Найти в Дзене
Яркий фотомаркет

«Рыбный глаз» и нынешние широкоугольники: Часть 3 – «Широкоугольные 20-24мм»

- данный материал про малоформатные широкоугольные фикс-объективы разбит на 4 части и дополнительная будет – про широкоугольные зумы.

Широкоугольные – 90 – 80 градусов по диагонали кадра, 18-28мм

Перейти к части 1 Перейти к части 2 Перейти к части 4

Автор фото: PMD-Forum
Автор фото: PMD-Forum

- эту группу называют «истинными широкоугольниками». О ней не написать коротко: уж ОЧЕНЬ их много. Важно: угол поля зрения не связан жёстко с фокусным расстоянием, в большинстве случаев указываются приближённые значения.

20-21мм. Это углы от 96 до 88 градусов. Выпуклые передние линзы, лепестковые бленды (как правило – встроенные). 20мм-объективы были первой доступной ступенью расширения фотографического комплекта.

Автор фото: Olaf Nies
Автор фото: Olaf Nies

С ужасом вспоминаю свой первый Арсат Н 20/2,8 – у него по краю искажений не было, в 5мм от края кадра – были... и огромные, потом к центру их было мало, а вокруг центра – много хроматизма. Повезло!

SIGMA 20/1.4 DG HSM | Art - светосильный высокотехнологичный асферический объектив с минимальными искажениями

Автор фото: Sigma
Автор фото: Sigma

Nikon Nikkor Z 20/1.8 S– погодозащищённый, быстрый, резкий от угла до угла на всех значениях, как положено. Но длина его выросла более чем на дюйм относительно Nikon Nikkor AF-S 20/1.8G ED.

Автор фото: Vitaliy_Kiselev
Автор фото: Vitaliy_Kiselev
Автор фото: Thomas@cameralabs
Автор фото: Thomas@cameralabs

Viltrox PFU RBMH 20/1.8 ASPH Sony E/Z-Mount -

Автор фото: Venus Optics
Автор фото: Venus Optics

"продвинутая оптическая схема с ED-элементами позволяет контролировать дисторсию и хроматические аберрации без программной коррекции изображения".. - Это очень странный объектив: всем тестирующим нравится из-за... дешевизны, а тезисы о дисторсии, хроматизме и аберрациях и проч. перекрываются тезисом «за свои деньги». Даже угол поля зрения Производитель не сообщает: в реальности там далеко нет 90 градусов, положенных при 20мм. Резкость по всему кадру – начиная от F:2.8

Samyang V-AF 20T1.9 FE

Автор фото: Samyang
Автор фото: Samyang

– новейшая разработка AF-видео-объективов V-AF – в одном и том же корпусе, с одним и тем же весом и со множеством удобств – при весьма высоком качестве

Tokina Firin 20/2 FE AF

Автор фото: Tokina
Автор фото: Tokina

– автофокусный объектив Tokina, серьёзная заявка концерна Hoya-Kenko-Tokina на выпуск современной оптики. Рассчитан для Sony Alpha FE. Но и MF-объектив с теми же параметрами остался в модельной гамме.

Canon EF 20 /2.8 USM

Автор фото: Canon
Автор фото: Canon

– очень хороший объектив для Canon EOS; на его примере объясню, подходит ли он для современных 30-60 Мп фотокамер. Этот объектив разработан в 1992 году, когда AGFA сравнивала кадр своей новейшей фотоплёнки Optima с тогдашними 18 Мп, а в мощнейшей цифровой камере Kodak DCS 200 стоял сенсор на 1,5 Мп.

Tamron 20/2.8 Di III OSD M 1:2 (F050) – простой и надёжный, с качественным изображением, скорость AF - достаточна. Является универсальным дополнением к большинству любительских наборов оптики. Его сравнивали с...

Автор фото: Thomas@cameralabs
Автор фото: Thomas@cameralabs
Автор фото: Justin Forte
Автор фото: Justin Forte

...Sony FE 20/1.8 G - и зря сравнивали: Tamron 20mm имел проблемы с совместимостью, недостаточную скорость фокусровки, проблемы с резкостью - и в макро тоже, но он вдвое дешевле и меньше Sony, у которого проблем нет.

