Найти тему

Дважды рожденный: первая пятилетка Крымского моста

15 мая 2018 года состоялось торжественное открытие моста через Керченский пролив. Примечательно, что в условиях жестких внешних санкций и при отсутствии отечественного опыта возведения подобных сооружений движение автотранспорта по мосту запустили на полгода раньше намеченного срока. Это стало возможным во многом благодаря уникальным проектным решениям и слаженной работе всех участников строительного процесса, включая специалистов Главгосэкспертизы России. Поздравляем с 5-летним юбилеем всех причастных к созданию Крымского моста.

В начале мая этого года также с опережением графика было открыто движение по второму железнодорожному пути Крымского моста после ремонтно-восстановительных работ в связи с терактом 8 октября 2022 года. Ранее, в начале февраля, была полностью открыта автомобильная часть моста. 

Произвели замену двух пролетных строений, для которых было поставлено 524 тонны металлоконструкций. Произведена сложнейшая операция по надвижке пролетов. В обычной жизни эта работа заняла бы точно больше одного года, а где-то и два, и три,

сказал Марат Хуснуллин, вновь открывая движение по Крымскому мосту. Первый раз, ровно пять лет назад, движение по мосту запускал Президент России Владимир Путин, лично возглавив первую колонну автомобилей.

Мостовой переход через Керченский пролив начинается на Таманском полуострове и далее проходит по 5-километровой дамбе, острову Тузла, пересекает Керченский пролив и выходит на берег Крыма. Это самый длинный мост в России – его протяженность 19 километров.

-2

Автомобильная часть моста построена по нормам дороги I Б категории с 4 полосами движения и пропускной способностью 40 тыс. автомобилей в сутки. По данным Росавтодора, только за первые 10 месяцев по мосту в обе стороны проехало 4,5 млн автомобилей, в том числе более 260 тыс. грузовиков (грузовое движение было открыто 1 октября 2018 года) и свыше 50 тыс. пассажирских автобусов.

При выборе вариантов трассировки и конструктивных решений было рассмотрено 74 различных типа морских транспортных переходов, в том числе с раздельными и совмещенными надводными конструкциями и тоннелями для железнодорожного и автомобильного транспорта. Выбор был сделан в пользу варианта строительства вантового моста в створе косы Тузла как наиболее оптимальный по гидрогеологическим условиям, а также с учетом экономических, логистических и экологических факторов.

Возведение фундамента опор на неустойчивых грунтах – одна из самых сложных проблем, которую необходимо было решить в кратчайшие сроки. В ходе изысканий было пробурено более 100 км скважин, исследовано 1,5 тысячи образцов грунта, что позволило определить наиболее устойчивые точки крепления моста. Кроме того, опоры должны выдерживать самые большие штормовые и сейсмические нагрузки, которые в условиях Керченского пролива достигают максимальных значений.

В итоге под опорами моста было забито 7 тысяч свай на глубине до 100 метров. Причем опыта погружения свай такой длины в России еще не было. Их сваривали из труб длиной 10 метров каждая. Поначалу сварку выполняли вручную и на каждый шов требовалось 24 часа. Но чтобы уложиться в жесткий график – а проектом организации строительства отводилось всего три дня на погружение каждой сваи – нужно было оптимизировать процесс. Это удалось с помощью технологии автоматической сварки, которую используют при строительстве газопроводов. В результате время одной сварочной операции сократили с 24 часов до 2 часов, при этом обеспечив стабильно высокое качество швов.

-3

График работ на Крымском мосту также во многом диктовала сама природа. Дело в том, что в условиях Керченского пролива в среднем возможны для работы всего 186 дней в году. Поэтому большая команда специалистов, включая экспертов Главгосэкспертизы, на протяжении всей стройки занималась поиском уникальных решений, чтобы оптимальным образом обойти те или иные преграды на пути моста. Он был построен всего за три года – беспрецедентно короткие сроки для такого сооружения.

Истории создания Крымского моста посвящен целый ряд документальных фильмов с подробной хроникой событий и деталями примененных технологий. В том числе «Мост с русским характером» (Россия 24), «Мост в будущее» (Россия 1), Крымский мост (RT) и другие.

#ГлаVгосэкспертиZа

Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС