Найти тему
Русский мир.ru

Есть метро!

15 мая 1935 года была открыта первая линия Московского метрополитена. Протяженность линии, соединявшей станции "Охотный Ряд" и "Смоленская", превышала 11 километров. Первая очередь метро включала в себя 13 станций.

Идея создания метрополитена в Москве возникла еще в XIX веке. Так, в 1875 году инженер Василий Титов предлагал проложить подземную железную дорогу от Курского вокзала через Лубянскую площадь до Марьиной Рощи. В 1890-х годах обсуждались сразу несколько проектов, дополнявших строившуюся Окружную железную дорогу. В начале XX века проекты появлялись уже массово, но реальный план строительства был утвержден только в 1931-м.

Строительство южного наземного вестибюля станции "Парк культуры имени Горького" (сейчас — "Парк культуры") на Зубовском бульваре, справа — здания бывших Провиантских складов. Первая половина 1930-х годов
Строительство южного наземного вестибюля станции "Парк культуры имени Горького" (сейчас — "Парк культуры") на Зубовском бульваре, справа — здания бывших Провиантских складов. Первая половина 1930-х годов

Год спустя работы велись уже на всех участках. Рискованная идея глубокого залегания линий принадлежала инженеру Вениамину Маковскому, но в удаленных от центра районах строительство велось открытым способом. Технологию рытья тоннелей с применением проходческих щитов привезли с собой горные инженеры из Донбасса. Курировал стройку Лазарь Каганович, именно благодаря его усилиям удалось задействовать огромные ресурсы, к работе над проектом было привлечено более пяти сотен предприятий, расположенных по всей стране.

Перронный зал станции "Краснопресненская". Автор Н. Ситников. 16 сентября 1955 года
Перронный зал станции "Краснопресненская". Автор Н. Ситников. 16 сентября 1955 года

Строительство второй очереди метро было завершено в 1937–1938 годах. Открылись станция "Киевская" (будущая Филевская линия) и расположенный на этом участке первый в СССР метромост — Смоленский. Заработали станции "Площадь Революции" и "Курская" Арбатско-Покровской линии. Еще через полгода было запущено шесть станций Горьковского радиуса: "Сокол", "Аэропорт", "Динамо", "Белорусская", "Маяковская", "Площадь Свердлова" (сегодня — "Театральная").

Станция "Ломоносовский проспект"
Станция "Ломоносовский проспект"

В годы Великой Отечественной войны метро использовалось как бомбоубежище. Во время авианалетов там собиралось до полумиллиона человек. В военные годы работа продолжалась: в 1943–1944 годах были открыты станции третьей очереди — "Завод имени Сталина" (с 1956 года — "Автозаводская"), "Павелецкая", "Новокузнецкая", "Сталинская" (с 1961 года — "Семеновская"), "Измайловский парк культуры и отдыха" (эта станция неоднократно переименовывалась, с 2005 года она называется "Партизанской"), "Бауманская", "Электрозаводская".

В настоящее время Московский метрополитен состоит из 258 станций (без учета монорельса и МЦК). 1 марта 2023 года, после десяти лет строительства, было открыто самое длинное метрокольцо в мире — Большая кольцевая линия (БКЛ). Ее протяженность — 70 километров, она состоит из 31 станции.