Каждый учитель может стать классным

428 прочитали
Кажется, это постепенно становится моим призванием. Поддерживать учителей в их желании стать классными, вот эта фотография как нельзя лучше отражает.
Кажется, это постепенно становится моим призванием. Поддерживать учителей в их желании стать классными, вот эта фотография как нельзя лучше отражает.

Да, друзья, каждый. И я не про классное руководство. Готовьтесь к дозе вдохновения от меня.

Заканчиваю с моей любимой сотней учителей, которые за два месяца уже стали родными, курс «Учимся учить иначе». Почти вся сотня до этого обучилась на курсе "Волшебные слова" про обратную связь. Каждый раз удивляюсь, на что способен человек, если захочет. В любых условиях.

Вот Кристина из небольшого городка, где все так трогательно говорят с фрикативным «Г». Обычная школа. Самые обычные, не «отобранные», не «элитные» дети. На нашу первую встречу в прямом эфире пришла с таким вопросом:

«Что делать, если мой коллектив в школе не поддерживает мои поиски. Я пробую встраивать приёмы Кооперативного обучения, а коллеги говорят: «Зачем тебе это? Зачем твои ученики говорят на уроке, работают в группах, ходят по классу? Этим гораздо труднее управлять. Тем более, так, ты гораздо меньше успеваешь за урок. Как мне быть? Как мне, использовать приёмы эффективной работы, но при этом идти в темпе со всеми учителями? Как мне быть, когда нет поддержки коллег?»

Я тогда сказала на это, что не факт ведь, что коллеги правы, они просто так привыкли — гнать по программе. Это совсем не значит, что так правильно. Вы можете в скоростном режиме вылить на детей сколько угодно материала. Вопрос — что они возьмут? Я дала материал не равно ученики взяли материал. Я дала знания, навыки не равно ученики впитали знания и освоили навыки. Кристина сказала: «Я подумаю об этом. Мне ещё ни разу из коллег никто этого не говорил. И в педвузе тоже. Все всегда говорят только о том, что надо бежать по программе».

И вот через два месяца обучения, проб, ошибок, практики, следования своему пути несмотря на отсутствие поддержки коллег, Кристина присылает потрясающее видео своего урока. Абсолютная чёткость, чистота каждой её инструкции, фокус детей, который ловится постоянно, детки с горящими глазами. В какой-то момент они ходят по классу и приёмом Кооперативного обучения проверяют друг друга, казалось бы, скучнейшую вещь «Сколько звуков в слове?» Вы серьёзно, — хотелось сказать мне, — вам реально интересно, сколько звуков в слове? Просто они на видео делают это с таким видом, как будто узнают друг у друга, где спрятан клад. У них горят глаза, они так стараются, помогают друг другу. Не просто прибежал, оттараторил и дальше побежал, а вдумчиво, останавливаясь, если есть недочёт, реально помогая друг другу.

В конце Кристина отдельно в рефлексии по итогу урока спрашивает ребят: «А теперь вспомните свои ошибки. Не одноклассника, не других ребят, а именно свои. Проговорите их». И они старательно тянут руки, с удовольствием рассказывают, где и как ошиблись, и какой ответ правильный. Без страха, без стыда, без неловкости. Я называю это воспринимать ошибки, как друзей. А Кристина делает верный акцент: «Здорово, что вы заметили свои ошибки. Важно дальше их не допускать». Я спросила Кристину, как ей это удалось. Такая осознанность в глазах у деток. Такая дисциплина ума. Такой чистый навык рефлексии, какой я и в старших классах не часто наблюдаю. И откуда она знает про нормализацию ошибок на уроке, она, наверное, была на курсе про обратную связь? Вот ответ Кристины:

И тут без голосового я не удержалась. Так хотелось сильно-сильно поддержать
И тут без голосового я не удержалась. Так хотелось сильно-сильно поддержать

Вот тут, кстати, совсем свежее исследование про то, как ошибки и их анализ повышают эффективность обучения.

В итоге прекрасная Кристина идёт своей дорогой, несмотря на критику коллег, берёт не количеством материала, а осознанностью. И знаете что? Её уже попросили провести мастер-класс для коллег. Ура! Как я рада, когда мои ученики несут классные идеи дальше.

