- данный материал про малоформатные широкоугольные фикс-объективы разбит на 4 части и дополнительная будет – про широкоугольные зумы.
Широкоугольные – 90 – 80 градусов по диагонали кадра, 18-28мм
Перейти к части 1 Перейти к части 2 Перейти к части 4
- эту группу называют «истинными широкоугольниками». О ней не написать коротко: уж ОЧЕНЬ их много. Важно: угол поля зрения не связан жёстко с фокусным расстоянием, в большинстве случаев указываются приближённые значения.
20-21мм. Это углы от 96 до 88 градусов. Выпуклые передние линзы, лепестковые бленды (как правило – встроенные). 20мм-объективы были первой доступной ступенью расширения фотографического комплекта.
С ужасом вспоминаю свой первый Арсат Н 20/2,8 – у него по краю искажений не было, в 5мм от края кадра – были... и огромные, потом к центру их было мало, а вокруг центра – много хроматизма. Повезло!
SIGMA 20/1.4 DG HSM | Art - светосильный высокотехнологичный асферический объектив с минимальными искажениями
Nikon Nikkor Z 20/1.8 S– погодозащищённый, быстрый, резкий от угла до угла на всех значениях, как положено. Но длина его выросла более чем на дюйм относительно Nikon Nikkor AF-S 20/1.8G ED.
Viltrox PFU RBMH 20/1.8 ASPH Sony E/Z-Mount -
"продвинутая оптическая схема с ED-элементами позволяет контролировать дисторсию и хроматические аберрации без программной коррекции изображения".. - Это очень странный объектив: всем тестирующим нравится из-за... дешевизны, а тезисы о дисторсии, хроматизме и аберрациях и проч. перекрываются тезисом «за свои деньги». Даже угол поля зрения Производитель не сообщает: в реальности там далеко нет 90 градусов, положенных при 20мм. Резкость по всему кадру – начиная от F:2.8
Samyang V-AF 20T1.9 FE
– новейшая разработка AF-видео-объективов V-AF – в одном и том же корпусе, с одним и тем же весом и со множеством удобств – при весьма высоком качестве
– автофокусный объектив Tokina, серьёзная заявка концерна Hoya-Kenko-Tokina на выпуск современной оптики. Рассчитан для Sony Alpha FE. Но и MF-объектив с теми же параметрами остался в модельной гамме.
Canon EF 20 /2.8 USM
– очень хороший объектив для Canon EOS; на его примере объясню, подходит ли он для современных 30-60 Мп фотокамер. Этот объектив разработан в 1992 году, когда AGFA сравнивала кадр своей новейшей фотоплёнки Optima с тогдашними 18 Мп, а в мощнейшей цифровой камере Kodak DCS 200 стоял сенсор на 1,5 Мп.
Tamron 20/2.8 Di III OSD M 1:2 (F050) – простой и надёжный, с качественным изображением, скорость AF - достаточна. Является универсальным дополнением к большинству любительских наборов оптики. Его сравнивали с...
...Sony FE 20/1.8 G - и зря сравнивали: Tamron 20mm имел проблемы с совместимостью, недостаточную скорость фокусровки, проблемы с резкостью - и в макро тоже, но он вдвое дешевле и меньше Sony, у которого проблем нет.
– компактный архитектурный объектив для аккуратной работы, он имеет 60мм круг изображения, достаточный для работы на камерах с сенсором 33х43мм
Irix 21/1.4 Dragonfly
– оптика ручного фокуса швейцарского производителя TH Swiss IB/E Optics GmbH, «фотографы-для-фотографов» - значит дорого. Полная поддержка EXIF. Оформление – Dragonfly, выпускается для маунтов Canon EF, Nikon F, Pentax K.
Voigtlander VM Nokton 21/1.4 Aspherical E-mount
– высокосветосильный, следовательно большой и тяжёлый, выпускается и под Leica-M, и под Sony FE
TTArtisan 21/1.5 ASPH
– очень дешёвый для подобной светосилы. Благодаря асферике - неплохо держит контровой свет.
