Человек обладает довольно большим запасом знаний о других людях, об окружающих его событиях и предметах. Этому способствуют его восприятие, мышление, память, внимание, эмоции, воображение. Кроме того, человек обладает речью и любую информацию об окружающем мире может обозначить словом. Словесный портрет окружающей действительности человек хранит в своем сознании.
А как насчет знаний о себе? Кто-то скажет, что это элементарно - каждый знает о себе все.
А между тем одному человеку в последнее время окружающие люди начали говорить, что он стал каким-то нервным. И каждый раз этот человек громко и выразительно доказывает этим людям, что он спокойный и уравновешенный как удав. А другой человек никак не может понять, почему его страшненький друг пользуется популярностью у девушек, а к нему, такому красавчику, относятся как к младшему брату. Также некоторые люди почему-то считают себя не такими какими они хотели бы быть. А на вопрос какими они должны быть отвечают: просто не такими как есть и все.
Все это примеры ситуаций, когда у человека имеется недостаточное представление о себе. Но как такое возможно? Человек способен познавать себя также как окружающий мир. Он может увидеть себя со стороны в отражении, представить свой образ, описать словами свои мысли и эмоции. Несмотря на то что, человек ближе сам к себе как никто другой, ему порой сложнее понять себя, чем другого человека. Некоторые ученые связывают это с пристрастным отношением к себе, желанием беречь себя от негативных оценок, стремлением казаться лучше.
А между тем адекватное восприятие себя – залог спокойной жизни. Ведь сколько бы человек не обманывал себя, что он умный и спокойный, если он не будет развивать ум и воспитывать чувства, то рано или поздно наступит тяжелое разочарование. Поэтому так важно наполнять самосознание правдой, даже если она имеет горьковатый привкус.
Знания о себе - это бескрайнее поле информации. Необходимо ее как-то систематизировать. В отечественной психологии имеются критерии, по которым можно сформировать три группы знаний о себе (В.В. Столин).
Первая включает знания о своем организме. Вторая группа включает знание о себе, как субъекте общения. Третья группа включает знания о себе, как личности.
В каждой группе данные знания в свою очередь распределяются по уровням: когнитивный (мысли о себе, оценки себя), эмоциональный (отношение к себе, принятие, непринятие себя), регулятивный (владение собой).
Соответственно данным группам и уровням можно выделить следующие основные направления диагностики самосознания человека.
- Исследование оценки своего организма (здоровье, физические возможности, внешний вид), себя как субъекта и объекта общения (о своих особенностях, проявляющихся в общении с другими людьми, понимания мнения других о нем), а также оценки своих личных качеств.
- Исследование отношения (принятия, непринятия, уверенности, неуверенности) к своему организму (здоровью, физическим возможностям, внешнему виду), к самому себе как субъекту общения, к своей личности.
- Исследование оценки реакций своего организма, особенностей поведения в различных ситуациях общения и возможности регуляции своим поведением.
В большинстве своем методы исследования охватывают сразу несколько критериев самосознания, но при этом какой-то уровень может оставаться доминирующим. Так как самосознание предполагает словесное обозначение себя, то большинство методов диагностики имеют вербальный характер (опросники, вербальные тесты и т.п.)
Для исследования самооценки используются различные методики. Некоторые из них представляют из себя задания на самоописание или самоотчеты, которые имеют довольно низкий процент достоверности из-за неосознанного стремления испытуемого приукрашивать себя. Большой популярностью пользуются методики, которые включают в самоописание графические и проективные элементы, что позволяет снизить процент недостоверности.
Например, хорошо зарекомендовала себя при использовании в медицинских и образовательных учреждениях методика Дембо - Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан
Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.
Инструкция. «Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают: 1 - здоровье; 2 - ум, способности; 3- характер; 4 - авторитет у сверстников; 5 - умение многое делать своими руками, умелые руки; 6 - внешность; 7 - уверенность в себе.
На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя».
Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой равна 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10—12 мин.
Обработка и интерпретация результатов. Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы получают количественную характеристику (например, 54 мм = 54 баллам).
Далее по каждой из шести шкал необходимо определить:
- уровень притязаний, который равен расстоянию в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;
- высоту самооценки, которая равна расстоянию от «0» до знака «-»;
- значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой, которое равно расстоянию от знака «х» до знака «-». Если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.
В конце необходимо рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.
Уровень притязаний. Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.
Высота самооценки. Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.
Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти испытуемые составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.
Существуют методики на самооценку с использованием проективных техник. Например, при различного рода психологических экспертизах (судебных, на инвалидность, в реабилитационных центрах) широко используется методика КИСС.
Методика косвенного измерения системы самооценок (КИСС) создана на основе синтеза принципов проективного и психосемантического подходов к диагностике личности. Так, использование проективной процедуры позволяет избежать феноменов социальной желательности в самопрезентации, вскрывает не вполне вербализуемые или неосознаваемые аспекты самооценки, однако, как и все традиционные проективные методики, эта процедура сама по себе способна диагностировать самооценку лишь в самом общем виде.
Благодаря замене процедуры прямого шкалирования «Я» на косвенную оценку посредством шкалирования схематических изображений становится доступной диагностике не демонстрируемая, а подлинно переживаемая самооценка.
В качестве, стимульного материала используются схематические изображения человеческого лица. Из схемы лица исключен рот, так как эксперименты показали, что рисунок линии рта может давать систематический сдвиг в восприятии лица по определенным параметрам.
В качестве процедуры используется ранжирование «лиц» по параметрам, задаваемым экспериментатором. Испытуемому предлагается ознакомившись предварительно с набором карточек (10 штук) разложить в ряд по степени убывания «приятности». После чего его просят описать, первое и последнее изображения. Эти описания фиксируются экспериментатором. Затем, смешав карточки, экспериментатор предлагает испытуемому разложить их по параметрам «ум», «доброта» и т. д. Часть этих параметров стандартна, т. е. предлагается всем испытуемым («ум», «здоровье», «доброта»), а другая часть предлагается экспериментатором на основе тех качеств, которые испытуемый назвал при описании первой и последней карточек.
