Александр Лукашенко стал президентом Белоруссии в 1994 году. Это были первые выборы президента в стране, и до этого момента страной руководили прозападные силы, которые выступали за приватизацию, либерализацию и другие рыночные реформы.
Выборы президента в Белоруссии
Николай Платошкин сказал, что выборы президента в Белоруссии в 1994 году были выбором курса развития страны. Прозападными кандидатами были Вячеслав Кебич и Станислав Шушкевич, они выступали за рыночные реформы, и власть тогда рассчитывала на то, что как раз такой кандидат и победит на выборах, ведь были планы приватизировать всю или почти всю государственную собственность.
Александр Лукашенко на тех выборах был сторонником оппозиции. Он выступал против прозападного курса, критиковал приватизацию и другие рыночные реформы. Нужно понимать, что власть и «западные партнёры» опасались победы Лукашенко.
Однако тогда выборы действительно были честными, раз уж по итогам первого тура выборов за Лукашенко проголосовало 44,8%. А второй тур выборов закончился тем, что за Лукашенко проголосовало 80,3%. Почему? Потому что явно белорусы не хотели, чтоб их интересы представлял Вячеслав Кебич, который был до победы Лукашенко Председателем Совета министров Республики Беларусь.
Референдум
С чего начал Александр Лукашенко, когда стал президентом? Он начал с референдума. И это правильно, потому что такие вопросы должен решать народ, а не сомнительные личности, которые хотели забрать себе государственную собственность.
Итак, что за вопросы были на референдуме? Николай Платошкин сказал, что это были важнейшие вопросы того периода. Во-первых, это то, что русский язык должен быть равен белорусскому; во-вторых, смена государственного флага и герба; в-третьих, экономическая интеграция с Россией вместо запада; в-четвертых, возможность президента досрочно отправить в отставку парламент, если тот нарушает Конституцию. За все пункты «за» проголосовало большинство белорусов.
В итоге Лукашенко отказался от националистического, антисоветского и прозападного курса постсоветского периода, а также вернул флаг и герб, которые были в период существования СССР. Они слегка изменены, потому что все-таки СССР уже не было, но по большей части это именно советские флаг и герб.
Главное, уверен Николай Платошкин, заключается в том, что Лукашенко совершенно правильно поступил, что отказался от дискредитации русского языка, за что выступали прозападные политические деятели, а также Лукашенко понимал, что дружба с западом ни к чему хорошему не приведет, он же видел то, что происходило в других постсоветских республиках. Он понимал, что для запада постсоветские республики — это просто рынки сбыта, своими рынками они делиться точно не хотели. Поэтому Лукашенко считал разумным объединяться бывшим советским республикам.
В интересах большинства
Николай Платошкин подчеркивает, что Александр Лукашенко, в отличие от большинства лидеров постсоветских стран, был человеком, который выполнял обещания. Он действительно приостановил курс на приватизацию и либерализацию.
Он вернул государству предприятия, и в итоге в экономике у государства ключевая роль. Частному бизнесу Лукашенко сказал, что бизнес никогда не поставит власть Белоруссии на колени, как это происходит в постсоветских странах.
И еще Лукашенко добавил, что все разговоры о приватизации бизнес должен прекратить, потому что если бизнес эффективный, то ему государство не будет мешать создавать предприятия, различные проекты. Пускай с нуля и создает.
Но претендовать на государственные предприятия — это неправильно. Эти предприятия создавали предки в интересах всей страны, а не в интересах какой-то группы лиц, которая желает извлекать максимальную прибыль и которой безразлично, соответствует это национальным интересам или нет.
Николай Платошкин уверен, что если брать всех постсоветских лидеров после распада СССР, то Александр Лукашенко — самый достойный из них. Лукашенко не стал подчиняться «советникам» из МВФ, а посмотрел на то, как развиваются другие страны, использовал опыт того же Китая, потому что он понимал еще в 1990-е годы, что Китай в долгосрочной перспективе может стать мировым лидером в плане развития экономики, Лукашенко об этом давно говорил, и в итоге во многом он, конечно, оказался прав.