Voigtlander VM Ultron 21/1.8 Aspherical
– светосильный широкоугольник под Leica-M, искажений практически не осталось, высокая стойкость к бликам засветки
Zeiss Milvus Distagon T* 21/2.8 ZE/ZF.2
– продукция Zeiss-а для зеркалок Canon/Nikon, именно ЭТОТ - высшее качество, цена – соответствует. Именно на 21-ом Цейсе сломали зубы любители измерять разрешение оптики в парах линий на миллиметры: зашкалило.
Zeiss Loxia Distagon T* 21/2.8
– продукция Zeiss-а для Sony Alpha FE ручного фокуса, очень компактен, высшее качество, цена - соответствует.
Zeiss Biogon T* 21/2.8 ZM
– продукция Zeiss-а для извечного конкурента, компании Leica. А значит – из вредности – высшее качество.
Voigtlander Color-Skopar 21/3.5 Aspherical VM/E-mount
– переработанный под Sony-беззеркалку Voigtlander Color-Skopar 20/3.5 SL-II – самый новый (2009) по оптической схеме 20мм объектив с байонетом Nikon-F (а раньше - и под EOS), оптимизированный для работы с цифровыми камерами. И очень маленький, почти «блинчик».
Voigtlander VM Color-Skopar 21/4 P
– «Р» в данном случае – «панкейк», блинчик – напоминание о том факте, что все подобные объективы в мире произошли от изобретения Фохтлендера
24-25мм – объективы с ~85 градусами поля зрения. Ранее – только пейзажные, с наступлением беззеркальной эры были пересчитаны и ныне допускают и портретную, и макросъёмку.
Следует выделять «родные» объективы со светосилой F:1.4 от «старших»: Canon, Nikon, Sony, которые и для SLR, и для ILC – великолепны и только успевай за ними гнаться.
Но существует группа F:1.8 – меньше, доступнее, они уступают высокосветосильным – но для любителя - их качества более чем достаточно. Очень интересна группа F:2.8 – это «малыши» с очень высоким качеством, идеальные для путешествий. А если они ещё и со встроенной стабилизацией!...
Рассмотрим самые уникальные:
Nikon Nikkor AF-S 24/1.4G ED и Canon EF24/1.4L II USM – бестселлеры, дорогие профессиональные инструменты со сложной оптической схемой, предназначенные для серьёзной работы... на плёночных и цифрозеркальных камерах..., а для беззеркалок их ещё предстоит переделать. подобный объектив от Sigma - Sigma AF 24/1.4 DG HSM | Art уступает "родным" в качестве изображения и надёжности, но выигрывает по цене.
Sony FE 24/1.4 GM – самый лёгкий и миниатюрный в классе за счёт малого рабочего отрезка, по рисунку – превосходит самые жёсткие требования. А по скорости фокусировки и точности слежения, удержания - эталон. При расположении модели в центральной трети кадра – даже портретный. Относится к группе GMaster - следовательно, скорость работы его диафрагмы и фокусировочных моторов соответствует требованиям 30 к/с при 120 подфокусировках/подзамерах в секунду при следящем АФ.
Nikon Nikkor AF-S 24/1.8G – упрощённая модель относительно Nikkor AF-S 24/1.4G ED, значительно дешевле. Хорош при диафрагме F:4 и меньших.
Nikon Nikkor Z 24/1.8 S – погодозащищённый, быстрый, резкий от угла до угла на всех значениях, как положено. Но! - на полдюйма длиннее и на 100 г. тяжелее зеркального варианта. Это цена качества на больших сенсорах.
Samyang V-AF 24T1.9 FE
– новейшая разработка AF-видео-объективов V-AF – в одном и том же корпусе, с одним и тем же весом (на стедикаме будет работать удобно!) и со множеством удобств – при весьма высоком качестве.