Laowa 20/4 Zero-D Shift

Автор фото: LOUIS FERREIRA
Автор фото: LOUIS FERREIRA

– компактный архитектурный объектив для аккуратной работы, он имеет 60мм круг изображения, достаточный для работы на камерах с сенсором 33х43мм

Irix 21/1.4 Dragonfly

Автор фото: Irix
Автор фото: Irix

– оптика ручного фокуса швейцарского производителя TH Swiss IB/E Optics GmbH, «фотографы-для-фотографов» - значит дорого. Полная поддержка EXIF. Оформление – Dragonfly, выпускается для маунтов Canon EF, Nikon F, Pentax K.

Voigtlander VM Nokton 21/1.4 Aspherical E-mount

Автор фото: Voigtlander
Автор фото: Voigtlander

– высокосветосильный, следовательно большой и тяжёлый, выпускается и под Leica-M, и под Sony FE

Автор фото: leicarumors
Автор фото: leicarumors

TTArtisan 21/1.5 ASPH

Автор фото: TTArtisan
Автор фото: TTArtisan
Автор фото: Алексей Аксёнов@photar
Автор фото: Алексей Аксёнов@photar

– очень дешёвый для подобной светосилы. Благодаря асферике - неплохо держит контровой свет.

Voigtlander VM Ultron 21/1.8 Aspherical

Автор фото: Gregorio Group
Автор фото: Gregorio Group
Автор фото: Григорий Тюканов
Автор фото: Григорий Тюканов

– светосильный широкоугольник под Leica-M, искажений практически не осталось, высокая стойкость к бликам засветки

Zeiss Milvus Distagon T* 21/2.8 ZE/ZF.2

Автор фото: Brightcolours
Автор фото: Brightcolours

– продукция Zeiss-а для зеркалок Canon/Nikon, именно ЭТОТ - высшее качество, цена – соответствует. Именно на 21-ом Цейсе сломали зубы любители измерять разрешение оптики в парах линий на миллиметры: зашкалило.

Zeiss Loxia Distagon T* 21/2.8

Автор фото: MATHIEU@mirrorlessons
Автор фото: MATHIEU@mirrorlessons
Автор фото: Bastian Kratzke
Автор фото: Bastian Kratzke

– продукция Zeiss-а для Sony Alpha FE ручного фокуса, очень компактен, высшее качество, цена - соответствует.

Zeiss Biogon T* 21/2.8 ZM

Автор фото: Zeiss
Автор фото: Zeiss

– продукция Zeiss-а для извечного конкурента, компании Leica. А значит – из вредности – высшее качество.

Voigtlander Color-Skopar 21/3.5 Aspherical VM/E-mount

Автор фото: leicarumors
Автор фото: leicarumors
Автор фото: Dustin Abbott
Автор фото: Dustin Abbott

– переработанный под Sony-беззеркалку Voigtlander Color-Skopar 20/3.5 SL-II – самый новый (2009) по оптической схеме 20мм объектив с байонетом Nikon-F (а раньше - и под EOS), оптимизированный для работы с цифровыми камерами. И очень маленький, почти «блинчик».

Voigtlander VM Color-Skopar 21/4 P

Автор фото: PatrickLeong@findingrange
Автор фото: PatrickLeong@findingrange

– «Р» в данном случае – «панкейк», блинчик – напоминание о том факте, что все подобные объективы в мире произошли от изобретения Фохтлендера

24-25мм – объективы с ~85 градусами поля зрения. Ранее – только пейзажные, с наступлением беззеркальной эры были пересчитаны и ныне допускают и портретную, и макросъёмку.

Следует выделять «родные» объективы со светосилой F:1.4 от «старших»: Canon, Nikon, Sony, которые и для SLR, и для ILC – великолепны и только успевай за ними гнаться.

Но существует группа F:1.8 – меньше, доступнее, они уступают высокосветосильным – но для любителя - их качества более чем достаточно. Очень интересна группа F:2.8 – это «малыши» с очень высоким качеством, идеальные для путешествий. А если они ещё и со встроенной стабилизацией!...

