15 мая 1935 года была открыта первая линия Московского метрополитена. Протяженность линии, соединявшей станции "Охотный Ряд" и "Смоленская", превышала 11 километров. Первая очередь метро включала в себя 13 станций.
Идея создания метрополитена в Москве возникла еще в XIX веке. Так, в 1875 году инженер Василий Титов предлагал проложить подземную железную дорогу от Курского вокзала через Лубянскую площадь до Марьиной Рощи. В 1890-х годах обсуждались сразу несколько проектов, дополнявших строившуюся Окружную железную дорогу. В начале XX века проекты появлялись уже массово, но реальный план строительства был утвержден только в 1931-м.
Год спустя работы велись уже на всех участках. Рискованная идея глубокого залегания линий принадлежала инженеру Вениамину Маковскому, но в удаленных от центра районах строительство велось открытым способом. Технологию рытья тоннелей с применением проходческих щитов привезли с собой горные инженеры из Донбасса. Курировал стройку Лазарь Каганович, именно благодаря его усилиям удалось задействовать огромные ресурсы, к работе над проектом было привлечено более пяти сотен предприятий, расположенных по всей стране.
Строительство второй очереди метро было завершено в 1937–1938 годах. Открылись станция "Киевская" (будущая Филевская линия) и расположенный на этом участке первый в СССР метромост — Смоленский. Заработали станции "Площадь Революции" и "Курская" Арбатско-Покровской линии. Еще через полгода было запущено шесть станций Горьковского радиуса: "Сокол", "Аэропорт", "Динамо", "Белорусская", "Маяковская", "Площадь Свердлова" (сегодня — "Театральная").
В годы Великой Отечественной войны метро использовалось как бомбоубежище. Во время авианалетов там собиралось до полумиллиона человек. В военные годы работа продолжалась: в 1943–1944 годах были открыты станции третьей очереди — "Завод имени Сталина" (с 1956 года — "Автозаводская"), "Павелецкая", "Новокузнецкая", "Сталинская" (с 1961 года — "Семеновская"), "Измайловский парк культуры и отдыха" (эта станция неоднократно переименовывалась, с 2005 года она называется "Партизанской"), "Бауманская", "Электрозаводская".
В настоящее время Московский метрополитен состоит из 258 станций (без учета монорельса и МЦК). 1 марта 2023 года, после десяти лет строительства, было открыто самое длинное метрокольцо в мире — Большая кольцевая линия (БКЛ). Ее протяженность — 70 километров, она состоит из 31 станции.