В начале января 1991 г. по Москве стали расходиться слухи о предстоящем обмене 100-рублевых купюр. Сам министр финансов СССР Валентин Павлов, выступая на заседании Верховного Совета 10-го января заявил, что слухи эти не соответствуют действительности и никакой подготовки к денежной реформе в стране не ведется.
В то время я работал на Ярославском колхозном рынке Мосгорпо на проспекте Мира, на нашем рынке (как и на всех рынках Москвы) процветал меняльный бизнес.
Рыночные торговцы, распродав свой товар, старались максимально уменьшить объем денежной массы для вывоза в солнечные республики бывшего Союза (Western Union и прочие сервисы переводов тогда не функционировали), а крупные купюры номиналом в 50 и 100 рублей нечасто встречались в обороте. Поэтому торговцы готовы были менять выручку на крупные банкноты даже с дисконтом, за сторублевку давали 105 рублей, а за пятидесятирублевку - 53 рубля. Мы с другом контролировали большую часть легальной торговой выручки рынка, крупные банкноты сразу изымались из кассы для последующего обмена с целью наживы.
И тут пошли слухи о предстоящем обмене. Я спросил приятеля Толика из цветочного кооператива ассирийцев, которые арендовали склад на территории рынка, что он думает об этих слухах. Цветочники также зарабатывали на подобных операциях. Толик (сам он не был ассирийцем. а был бывшим автогонщиком, женатым на ассирийке с Зацепы) в шутку ответил, что вероятно эти слухи распространяют азербайджанцы (основные клиенты при операциях обмена), чтобы сторублевки им даром доставались.
Тем не менее обмен, который отрицал министр финансов ( а с 14.01.1991 г. - премьер-министр СССР) товарищ Павлов Валентин Сергеевич все же состоялся, о чем населению сообщили в своих передовицах немногочисленные советские печатные издания.
Реформа преследовала цель избавиться от избыточной денежной массы, находившейся в наличном обращении, и хотя бы частично решить проблему дефицита на товарном рынке СССР. По сути Павлов готовил комплексную реформу ценообразования с поэтапной либерализацией цен, но из этого плана удалось осуществить только первый шаг — обмен денежных знаков.
Формальной же причиной для проведения реформы была объявлена борьба с фальшивыми рублями, якобы завозимыми в СССР из-за рубежа. Кроме того, реформа должна была «заморозить» нетрудовые доходы, средства теневого сектора экономики, спекулянтов и коррупционеров.
Обмен изымаемых банкнот сопровождался существенными ограничениями:
- Сжатые сроки обмена — три дня с 23 по 25 января (со среды по пятницу).
- Не более 1000 рублей на человека — возможность обмена остальных банкнот рассматривалась в специальных комиссиях до конца марта 1991 года.
- 22 января 1991 года президент СССР Михаил Горбачев подписал Указ об изъятии из обращения и обмене 50- и 100-рублёвых банкнот образца 1961 года. О подписании документа было сообщено по Первой программе ЦТ в 21 час по ЦТ по московскому того же дня, когда практически все финансовые учреждения и магазины уже были закрыты. В крупных городах европейской части страны некоторые люди в ближайшие часы после этого смогли разменять имевшиеся у них 50- и 100-рублёвые банкноты в кассах метро, железнодорожных вокзалов и у таксистов (многие кассиры и таксисты, занятые работой, ещё не знали об оглашении указа). Некоторым удалось отправить крупные денежные переводы в отделениях почты при вокзалах, работавших до полуночи. Некоторые покупали за 50- и 100-рублёвые банкноты в кассах железнодорожных вокзалов и аэропортов билеты на дальние расстояния на несколько дней вперёд, а потом, после окончания обмена, сдавали эти билеты и получали деньги. Реформой предусматривалось, что 50- и 100-рублёвые банкноты образца 1961 года подлежат обмену на более мелкие банкноты образца того же 1961 года, а также банкноты 50 и 100 рублей образца 1991 года.
Так как обмен производился в середине рабочей недели, чтобы не встала экономика Страны Советов из-за тружеников, которые ломанутся в сберкассы менять кровно заработанные и отложенные средства, на всех крупных предприятиях ( по крайней мере в Москве) были организованы пункты обмена. Моя мать обменяла на родном заводе "Фотон" за 2 дня без всяких проблем 13 000 рублей (семейные накопления, деньги друзей и родственников), хотя имела право на обмен только двух тысяч для себя и отца. Многие (особенно низкооплачиваемые работники) не имели тогда накоплений и в размере тысячи рублей, на них и списывались излишние суммы, учет был чисто формальным.
Хуже всего пришлось пенсионерам, не имевшим родственников на крупных предприятиях и в учреждениях, им пришлось зимой выстаивать в многочасовых очередях в сберкассы. Сколько человек оттуда забирали на скорых официальная статистика умалчивает. Через 3 дня все затихло, народ стал ждать новых "сюрпризов" от правительства страны, которой осталось существовать на карте мира чуть менее года.
Конфисковать часть денег у подпольных миллионеров, как планировалось правительством, не удалось. В Москве средний размер сумм наличности, успешно обменянной на основании заявления, был близок к 2000 рублей. Председатель Госбанка Виктор Геращенко на заседании Кабинета министров доложил, что к 26 января в отделения Госбанка поступили купюры на сумму около 40 млрд рублей, а в обороте их было на 48 млрд рублей. Таким образом, не было предъявлено около 8 млрд рублей.
Реформа, которая должна была задушить теневую экономику, закончилась ничем, пшиком. Народ усвоил одну истину - правительству верить нельзя никогда, эти знания пригодятся в будущем, когда президент клянется "лечь на рельсы".
Благодарю Вас за внимание! Если вам понравилась статья, поставьте, пожалуйста «Нравится» и не забудьте подписаться. Так вы не пропустите новые публикации и поможете в развитии канала.