Рассмотрим самые уникальные:

Nikon Nikkor AF-S 24/1.4G ED и Canon EF24/1.4L II USM – бестселлеры, дорогие профессиональные инструменты со сложной оптической схемой, предназначенные для серьёзной работы... на плёночных и цифрозеркальных камерах..., а для беззеркалок их ещё предстоит переделать. подобный объектив от Sigma - Sigma AF 24/1.4 DG HSM | Art уступает "родным" в качестве изображения и надёжности, но выигрывает по цене.

Автор фото: Dpreview
Автор фото: Dpreview

Sony FE 24/1.4 GM – самый лёгкий и миниатюрный в классе за счёт малого рабочего отрезка, по рисунку – превосходит самые жёсткие требования. А по скорости фокусировки и точности слежения, удержания - эталон. При расположении модели в центральной трети кадра – даже портретный. Относится к группе GMaster - следовательно, скорость работы его диафрагмы и фокусировочных моторов соответствует требованиям 30 к/с при 120 подфокусировках/подзамерах в секунду при следящем АФ.

Автор фото: Markus Thoma
Автор фото: Markus Thoma
Автор фото: Александр Бахтурин
Автор фото: Александр Бахтурин

Nikon Nikkor AF-S 24/1.8G – упрощённая модель относительно Nikkor AF-S 24/1.4G ED, значительно дешевле. Хорош при диафрагме F:4 и меньших.

Автор фото: Thomas@cameralabs
Автор фото: Thomas@cameralabs
Автор фото: Amy Davies@photographyblog
Автор фото: Amy Davies@photographyblog

Nikon Nikkor Z 24/1.8 S – погодозащищённый, быстрый, резкий от угла до угла на всех значениях, как положено. Но! - на полдюйма длиннее и на 100 г. тяжелее зеркального варианта. Это цена качества на больших сенсорах.

Samyang V-AF 24T1.9 FE

Автор фото: Samyang
Автор фото: Samyang

– новейшая разработка AF-видео-объективов V-AF – в одном и том же корпусе, с одним и тем же весом (на стедикаме будет работать удобно!) и со множеством удобств – при весьма высоком качестве.

Samyang T-S 24/3.5 ED AS UMC

Автор фото: Marc Alhadeff
Автор фото: Marc Alhadeff
Автор фото: Jim Fisher@au.pcmag
Автор фото: Jim Fisher@au.pcmag

– архитектурный наклонно-сдвигово-поворотный (± 8,5/± 12 мм) объектив ручного фокуса с несколькими вариантами посадки, для продвинутого любителя – более чем достаточен

Canon RF 24/1.8 Macro IS STM

Автор фото: Bryan Carnathan@the-digital-picture
Автор фото: Bryan Carnathan@the-digital-picture

– компактный и лёгкий универсал-широкоугольник с макро-режимом (1:2 с 14см) и стабилизацией для камер Canon EOS R. Лучший пример взятого с собой резервного объектива.

Samyang AF 24/1.8 FE Astro

Автор фото: Donghwan-Shin
Автор фото: Donghwan-Shin

– автофокусный, специально разработан для астрофотографов

Viltrox AF 24/1.8 Z

Автор фото: Viltrox
Автор фото: Viltrox

– лёгкий, резкий, универсальный и вдвое дешевле «родного» - для кого-то это важно. А вот интересно - следование по пути Zeiss, который свои Loxia привёл к максимально единому размеру, одинаковым светофильтрам и проч.

Sigma AF 24/2.0 DG DN | Contemporary

Автор фото: Sigma
Автор фото: Sigma

– представитель маленькой серии удивительных «железных» объективов Sigma, скорее похожих на … автофокусную (!) Локсию! У него есть "дубль" - объектив Sigma 24/3,5 DG DN | Contemporary Sony E, уменьшенная светосила не означает ухудшения оптических качеств!

Sony FE 24/2.8 G

Автор фото: Sony
Автор фото: Sony
Автор фото: Dale Baskin
Автор фото: Dale Baskin

– Как, профессиональный, но маленький? Sony знает у кого выбрать отличную оптическую схему, довести до ума управление, механику и стекло, поставить мощный линейный мотор (а то и четыре). Легенда гласит, что он очень похож на соответствующий Тамрон, но при "сонификации" от первоисточника мало что сохранилось. А получился объектив из категории «не хочу отсоединять от камеры».

Nikon Nikkor Ai-s 24/2.8

Автор фото: Alex Luyckx
Автор фото: Alex Luyckx

– один из последних объективов плёночной эпохи байонета Nikon F, когда широкоугольники делились по светосиле: F:1.4 для больших любителей, F:2,0 – для репортёров, F:2.8 – для художников. Сочетает в себе компактность, резкость и кайф от работы с точной механикой.

Canon EF 24/2.8 IS USM

Автор фото: Christopher Frost
Автор фото: Christopher Frost

– результат долгого развития 24мм объективов Canon со светосилой F:2.8, среди которых плохих – не было.

Tamron 24/2.8 Di III OSD M 1:2 (F051)

Автор фото: ADAM WELCH
Автор фото: ADAM WELCH
Автор фото: DL CADE@petapixel
Автор фото: DL CADE@petapixel

– очень маленький и с очень высоким качеством, бесшумен и надёжен

Canon TS-E 24/3.5L II - классика архитектурной контролируемой фотографии, предшественников было много, но Canon создал именно тот ориентир, что тянет за собой остальных.

Автор фото: canonrumors
Автор фото: canonrumors
Автор фото: Canon
Автор фото: Canon

Благодаря возможностям двойного сдвига с поворотом и огромному кругу покрытия изображения (~85мм) объектив рисует гибкую и контролируемую картинку.

Nikon Nikkor PC-E 24/3.5D ED

Автор фото: throughthefmount
Автор фото: throughthefmount
Автор фото: Markus Schilder
Автор фото: Markus Schilder

- широкоугольный объектив с управлением перспективой (PC-E) и высококачественной оптикой — идеальный выбор для архитектурной и пейзажной съемки. Объектив оснащен электронным автоматическим управлением диафрагмой.

ZEISS Milvus Distagon T* 25/1.4 ZE/ZF.2

Автор фото: John Riley@ephotozine
Автор фото: John Riley@ephotozine

- продукция Zeiss-а (25, а не 24мм для объективов этой подгруппы - это "Фишка" Zeiss) для Canon EF/Nikon F, ручного фокуса, вообще НЕ компактен, высшее качество и цена – соответствует

ZEISS Batis Distagon T* 25/2

Автор фото: Tomas@cameralabs
Автор фото: Tomas@cameralabs
Автор фото: Mathieu@mirrorlessons
Автор фото: Mathieu@mirrorlessons

– автофокусный защищённый Zeiss-а для Sony Alpha FE со встроенным в оправу OLED-дисплеем контроля глубины резкости, очень компактен и хорошо защищён, высшее качество, цена – соответствует

ZEISS Loxia Distagon T* 25/2.4

Автор фото: Andy Westlake
Автор фото: Andy Westlake

– продукция Zeiss-а для Sony Alpha FE ручного фокуса, очень компактен, высшее качество, цена – соответствует

ZEISS Biogon T* 25/2.8 ZM

Автор фото: B&H
Автор фото: B&H

- продукция Zeiss-а для Leica-М-камер, уникальный рисунок оптической схемы Biogon, ручной (дальномерный) фокус, очень компактен, высшее качество, цена – соответствует. Очень хорошо себя показал на автофокусирующих адаптерах беззеркальных камер.

- 24мм были редкостны, не всем понятны и недостаточно качественны: понадобился переход в цифровую эру, чтобы конструктора получили достаточный импульс к развитию этой группы оптики. Это теперь с SEL24F14GM, например, можно СНИМАТЬ долго и счастливо.

А какой из названных объективов Вам нравится больше?

© Автор: Александр Бахтурин, "Яркий фотомаркет", 2023 г.