С наступлением дождливых дней у прекрасной половины нашей семьи связана одна из традиций: так вышло - где-то раз в один-два года моя дочка вместе с бабушкой смотрят сокращённую версию этого давнего телесериала - созданный моей подругой видео-вариант из 47 частей, где показана вся история Анны, Владимира и Михаила. Целиком сериал мы так и не видели.
Сама я не киноман, сериалы, тем более, не смотрю. Но я - зритель одного актёра, с 2019 увлечена фильмографией Даниила Страхова, и в ней - абсолютно всеядна.
Название "Бедная Настя" напоминало мне в 2019 году, как за полтора десятка лет до этого вполуха слушала впечатления коллег, не вникая в перипетии сюжета и не запоминая имён.
Итак, я решила, что, как только большая часть фильмографии Даниила Страхова будет мной "изучена", я в качестве десерта отведаю и "Бедную Настю", потому что это зрелище обещало быть интересным, красивым и вполне подходящим для отдыха.
Ведь в детстве притягивали нас к экранам зарубежные (мексиканские и бразильские) "мыльные оперы". Первой (ещё в начальной школе) нас заманила "Рабыня Изаура", сюжет которой мы с одноклассниками разыгрывали в снежных сугробах на прогулках. Потом были другие истории и другие герои. Чем они привлекали нас? Наверно в серые осенне-зимние будни хочется погреться сказкой. Ничего странного нет в том, что и отечественные кинопроизводители соблазнились идеей снимать телесериалы. Чем мы хуже?
С сериалом "Бедная Настя" я познакомилась после "Исаева", "Цезаря", "Инкассаторов", "Знахаря", уверенная, что он вряд ли обременит мой ум глубокими размышлениями...
Не тут-то было. Думаю, несерьёзный настрой здесь пошёл на пользу. Я заранее отказалась от мысли заглядывать в учебники и справочники, сравнивая житие русской императорской семьи и её окружения с тем, что мне предстоит увидеть на экране, памятуя, что ни разу не возмутилась, читая былины, где русские князья якобы принимали при дворе своём всякую нечисть, вроде Соловья-разбойника, а смотря любимые сказки, не задавалась вопросами, что за царь, в каком году и под каким прозвищем восседает на троне российском и не искала на карте империи тридевятое царство. Да что там говорить, если знаменитый Дюма и ему подобные какими были выдумщиками и в какие только передряги не втягивали исторических личностей!
Взрослым тоже хочется сказки. Чтобы царевичи были, богатыри, прекрасные девушки, кареты, лошади и шпаги, чтобы злодеи покушались на счастье любимых героев, а они - сражались и побеждали. И чтобы - Любовь. И, конечно, балы, конечно, дуэли.
В сериале "Бедная Настя" всего этого - с избытком: живописная природа, роскошные усадьбы и интерьеры, изящные платья у дам, великолепные костюмы - у мужчин, а какая красивая звучит музыка! Наверно добрая четверть успеха сериала в моём случае выпала на то, что ни один диалог не обходится без фоном присутствующей музыкальной темы, соответствующей и персонажу, и настроению минуты, - это огромное достоинство любого фильма: даже качественное кино, сыгранное "всухую", в моих глазах уступает т. н. "лёгкому", если над ним хорошо потрудились композитор и звукорежиссёр.
И, безусловно, герои! Не скажу, что мне много лет, но всё-таки, глядя чуть свысока на красивых мальчишек и девчонок, с которыми на экране творились нешуточные страсти, я почувствовала такие удовольствие и нежность, что не могла пройти мимо их головокружительных приключений.
Вообще-то даже 47 частей из 127 - то ещё испытание: как и положено телесериалу, он выкидывал порой такие коленца по части сценария! Я имею в виду поведение действующих лиц, всякие нелогичности и неточности, затянутость эпизодов, хождение по кругу... Мне помогло чувство юмора - я порой просто до слёз хохотала, сложившись пополам.
Салонный маникюр и чересчур яркий макияж у Анны, пристрастие к солярию у Натали, как и её привычка снимать с мужчин рубашки и осушать залпом шампанское... Все эти милые нелепицы ничуть не повредили сериалу. А то, что здесь не только знатные дамы щеголяли даже в будни в роскошных туалетах и восхищали шедеврами парикмахерского искусства, но и крепостные девки выглядели не хуже барышень, я вообще, пожалуй, похвалю. Если учесть, что сериал транслировался и за пределами России (в 34-х странах, говорят), то нельзя было допустить, чтобы наши герои (даже самые второстепенные) перед заморскими зрителями предстали убогими и невзрачными. Пусть все знают, как в империи Российской и простому люду жилось, а мы уж имеем опыт "потёмкинских деревень" и наряжаться, "идя в люди" - дело обыкновенное.
При всей псевдоисторичности творения этого, оговорённой авторами, для меня в нём присутствует дух времени, происходит эмоциональное погружение в эпоху, знакомую по многочисленным литературным произведениям, пусть и приукрашенную, но лично мне очень дорогую. И достигнуто это, главным образом, через речь: какое наслаждение - слышать богатый, красивый язык, которым изъяснялись всего каких-нибудь полторы сотни лет назад наши предки. Пусть и современную речь, стилизованную под старину, но всё же… Восхищаешься, и удивляешься, как удавалось им выражать самые полярные чувства - от нежности до ярости, - не переходя границ изысканной вежливости, учтивости, не оскверняя речь свою бранью, сохраняя достоинство даже во время самых жестоких ссор.
Словом, здесь было о чём подумать. Наверно всё прочитанное и услышанное мной по теме воспитания мальчиков проносилось в моей голове, пока я с удовольствием пробиралась по живописным тропинкам одной из самых очаровательных долгоиграющих мелодрам, какие мне только приходилось видеть. Потому что одной из важных тем этого телеромана стала тема взаимоотношений между бароном И. И. Корфом и его сыном Владимиром, в которых душевная слепота отца, его нежелание замечать ревность, которую сын испытывал по отношению к воспитаннице барона, кажется, забиравшей львиную долю родительского внимания и любви, привели к таким проблемам между ними, что никакие наставления любящего папы, мечтавшего "соединить руки детей" со словами "Будьте как брат и сестра", уже не помогли бы. Ясно было: стоит барону серьёзно заболеть или, чего доброго, покинуть этот мир, его любимице не поздоровится. Каждая сцена на балу, где Иван Иванович поглощён был только Анной, не желая обращать внимания на то, что грозит его сыну, подтверждала эти выводы. Теплота и нежность к воспитанице сочеталась в нём с подчёркнутой, принципиальной строгостью к сыну. Кстати, в фильме "Исаев" (позже и в нём Даниил Страхов исполнил главную роль) отец также принёс любовь к сыну в жертву своим принципам...
Одним из главных достоинств телесериала стал его актёрский состав. Альберт Филозов в роли барона Корфа, Игорь Дмитриев - директора императорского театра, Александр Калягин - одного из моих любимых поэтов Василия Жуковского, бывшего наставником наследника престола, Эммануил Виторган, Александр Филиппенко, Владимир Качан... Мне очень понравились незнакомые прежде Виктор Вержбицкий (император Николай I) и Алёна Бондарчук (императрица).
А как хороша, как великолепна оказалась в роли злонамеренной княгини Долгорукой Ольга Остроумова, напомнившая мне с первых кадров замечательную картину "А зори здесь тихие" и другие свои знаменитые работы! Не просто талантливейшая актриса, но и очень красивая женщина - уж в аристократизме и привлекательности княгине Марье Алексеевне отказать было нельзя. Роль эта - отрицательная, вызывающая гнев, - как многие здесь, превзошли уровень сериальный, а чего ещё ожидать от талантливых и уважающих свою профессию актёров? Одно это способно было поднять "Бедную Настю" в моих глазах.
Огромным удовольствием было наблюдать за игрой Нины Усатовой - самые уютные, часто комичные, моменты в телесериале были связаны с её героиней - кухаркой в имении Корфов Варварой, женщиной доброй, эмоциональной, заботливой, мудрой, наполняющей теплотой этот большой дом, оставшийся, по сути, без женской руки.
Не сразу поняла, чем привлёк подругу такой неприятный тип, как управляющий Карл Модестович Шуллер (фамилия-то какова?), которого мы сначала восприняли с неприязнью, но потом замечательному актёру Дмитрию Шевченко удалось изменить наше отношение к своему персонажу - одному из самых... "вкусных" в сериале. Его хитрая улыбка (долго думала, кого он напоминает мне ею, оказалось - моего любимого доктора Ватсона!) обворожила бы кого угодно: он пакостничал, а мы млели от удовольствия, рассматривая его рыжие усы.
И - как же не сказка?! - в сериале оказалась даже настоящая колдунья, живущая в лесной избушке, предсказывающая будущее, исцеляющая травами, а какие прекрасные тёмные глаза подарила Сычихе актриса Светлана Тома, чью роковую красавицу-цыганку в фильме "Табор уходит в небо" невозможно забыть никогда. А. П. Забалуев Александра Филиппенко, хотя и не обернулся здесь Кощеем Бессмертным, замашку брать красавиц замуж обманом и силой сохранил и здесь. Его глаза, его речь, вкрадчивые движения, выдающие хитрость и коварство, делали из него натурального сказочного злодея.
Но, само собой, главными в сериале были истории любви. Ради чего всё и затевалось. Вообще, идея начать повествование с чувств, вспыхнувших между Михаилом Репниным и Анной Платоновой, постепенно смещая акценты и выводя на поверхность иные привязанности, иные мотивы, замечательна. Как замечательны и сами персонажи. Мне очень понравились сразу все - я была крайне приветливо настроена к творению, предложенному мне хорошим человеком.
С первых кадров очаровала Анна Платонова - миниатюрная, нежная, хрупкая девушка с твёрдым характером. Она получилась у Елены Кориковой невероятно пленительной, словно из воздуха и света сотканной, такой, что кажется: пройдёт - и трава не примнётся. И сразу стало интересно, чем обернётся для неё грядущий бал-маскарад, где она, одарённая артистическим талантом и изумительным голосом, должна была предстать перед большой столичной публикой. Правда, участь, о которой мечтал для неё опекун, мне не показалась завидной - скорее, театр был для неё, сироты, просто единственной возможностью стать независимой, но разве могло бы это заменить женщине домашний очаг и любящую семью?
Всё же в экранизации "Барышни-крестьянки" Е. Корикова пришлась мне по сердцу гораздо больше. Здесь же ей не хватало природной теплоты, она напоминала мне Снегурочку, лёд в сердце которой мог растопить лишь тот, в ком чувство горячее, но движения собственной души Анны так и остались для меня загадкой, как неизменная улыбка Джоконды. Анна представилась мне, в отличие от других героинь сериала, женщиной, способной в любви красиво принимать, но мало отдающей.
Её первая любовь показалась мне всего лишь глубокой признательностью за доброе, полное восхищения и преклонения, отношение, проявленное к ней привлекательным и благородным мужчиной впервые в жизни. Она никогда не была объектом такого чувства - это впечатлило и задело её сильно. Разумеется, человек, первым подаривший ей такое блаженство, стал ей очень дорог.
Мне очень понравился Михаил Репнин (актёр Пётр Красилов). Но именно - понравился, а не потряс, не восхитил, не поразил воображение, не вызвал волнения. Он, как и Анна, показался мне человеком, скорее, рассудка, чем сердца. Довольно похожим на меня, отчего не было в нём для меня тайны. В каких-то ситуациях ни на миг не теряющийся здравый смысл и расчёт (в отличие от Владимира Корфа и того же цесаревича Александра, способных в порыве страстей на импульсивные поступки) служат добрую службу не только ему. Его не терзало многое из того, что служило источником душевных мук для его друзей: страх обесчестить своё имя отказом от дуэли, опозорить себя неверным выстрелом и пр. К счастью, Миша во всех этих вопросах был другим, чем они, иначе всё много раз могло закончиться плачевно.
Кстати, понятно, отчего в итоге романтические линии сериала переплелись не так, как ожидалось с первых серий. В паре лучше, когда рядом с трезвомыслящим и рассудительным человеком оказывается тот, кто способен разбудить его чувствительность, зажечь очаг в холодном доме, и, напротив, вспыльчивый нрав требует охлаждения и умиротворения, а не вдохновения на подвиги. Насколько Анна кажется холодной и правильной, настолько, например, Лиза склонна к авантюрам и отчаянным поступкам. Кстати, о поступке Анны накануне дуэли: она ни за что не пришла бы к тому, кто был для неё опасен (где-то в глубине души, уверена, она это осознавала).
Поддалась я и обаянию цесаревича Александра (Дмитрий Исаев): эта его весёлая, солнечная улыбка, когда он оборачивается, - просто ах! Он оказался самым щедрым в делах сердечных. Главная его интрига чуть не стоила жизни двум офицерам, да и потом "роковая женщина" Ольга Калиновская немало попортила кровь одному из них, вызвав, в конце концов, мою стойкую неприязнь и желание, чтобы даму эту как можно скорее сбыли с рук... Рядом с цесаревичем замечена была и сестрёнка Михаила Репнина Наталья, фрейлина, которую сыграла актриса Екатерина Климова, нигде мне до этого не нравившаяся (я и видела-то мельком пару-тройку ролей), но здесь вызвавшая мою симпатию энергичностью, твёрдостью, откровенностью и прямолинейностью своей героини, что составляло контраст с характером её жениха. Роль Андрея Долгорукого (наречённого Наташи Репниной) - не самая выгодная для Антона Макарского, зато его голосом спета - в великолепном трио с Сергеем Ли и Ариной - красивая песня, и этим он запомнился мне гораздо больше, чем ролью.
Одним из самых лучших моментов, связанных с Натальей Репниной, стал её разговор с Андреем о лицемерии - здесь она была особенно хороша, как, впрочем, и в отношении своём к принцессе Марии - невесте наследника престола российского в исполнении Марины Александровой. И эту актрису знаю, но до "Бедной Насти" не испытывала никаких тёплых чувств, а здесь её героиня - молоденькая, очень скромная, очень добрая девушка, оказавшаяся в сложной обстановке в роли "товара", оцениваемого царской семьёй, высмеиваемая фрейлинами, - заслужила наше с мамой расположение. Её доверчивое любящее сердце, готовность безусловно принимать своего жениха, закрывать глаза на то, что может навредить цесаревичу, нас покорили.
Понравилась - не сразу - Лиза Долгорукая (актриса Анна Табанина). Поначалу, когда она цеплялась за свои фантазии относительно забывшего её жениха, мне было неинтересно, как и неприятным показалось сватовство к ней предводителя дворянства, последующая заварушка... Но потом она раскрылась для меня с новых сторон, и я полюбила её за искренность, теплоту, отвагу и от души желала ей счастья с её избранником...
Ну и Владимир Корф... А вот об этом герое я напишу отдельно...