Найти тему
Диалоги о Востоке

Шаманизм в Корее: демоны, обряды, становление

Оглавление

Дорогие друзья!

Если вы являетесь поклонниками корейской современной культуры, то наверняка видели в сериалах сцены, как герои обращаются к местным шаманам, чтобы узнать свою судьбу или излечить болезни. Что же из себя представляет шаманизм и какова его роль в культуре Кореи? Об этом в сегодняшнем материале.

Приятного чтения!

Команда "Диалоги о Востоке"

Если вы поклонник корейской современной культуры, то наверняка видели в сериалах сцены, как герои обращаются к местным шаманам, чтобы узнать свою судьбу или излечить болезни. Что же из себя представляет шаманизм и какова его роль в культуре Кореи?

Корейское общество и традиционная корейская культура имеют прочные связи с шаманизмом. Несмотря на то, что шаманизм не является официальной религией, его влияние и элементы можно проследить в обрядах других конфессий. В корееведческой литературе он рассматривался, как древняя религия корейцев, древняя идеология.

История шаманизма в Корее

Шаманизм появился на корейском полуострове еще в древности и долго сохранял статус господствующей идеологии. Шаманы занимали высокое положение при королевских дворах. Так, например, в государстве Силла (57 г. до н. э. - 668 г.) король выступал в роли верховного шамана, об этом свидетельствуют найденные золотые короны с украшениями в виде шаманского дерева или рогов оленя.

Проникновение буддизма, конфуцианства и даосизма сопровождалось, с одной стороны, укреплением местных традиций, но с другой - активной борьбой между культами. Долгое время шаманизм существовал наряду с остальными религиями. Однако в XVI веке, когда неоконфуцианство стало играть роль господствующей идеологии государства Чосон (1392 - 1897), шаманам приказали сжечь свои книги, после чего они были высланы из столицы.

В конце XIX века корейская королева Мин попыталась возродить шаманизм как национальную религию. Однако после переворота 1895 года, в результате которого королеву убили, шаманство снова вернулось к статусу полулегального культа. Сейчас в корее нет государственной религии и насчитывается около 12 тысяч практикующих шаманов.

Картина мира в шаманизме

Основой веры являются анимистические представления, вера в 10.000 духов “мансин”. В корейском шаманстве замечено большое влияние буддизма и даосизма, наблюдаются значительные пережитки древних дошаманских воззрений и культов. Для шаманизма характерна вера во множество сверхъестественных существ, но при этом нет места для Бога-творца.

Мир для шаманизма делится на три части: верхний средний и нижний. Центральной осью является мировое дерево, которое означает имманентность события. Мировое древо в шаманских представлениях выглядит так: подземный мир - это корни, земной мир - это ствол, и небесный мир - это крона.

Корейские шаманы одухотворяют видимую природу, населяя ее множеством духов и демонов. Пандемонизм - это религиозные представления о мироздании которые построены на вере в вездесущность и всеприсутствие демонов. Демоны и духи как правило персонифицированные, и не имеют определённых иконографических образов. Их символами, воплощениями считаются керамическая посуда, корзины и т.д.

Классификация демонов

Существует 3 вида демонов. Первые - это квисин (духи умерших). Считалось, что любой человек после смерти становится квисином. Селятся они в заброшенных строениях, в развалинах, а также в пещерах и прудах. Вторые - это Тхочжи-чжисин. Так называли духов земли.Третьи - это Синчанъ. Это духи неба, представления о которых были заимствованы из буддизма и даосизма.

Все углы корейского жилья подчинены демонам. Они сопровождают корейца во всех стадиях его жизни, и от их умилостивления зависит все его благополучие. Существует основание предполагать, что в доисторические времена для умилостивления этих духов приносились даже человеческие жертвы, но затем грубые и жестокие формы служения им постепенно смягчились. В представлениях корейцев после смерти человек продолжает существовать: либо он перерождается в животное, либо становится добрым духом.

Как становились шаманами?

Существовало 3 пути становления корейских шаманов:

Первый - это наследование профессии родителей. Если в семье шаманов была дочь и она проявляла интерес к делу, то она становилась шаманкой. Если у женщины не было детей, она брала из приюта девочку и обучала, чтобы та после её смерти стала шаманом. В домах таких семей можно было найти алтарь синдан.

-2

Это необходимая принадлежность каждого шаманского дома. Алтари посвящались определенным духам, которыми назывался шаманский дом.

Второй путь - это избранничество духом, по-другому его еще называли шаманской болезнью. Заболевшим казалось, что во сне к ним снизошел демон-квисин в виде животного или старого человека и становился двойником будущего Шамана, тем самым принудив его служить демону. Заболевшие люди могли начать прыгать, рвать на себе одежду и сходить с ума.

Третий путь заключается в становлении шаманом по собственному желанию. Люди начинали заниматься шаманскими практиками и понемногу вставали на путь шамана.

Классификация шаманов

По европейской классификации можно выделить 2 вида шаманов:

  1. Мудан
  2. Пансу

Мудан

Муданъ считались избранниками демонов и наделялись демонической силой. Общение с духами проходило через камлания - кут, который сопровождался игрой на музыкальных инструментах, танцами и пением. В современном корейском языке этот термин переводится как “шаманский обряд”, второе значение - “могильная яма”. Кут совершался для защиты от гнева духов умерших, а также с целью изгнания духов болезни.

Муданъ лечили тяжёлые заболевания, успокаивали души умерших не своей смертью, совершали очистительные обряды, участвовали в похоронах целью изгнания и умилования духов земли, проводили охранительные обряды и изготавливали амулеты. Важно, что в своих сеансах они не пользовались книгами, заклинания были индивидуальны. Шаманы начинали играть на инструментах, произнося заклинание, и танцевать.

Пансу

Пансу обычно становились слепые от рождения лица мужского пола склонные к неврастении. Чтобы стать пансу, нужно было пройти специальный многолетний путь обучения, который заключался в заучивании заклинаний и священных книг.

Пансу осуществляли связь между мирами с помощью слов-заклинаний, били в барабаны и цимбалы, чтобы вынудить духов появиться. Они пользовались книгой "царства теней", книгой "о белой душе человека" и книгами о духах. Они исполняли обряды изгнания Демона болезней и злых духов, играли роль врачевателя в исключительных случаях, когда дело касалось душевнобольных, лечили эпидемии, а также проводили ритуалы изгнания демоном для спокойствия дома.

Использованные источники:

Автор статьи: Диана Чумаченко

Редактор: Александр Сабанцев