Рада за Кристину очень
Рада за Кристину очень

И это ещё не всё. Кристина пошла дальше. Я в обучении учителей применяю метод видеоанализа. Когда они снимают сами себя на уроке, а потом мы анализируем посекундно, как урок выстроен, насколько вовлечены дети, каждое слово учителя, реакции учеников, каждое движение учителя, положение его тела, голос, тональность, постоянно ли скандирует глазами класс и так далее. Так вот, Кристина, увидев эффект такого подхода на себе, применила его к ученикам:

Я взяла себе на заметку. Буду теперь предлагать это делать учителям
Я взяла себе на заметку. Буду теперь предлагать это делать учителям

Какая крутая идея! Не только себя записывать и работать над собой. Но ещё и учеников этому научить. Их тоже записывать, с ними потом отсматривать, повышая осознанность. Не зря ведь в современных школах появилась дисциплина Theory of learning, где детей учат учиться. Да, именно — УЧАТ УЧИТЬСЯ. Рассказывают, как работает наш мозг, какие стратегии обучения эффективны, какие нет, анализируют их осознанность и дисциплину ума. Кажется, Кристина изобрела свой крутой способ, как учить учиться и повышать осознанность.

А вот покажу вам, как Кристина ответила на вопрос одной из участниц курса о том, как ей удалось такую осознанность в детях развить. Ведь напомню, у Кристины нет отобранных детей из каких-то особенных семей. Какие пришли, с такими и работаем. Как развить осознанность? Бесконечно разговаривая, друзья, проговаривая, вкладывая смыслы в каждое действие, в каждую инструкцию, в каждую минуту урока:

Да, друзья, только так. Учебная осознанность к детям не прирастает, и в семье она не выдается, в семье нет этой задачи. Учитель сам формирует учебную осознанность в детях и развивает на своих уроках через смыслы. Кстати, тут небольшая ошибка, я не говорила в лекциях про привлекательность работника, я говорю всегда про преимущества на глобальном рынке труда, а это всегда предполагает все спектры ролей, от наемного сотрудника до предпринимателя. И да, навык "Работа в команде" сейчас зашит в модели компетенции всех компаний-лидеров в мире, а также является важнейшей компетенцией будущего предпринимателя.
Да, друзья, только так. Учебная осознанность к детям не прирастает, и в семье она не выдается, в семье нет этой задачи. Учитель сам формирует учебную осознанность в детях и развивает на своих уроках через смыслы. Кстати, тут небольшая ошибка, я не говорила в лекциях про привлекательность работника, я говорю всегда про преимущества на глобальном рынке труда, а это всегда предполагает все спектры ролей, от наемного сотрудника до предпринимателя. И да, навык "Работа в команде" сейчас зашит в модели компетенции всех компаний-лидеров в мире, а также является важнейшей компетенцией будущего предпринимателя.

А вот Татьяна. Тут совсем другая история. Если Кристина — молодой, ищущий специалист, которая до сих пор не находила поддержки коллег, то у Татьяны всё иначе. Десятки лет стажа. И полное недовольство собой. Вот, с чем Татьяна пришла на курс:

Круто, когда человек сам про себя это знает, это уже полдела
Круто, когда человек сам про себя это знает, это уже полдела

Оказалось, что в школе Татьяны уже внедрено Кооперативное обучение, правда, под неверным названием Сингапурского метода (вот тут я уже рассказывала, почему это некорректное название):

Без базового навыка (управление фокусом учеников) можно повторять бесконечно. Бесполезно. Это как ученику без знания таблицы умножения бесконечно повторять расчеты с дробями
Без базового навыка (управление фокусом учеников) можно повторять бесконечно. Бесполезно. Это как ученику без знания таблицы умножения бесконечно повторять расчеты с дробями

А потом мы начали с Татьяной работать. Я посмотрела её урок и... честно говоря, сначала испугалась. Я увидела такого деревянного (прошу прощения, но не могу подобрать другой эпитет) учителя, который существует в классе сам по себе, отдельно от неё сами по себе ученики (причём, тоже не командой класса, а именно каждый сам по себе без единой цели), сам по себе материал, который они изучают, сами по себе методические раздатки. И у всех в глазах желание отсидеть это, уйти, и чтобы быстрее кончилось. Всё где-то отдельно существует в пространстве, которое должно в норме педагогом объединяться в единый организм, познающий, вовлечённый, любознательный. В этом и была главная проблема. Не в том, что Татьяна не освоила приёмы, не в том, что дети какие-то не те. А в том, что она просто живёт в своём пространстве, где есть план, который нужно здесь и сейчас пройти, есть слова, которые она должна сказать, есть материал, который надо дать. Учитель и план. Там нет контакта глазами. Ученики не смотрят на неё, не слышат, что она говорит, всё время фоном параллельно говорят друг с другом. Татьяне приходится по много раз повторять свои же слова, порой переходить на некрасивый крик, повышенный тон, хотя это тоже не особо помогает. Проблема была очевидна — нужно учить ловить фокус учеников на себе, на своём материале, на своих словах, а для этого нужно полностью перепрошить своё мышление и самосознание. Я сюда в класс пришла не потому, что у меня план, расписание и так далее. Я пришла к ним, чтобы им дать. Они и их процесс познания важнее всего. Мой главный фокус — их мышление и ежеминутная вовлечённость. А их главный фокус на мне должен быть.

