Найти в Дзене
Геократия

Спасёт ли Марокко Европу от грядущего энергетического кризиса

Photo by Anastasia Palagutina on Unsplash
Photo by Anastasia Palagutina on Unsplash

Власти Евросоюза прекрасно понимают: нынешней зимой им сильно повезло. Погода была очень тёплой и запасов природного газа, сформированных в подземных хранилищах, оказалось достаточно для того, чтобы жители Германии, Австрии, Италии и других государств не сидели без света и не мёрзли в своих домах. Однако милости природы небезграничны – грядущие отопительные сезоны, скорее всего, потребуют большего расхода ресурсов, которых в самом ЕС нет. Один из вариантов спасения – импорт «зелёного» электричества из Марокко.

У экспертов, располагающих сведениями о внутреннем энергетическом рынке этой североафриканской страны, данная новость, само собой, вызывает невольные улыбки. Ведь самостоятельно она обеспечивает лишь одну десятую своих потребностей, всё остальное приобретается за границей. Что касается возобновляемых источников (ВИЭ), то энергия ветра в 2021 году обеспечила лишь 2,4% общей генерации Королевства, а солнца - 4,4%.

Несмотря на столь очевидную импортозависимость Рабат уже сейчас экспортирует солнечную энергию в Европу через две действующие линии с Испанией. И, вполне возможно, уже в ближайшем будущем объёмы этого трафика резко возрастут. Инвесторы из Евросоюза и Израиля собираются построить в дюнах Сахары сразу несколько крупных ветропарков и солнечных электростанций, которые, как считает ряд аналитиков, могли бы внести значительную лепту в спасение Старого Света от энергокризиса. По их мнению, короткое логистическое плечо и благоприятные погодные условия (в Северной Африке солнечная панель вырабатывает до 3 раз больше электричества, чем в ЕС) располагают к тому, чтобы назвать этот проект «весьма перспективным».

Форпост Северо-Запад / Павел Долганов
Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

Аргументы его противников не менее убедительны. Они, кстати говоря, разбиты на два лагеря. В первом считают, что сама по себе «зелёная» энергия Рабату нужна, только не для того, чтобы продавать её на сторону, а для собственных нужд. Во втором полагают, что далеко не самая богатая страна, которая не входит даже в топ-50 крупнейших экономик мира, должна делать ставку на более дешёвые виды ресурсов. Ведь оплачивать счета, аналогичные европейским, местное население и бизнес не готовы.

Впрочем, обо всём по порядку. Спрос на электроэнергию в Северной Африке растёт опережающими темпами. Отчасти это связано с повышением качества жизни и всё большей востребованностью кондиционеров, отчасти – с увеличением потребления со стороны промышленных предприятий. Согласно прогнозам Международного энергетического агентства к 2030 году региону будет необходимо почти на 35% больше мощностей, чем сейчас. Но возможно ли обеспечить эти целевые показатели, если приоритетом станет не внутренний рынок, а импорт?

«Энергетическая система Марокко не является замкнутой структурой, она подключена к сетям большинства стран Западной Африки. Египет аналогичным образом связан с восточной частью материка. То есть проекты, которые, как планируется, будут реализованы в Сахаре, могли бы поспособствовать росту энергетической безопасности огромного числа развивающихся государств. Но в настоящее время они ориентированы на европейские рынки. А ведь многие люди, живущие в Африке, вообще не имеют доступа к электричеству», - пишет Yale360.

Ничего удивительного здесь нет. Запад всего лишь занимается своим любимым делом – отбирает ресурсы у более слабых и бедных. Тех, кто не может в любой момент включить печатный станок и эмитировать столько денег, сколько ему потребуется, без риска спровоцировать гиперинфляцию своей национальной валюты. В том, что эта политика не изменится, нет ни малейших сомнений, поскольку договоры о расширении поставок «зелёной» электроэнергии в ЕС уже подписаны, причём, не только властями Марокко.

pixabay.com
pixabay.com

Например, Египет в данный момент рассматривает три предложения, касающихся прокладки кабелей в сторону Греции. Другой проект - возведение солнечных ферм в пустыне на юге Туниса и транспортировка электроэнергии, которую они будут генерировать, в адрес Италии - уже получил финансирование от Европейского союза и Всемирного банка. Такое впечатление, что Северная Африка, идя на поводу у ЕС, забывает о собственных потребностях, которые, как было сказано выше, растут, будто на дрожжах.

Но вернёмся в Марокко. Многие местные жители вообще не считают нужным ориентироваться на ВИЭ. Ведь, если Правительства не будут субсидировать их строительство и компенсировать генерирующим компаниям часть себестоимости киловатт-часов, то их цена для населения и предприятий заметно возрастёт. Есть и ещё одна проблема: возобновляемые источники попросту занимают слишком много места.

«Солнечные и ветряные электростанции, способные вырабатывать энергию в промышленных масштабах, требуют, по меньшей мере, в десять раз больше места на единицу мощности, чем традиционные ТЭЦ, работающие на угле или природном газе. Ветряные турбины часто расположены на расстоянии полумили друг от друга, а крупные солнечные фермы из-за своей низкой энергоёмкости занимают тысячи акров», - пишет Oilprice.com.

Пустыня Сахара, которая зачастую воспринимается, как безжизненное пространство, на самом деле является хрупкой экосистемой, в которую интегрированы сообщества бедуинов, занимающихся разведением верблюдов. Вне всяких сомнений, реализация запланированных «зелёных» проектов внесёт существенные коррективы в их образ жизни и негативно скажется на выпасе животных. Особенно печальным будет тот факт, что энергия, ради которой кочевникам придётся пойти на серьёзную трансформацию вековых традиций, достанется не их соотечественникам, а жителям Старого Света.