Samyang T-S 24/3.5 ED AS UMC
– архитектурный наклонно-сдвигово-поворотный (± 8,5/± 12 мм) объектив ручного фокуса с несколькими вариантами посадки, для продвинутого любителя – более чем достаточен
– компактный и лёгкий универсал-широкоугольник с макро-режимом (1:2 с 14см) и стабилизацией для камер Canon EOS R. Лучший пример взятого с собой резервного объектива.
– автофокусный, специально разработан для астрофотографов
– лёгкий, резкий, универсальный и вдвое дешевле «родного» - для кого-то это важно. А вот интересно - следование по пути Zeiss, который свои Loxia привёл к максимально единому размеру, одинаковым светофильтрам и проч.
Sigma AF 24/2.0 DG DN | Contemporary
– представитель маленькой серии удивительных «железных» объективов Sigma, скорее похожих на … автофокусную (!) Локсию! У него есть "дубль" - объектив Sigma 24/3,5 DG DN | Contemporary Sony E, уменьшенная светосила не означает ухудшения оптических качеств!
– Как, профессиональный, но маленький? Sony знает у кого выбрать отличную оптическую схему, довести до ума управление, механику и стекло, поставить мощный линейный мотор (а то и четыре). Легенда гласит, что он очень похож на соответствующий Тамрон, но при "сонификации" от первоисточника мало что сохранилось. А получился объектив из категории «не хочу отсоединять от камеры».
Nikon Nikkor Ai-s 24/2.8
– один из последних объективов плёночной эпохи байонета Nikon F, когда широкоугольники делились по светосиле: F:1.4 для больших любителей, F:2,0 – для репортёров, F:2.8 – для художников. Сочетает в себе компактность, резкость и кайф от работы с точной механикой.
Canon EF 24/2.8 IS USM
– результат долгого развития 24мм объективов Canon со светосилой F:2.8, среди которых плохих – не было.
Tamron 24/2.8 Di III OSD M 1:2 (F051)
– очень маленький и с очень высоким качеством, бесшумен и надёжен
Canon TS-E 24/3.5L II - классика архитектурной контролируемой фотографии, предшественников было много, но Canon создал именно тот ориентир, что тянет за собой остальных.
Благодаря возможностям двойного сдвига с поворотом и огромному кругу покрытия изображения (~85мм) объектив рисует гибкую и контролируемую картинку.
Nikon Nikkor PC-E 24/3.5D ED
- широкоугольный объектив с управлением перспективой (PC-E) и высококачественной оптикой — идеальный выбор для архитектурной и пейзажной съемки. Объектив оснащен электронным автоматическим управлением диафрагмой.
ZEISS Milvus Distagon T* 25/1.4 ZE/ZF.2
- продукция Zeiss-а (25, а не 24мм для объективов этой подгруппы - это "Фишка" Zeiss) для Canon EF/Nikon F, ручного фокуса, вообще НЕ компактен, высшее качество и цена – соответствует
ZEISS Batis Distagon T* 25/2
– автофокусный защищённый Zeiss-а для Sony Alpha FE со встроенным в оправу OLED-дисплеем контроля глубины резкости, очень компактен и хорошо защищён, высшее качество, цена – соответствует
ZEISS Loxia Distagon T* 25/2.4
– продукция Zeiss-а для Sony Alpha FE ручного фокуса, очень компактен, высшее качество, цена – соответствует
ZEISS Biogon T* 25/2.8 ZM
- продукция Zeiss-а для Leica-М-камер, уникальный рисунок оптической схемы Biogon, ручной (дальномерный) фокус, очень компактен, высшее качество, цена – соответствует. Очень хорошо себя показал на автофокусирующих адаптерах беззеркальных камер.
- 24мм были редкостны, не всем понятны и недостаточно качественны: понадобился переход в цифровую эру, чтобы конструктора получили достаточный импульс к развитию этой группы оптики. Это теперь с SEL24F14GM, например, можно СНИМАТЬ долго и счастливо.
А какой из названных объективов Вам нравится больше?
© Автор: Александр Бахтурин, "Яркий фотомаркет", 2023 г.