Но испугалась я не из-за того, что увидела. Мы все так начинали. Испугалась из-за стажа. Обычно, когда человек очень давно в профессии, говорить ему о том, что нужно заново осваивать азы, всегда чревато. Очень часто в ответ можно услышать: «Вы серьёзно? Вы сейчас хотите мне сказать, что после 30 лет в профессии мне надо заново учиться правильно стоять перед учениками и смотреть им в глаза?» Моя первая обратная связь состояла из 16 аудиосообщений:

Завалила Татьяну сообщениями
Завалила Татьяну сообщениями

Я очень волновалась, что спугну ими Татьяну. Я дала ей задание — пока не изучать вообще никаких приёмов, не морочить себе этим голову. Неважно, фронтально учитель работает в основном или через Кооперативное обучение, надо научиться ловить фокус. Это, если хотите, навык из актёрского мастерства. А как иначе? Как иначе вещать, попадать прямо в мозг ученика? Нельзя быть просто остранённой говорящей головой. Я попросила Татьяну целый месяц учиться только одному этому навыку. Ловить фокус учеников через управление своим голосом, жестами, верными паузами в речи, через постоянное сканирование класса глазами, через специальные приёмы фокусировки внимания. И постоянно себя снимать, анализировать, улучшать.

Через месяц после этой практики Татьяна снова прислала свой урок. И это была бомба. Абсолютная метаморфоза. Совсем другая Татьяна, совсем другой урок, совсем другие дети, хотя она специально сняла тех же самых детей. Вот она — чёткость, фокус, интерес в глазах, они с ней, а она с ними. Совсем-совсем другое дело. Сама Татьяна призналась, что ощутила совсем другие эмоции, стала спокойнее, и дети стали спокойнее, но при этом они вовлечены.

Жалко, я не могу вам сюда выложить видео Кристины, Татьяны и других участников курса, это было бы не очень этично, на такую известность они не готовы. Но перемены и правда, впечатляют. Посмотрите, что написали участники курса Татьяне, например, увидев её прогресс:

Пишет Александра, участница курса. Кстати, не помню, чтобы меня в педвузе учили фокусировке внимания. Сама пошла специально посе педвуза на тренинги тренеров, на курсы актерского мастерства, так как быстро поняла, что без этого учителю никак, мало знать свой предмет и разбираться в возрастной психологии, надо быть сильным оратором тоже, да, надо уметь держать адуиторию.
Пишет Александра, участница курса. Кстати, не помню, чтобы меня в педвузе учили фокусировке внимания. Сама пошла специально посе педвуза на тренинги тренеров, на курсы актерского мастерства, так как быстро поняла, что без этого учителю никак, мало знать свой предмет и разбираться в возрастной психологии, надо быть сильным оратором тоже, да, надо уметь держать адуиторию.
Пишет Галина, участница курса нашей прекрсной Татьяне
Пишет Галина, участница курса нашей прекрсной Татьяне
Пишет Юлия, участница курса нашей прекрасной Татьяне
Пишет Юлия, участница курса нашей прекрасной Татьяне

Зачем я вам рассказываю эти истории? Потому что они очень вдохновляющие. Любой может. И учитель со стажем, у которого, казалось, бы уже все нейронные тропы протоптаны так, что сдвинуть себя и вернуться в точку ноль, начать с азов, очень сложно и, возможно, стыдно. И молодой учитель, у которого рядом нет опоры в виде старших коллег, которого коллеги, наоборот, мотивируют бросить, не искать, не пытаться, и ему нужно вставать на этот путь самому, а, возможно, даже стать первопроходцем и флагманом для более старших. И то и другое непросто, стрессово, энергозатратно, местами даже больно. Но возможно. Вопрос желания и решимости взять себя, как Мюнхгаузен, за волосы и вытащить. Друзья, вы все можете! Каждый из вас. Можете — совершенно точно.

PS Знаю, что многие ждали и спрашивали, буду ли я запускать снова потоки курса по Кооперативному обучению "Учимся учить иначе" и курса про качественную обратную связь "Волшебные слова". Да, друзья, по результату решила, что буду. Обратной связи будем учиться в августе, чтобы с 1 сентября вдарить правильными формулировками по обучению и воспитанию (для учителей и родителей). Кооперативному обучению будем учиться в сентябре, чтобы тут же применять с учениками (для учителей). Чтобы не пропустить запуск обоих курсов, оставьте свои контакты в этой форме, мы с вами свяжемся незадолго до запуска. Мощнейшее развитие для учителя происходит, если изучаются оба курса, тогда вы учитесь проводить групповую работу, а после каждого группового задания правильно выстраиваете разбор ошибок, даете обратную связь, учите детей рефлексии и той самой осознанности.

Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.

Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.