- Одна "голова" государства, предлагает приватизировать экономические активы, чтобы они активнее работали. Другая жаждет национализировать "основные отрасли".
- Перед нами - отсутствие общего вектора и понимания стратегии развития и будущего страны.
- Чем заканчивается национализация в долгосрочной перспективе можно узнать из учебников истории, в частности, в разделах про существование государства СССР.
Если вы думаете, что это про оценку "известных событий" от разных известных лиц, то ошибаетесь - речь уже идет и про экономику с имуществом.
В апреле 2023 года заметный эффект и брожения вызвали слова главы крупного госбанка ВТБ Андрея Костина. Он заявил, что в России нужно "перезапустить приватизацию" для создания новой модели роста экономики.
Костин считает, что приватизация была "фактически приостановлена" после 2014 года. И уверен, что ее возобновление "не только позволит успешно привлечь в бюджет средства на рыночных условиях, но даст мощный импульс расшивке тех "узких мест", где сегодня особенно важна готовность брать на себя риски, принимать быстрые и нешаблонные решения", написал он в статье на РБК.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков позже сказал, что перезапуск приватизации в России "не обсуждается".
Однако в мае идея Костина получила поддержку, и не из бизнес-среды, а от одного из высокопоставленных чиновников.
"«Большая приватизация» в России должна состояться, но надо понять, что продавать, а также сформировать рынок" - , заявил на XI Петербургском международном юридическом форуме в Санкт-Петербурге 11 мая замглавы Минфина РФ Алексей Моисеев.
"Надо понять, кому продавать. Если сейчас продавать, то это будет похоже на историю 94 года, это залоговые аукционы, по-моему, так называлось, но этого никто не хочет, естественно", - заявил Моисеев.
Примечательно, что на этом же мероприятии - то есть, на XI Петербургском международном юридическом форуме - председатель Следственного комитета России (СКР) Александр Бастрыкин заявил нечто прямо противоположное.
А именно то, что России нужно пойти "по пути национализации основных отраслей экономики".
Кстати, местами в РФ национализация бурно идет.
Так, в феврале 2023 года госсовет Крыма национализировал почти 500 объектов имущества иностранных граждан, "недружественных России". В портфель национализированного имущества вошли различные предприятия и банки, туристская и спортивная инфраструктура.
Что мы имеем по результатам заявлений Костина, Моисеева и Бастрыкина?
Одна "голова" государства, предлагает приватизировать экономические активы, чтобы они активнее работали.
Другая жаждет национализировать "основные отрасли".
Кому-то, наверное, может показаться, что "это и есть демократия".
Но по факту это выглядит скорее как "разброд и шатания".
Перед нами - отсутствие общего вектора и понимания стратегии развития и будущего страны.
Почему представители госбанков и экономического блока правительства призывают к приватизации?
Самый тупой ответ в этой ситуации - "они действуют в интересах буржуазии".
Но есть и другой ответ, который учитывает реальное положение дел в экономике.
А оно таково, что нефтегазовые доходы страны пикируют, а не-нефтегазовые тоже снижаются.
Подробности читайте в статье: Торопятся тратить: дефицит бюджета России уже превысил план на весь 2023-й год. А доходы страны "валятся стремительным домкратом"
То есть, у государства реальные проблемы с наполнением казны. И потому оно заинтересовано, чтобы экономика разогналась побыстрее и помощнее и производила больше продуктов и денег. Несмотря на все ограничения, обрушение прежних связей, падение потребительской активности и так далее, и так далее.
Госсектор производит деньги заметно хуже, чем частный сектор. Это факт.
Не догадки и предположения - а факт, подтверждаемый статистикой.
Производительность труда на одного занятого по выручке и по добавленной стоимости в госкомпаниях на 75% (!) ниже, чем в частных. Об этом свидетельствуют результаты исследования ЦБ и ВШЭ.
Госкомпании России (госзаводы, госхолдинг, госпредприятия и т.п.) в 2022 году заработали 2,14 трлн рублей прибыли - это в два раза меньше, чем годом ранее.
Унитарные предприятия (ФГУПы) третий год подряд заканчивают с убытком.
Проще говоря, гигантский российский госсектор в лучшем случае работает "в ноль". А в худшем пожирает деньги, а не производит их.
При этом по расчетам РАНХиГС доля госсектора в экономике России составляет сейчас рекордные за всю историю современной России 56% ВВП по итогам 2021 года (более свежих данных пока нет).
Именно поэтому люди, которые разбираются в экономике, и предлагают: давайте перезапускать приватизацию, чтобы экономика начала крутиться быстрее и зарабатывала больше.
Больше доходов и прибылей - больше налогов в бюджеты.
Больше налогов - значит государство сможет выполнять свои обещания перед населением.
Мы уже не в 90-х, когда государство было слабым и гигантские деньги проходили мимо государева ока и с них невозможно было взять налоги. Сегодня государство видит намного больше. Так что не так важно, в какой собственности активы - важно, чтобы они работали.
"Силовики" же предлагают, наоборот, всё национализировать.
Чем заканчивается национализация в долгосрочной перспективе можно узнать из учебников истории, в частности, в разделах про существование государства СССР.
***
Некоторые статьи для тех, кто забыл, как выглядит национализированная экономика изнутри и как в ней живется гражданам:
- Поздний СССР как страна тотального дефицита: факты и примеры, за которые стыдно даже сегодня
- Сказки о высоких зарплатах в СССР: как старая советская газета заставляет очнуться
- Что не так с фразой "В СССР людям бесплатно давали жильё"? Одно пропущенное слово меняет вообще всё