствовали в нём и стипендиаты польского происхождения: Семирадский, Сведомский, Котарбинский, Бакалович … Наследники шляхетских родов на равных обучались в Риме за счет податей, взымаемых с русских крестьян. Никаких различий по национальному признаку в Императорской Академии художеств не существовало – главным мерилом был талант.

Уголок выставочной экспозиции
Уголок выставочной экспозиции

Кумиром «Русских римлян» по праву считался знаменитый Карл Брюллов, в молодости также проходивший академическую стажировку в Италии. Стипендиаты зачастую оттачивали своё мастерство, копируя его работы.

Силаев Михаил Петрович. «Итальянский полдень». 1858. С оригинала Карла Брюллова. Ярославский художественный музей

-2

Кисти Фёдора Антоновича Мюллера (1812-1874) принадлежит один из немногих прижизненных портретов Н.В. Гоголя. Писатель жил тогда в Риме. 1840. Ивановский областной художественный музей

-3

Очень хороши наполненные светом и воздухом римские пейзажи Чернецова и Иванова

Чернецов Никанор Григорьевич (1805-1879). «Рим. Форум Романум». 1842. Ивановский областной художественный музей

-4

Иванов Антон Иванович (1818-1863). «В окрестностях Рима». 1850. Ивановский областной художественный музей

-5

Несомненно, одним из центральных полотен выставки является картина Павла Александровича Сведомского (1849-1904) «Фульвия с головой Цицерона». 1898. Переславский музей-заповедник.

-6

По преданию, Фульвия, жена римского правителя Марка Антония, была сильно разгневана речами оратора Цицерона, выступившего в Сенате с 14-ю обличительными филиппиками в адрес её мужа. К примеру, образчик его язвительной риторики:

«Раз­ве он не при­зы­ва­ет моло­дежь в ряды мятеж­ных граж­дан, губи­те­лей государ­ства? До каких толь­ко раз­ру­ши­тель­ных дей­ст­вий не дой­дет бешен­ство три­бу­нов»!

После таких речей великий философ-златоуст был схвачен и обезглавлен. Историк Дион Кассий свидетельствовал:

«Прежде чем голову унесли, Фульвия взяла её в руки и стала плевать на неё и злобно поносить, после чего положила себе на колени, открыла ей рот, вытащила язык и пронзила его шпильками, которые использовала для своих волос, сопровождая это действие потоком грубых насмешек». (Римская история, XLVII, 8)

Лицо мстительной женщины, выражающее радость, смешанную с сатанинским упоением, передано с редкой выразительностью.

Однако Марк Антоний увлёкся Клеопатрой. Фульвия на галере отправилась в Египет в попытке вернуть мужа, но в пути внезапно умерла. Возможно, её отравили … О, суровые римские нравы!

Фрагмент картины «Фульвия с головой Цицерона»
Фрагмент картины «Фульвия с головой Цицерона»

Героиня другого полотна Сведомского - молодая богатая римлянка, внимает советам гадалки. Стены её виллы украшены изображениями драконов, лесных куропаток и портретами модных комедиантов(?):

Сведомский Павел Александрович (1849-1904). «Добрые советы». 1890-е гг. Ярославский художественный музей

-8

Наряду с античными сюжетами большой популярностью у римских стажеров пользовались библейская тематика. Так, внимание привлекает большое полотно Евгения Александровича Котарбинского (1849-1921) «Переход евреев через Красное море». Последняя треть XIX века. Рыбинский музей-заповедник

-9

Его же кисти принадлежит поэтичная сцена из жизни древнего Египта.

Котарбинский Евгений Александрович (1849-1921). «Ибисы». 1900-е гг. Частное собрание, г. Москва

-10

Притче об учениках Христа, не узнавших своего Учителя, посвящена картина Евграфа Семеновича Сорокина (1821-1892) «Христос в Эммаусе». 1850-е гг. Ярославский художественный музей

-11

Страдания первых христиан изобразил на своем полотне Константин Дмитриевич Флавицкий (1830-1866). «Христианские мученики в Колизее». Начало 1860-х гг. Рыбинский музей-заповедник

-12

Этюд Василия Дмитриевича Поленова (1844-1927) «Голова римлянина» является подготовительной работой к знаменитой картине «Христос и грешница». 1883-1884. Ярославский художественный музей

-13

Им же исполнен небольшой пейзажный набросок. Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927). «Близ Рима». 1896. Ярославский художественный музей

-14

Полны жизни запечатленные художниками жанровые сценки:

Штернберг Василий Иванович (1818-1845). «Римские пифферари» (бродячие музыканты). После 1842-1845. Ивановский областной художественный музей

-15

Верещагин Василий Петрович (1835-1909). «Римские девочки (Дети с бубном)». 1865-1869. Частное собрание, г. Москва

-16

Лебедев Михаил Иванович (1811-1837). «Вид города Арриччего». Авторский повтор. После 1835. Рыбинский музей-заповедник. Судя по датам жизни, художник умер совсем молодым – в возрасте 26-ти лет.

-17

Бакалович Степан Владиславович (1857-1947). «Гречанка». 1897. Переславский музей-заповедник

-18

Его же кисти принадлежит портрет писца египетского фараона:

Бакалович Степан Владиславович (1857-1947). «Ра-Хотеп, писец фараона». 1901. Ярославский художественный музей

-19

И наконец, подлинным украшением выставки являются работы Генриха Ипполитовича Семирадского. В 1864-1871 гг. он обучался в Императорской Академии художеств, был удостоен золотой медали. В Италию приехал в 1872 году, жил во Флоренции, Риме:

Семирадский Генрих Ипполитович (1843-1902). «Загадка». 1896. Частное собрание, г. Москва

-20

Семирадский Генрих Ипполитович (1843-1902). «Опасный урок». 1886. Переславский музей-заповедник

-21

Семирадский Генрих Ипполитович (1843-1902). «Портрет молодой римлянки». 1889. Этюд к картине «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине». Частное собрание, г. Москва

-22

Семирадский Генрих Ипполитович (1843-1902). «Искушение Святого Иеронима». 1886. Частное собрание, г. Москва

-23

Семирадский Генрих Ипполитович (1843-1902). «Светочи христианства». Эскиз картины «Факелы Нерона». Между 1883-1886 гг. Ярославский художественный музей

-24

Семирадский Генрих Ипполитович (1843-1902). «Эзоп». Эскиз. 1879. Ивановский областной художественный музей

-25

P.S. Материал является продолжением статьи «Вечный Рим глазами русских художников»

В одном из выставочных залов
В одном из выставочных залов