Инструкция испытуемому: «Проверим Ваше воображение. Перед Вами десять карточек со схематическими изображениями лиц. Разложите карточки в ряд, так чтобы слева была та, которая нравится Вам «больше всего, справа — меньше всего, а между ними карточки лежали бы в порядке убывания приятности.
Опишите человека, чье лицо изображено на карточке, которая понравилась Вам больше всего. А теперь опишите человека, чье лицо изображено на карточке, которая понравилась Вам меньше всего.
Разложите карточки в ряд так, чтобы слева была та, на которой изображено самое умное лицо, справа — та, на которой изображено самое глупое лицо, а между ними карточки лежали в порядке убывания «ума» лиц, которые на них изображены, и т.д.» В конце исследования испытуемому предлагается разложить карточки по «похожести на себя».
Интерпретация результатов данной методики предполагает творческий подход, впрочем как большинство проективных методик. Так, авторы предлагают предположить, что какой-то испытуемый разложил по параметру «нравится» карточки в следующем порядке: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10, по параметру «доброта» в том же порядке: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10, а по параметру «ум» в противоположном: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1, то естественно сделать предположение о том, что испытуемый ценит доброту в гораздо большей степени, чем ум.
Предположим также, что некто разложил карточки по параметру «нравится» в следующем порядке: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10, по параметру «похожесть на себя» — в противоположном: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1.
А другой испытуемый и по параметру «нравится», и по параметру «похожесть на себя» разложил карточки в одном и том же порядке: «нравится»: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10, «похожесть»: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10. Можно предположить, что, первый испытуемый «принимает себя» в гораздо меньшей степени, чем второй.
Далее предположим, что у какого-то испытуемого получили следующие ранжировки: «похожесть»: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10, «ум»: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10; «доброта»: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1. Такой результат позволяет предположить, что данный испытуемый оценивает себя по параметру «доброта» иначе, чем по параметру «ум».
По данному алгоритму рекомендуется оценивать выбор реальных испытуемых по различным критериям (уверенный - неуверенный решительный - нерешительный, ответственный - безответственный, усердный - ленивый и т.п.) Для соотношения различных характеристик между собой можно использовать дополнительную математическую обработку результатов.
Методы исследования отношения к себе в большинстве своем представляют собой опросники, содержащие утверждения, среди которых необходимо сделать выбор.
Например, разработанный в нашей стране тест-опросник самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев) используется для исследования особенностей самоотношения и позволяет выявить три уровня самоотношения, различающихся по степени обобщенности.
Семь факторов были интерпретированы как наиболее конкретный уровень самоотношения - уровень внутренних действий в адрес самого себя или готовности к таким действиям. Это такие факторы:
1. Самоуверенность («У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное»).
2. Ожидаемое отношение других людей («Вряд ли я вызываю симпатию у большинства моих знакомых»).
3. Самоприятие («Мое отношение к самому себе можно назвать дружеским», «В целом меня устраивает то, какой я есть»).
4. Саморуководство («К сожалению, если я и сказал что-то, это вовсе не значит, что именно так я и буду поступать»).
5. Самообвинение («Если я и отношусь к кому-либо с укоризной, то прежде всего к самому себе»).
6. Самоинтерес («Если бы мое второе «Я» существовало, то для меня это был бы самый скучный партнер по общению»).
7. Самопонимание («Иногда я сам себя плохо понимаю»).
Соответствующие шкалы содержат по 6—7 пунктов.
3, 4 и 5 факторы образовали более обобщенный уровень самоотношения, описываемый четырьмя измерениями:
Самоуважение - шкала из 14 пунктов, объединивших утверждения, касающиеся «внутренней последовательности», «самопонимания», «самоуверенности». Речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя.
Аутосимпатия - шкала из 16 пунктов, объединяющая пункты, в которых отражается дружественность-враждебность к собственному «Я». В шкалу вошли пункты, касающиеся «самоприятия», «самообвинения». В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе - видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров.
Самоинтерес - шкала из 8 пунктов, отражает меру близости к самому себе, в частности - интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других.
Ожидаемое отношение других людей - шкала из 13 пунктов, отражающих ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих. Человек, ожидающий антипатичного отношения к себе, ждет его как от большинства, от посторонних или мало с ним связанных людей, так и от немногих, любовь которых ему важна. От других людей такой человек ждет отрицания его внутренних достоинств (совести), антипатии к своей внешности. При этом он как бы принимает (постулируемую им) антипатию других, что проявляется в том, что себе он не желает добра по-настоящему. Себя он считает уникальным, непохожим на других, не ставит перед собой задачу на увеличение самоуважения.
Содержательный анализ результатов позволил также интерпретировать отражение глобального самоотношения, т. е. внутренне недифференцированного чувства «за» и «против» самого себя. Балл по глобальному самоотношению подсчитывается на основе учета ответов на 30 пунктов опросника (из 62).
Таким образом, данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающиеся по степени обобщенности: 1) глобальное самоотношение, 2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожидаемого отношения к себе; 3) уровень конкретных действий (готовностей к ним) по отношению к своему «Я».
Инструкция: Вам предлагается ответить на следующие 57 утверждений. Если Вы согласны с данным утверждением ставьте знак «+», если не согласны то знак «–».
Порядок подсчета. Показатель по каждому фактору подсчитывается путем суммирования утверждений, с которыми испытуемый согласен, если они входят в фактор с положительным знаком и утверждений, с которыми испытуемый не согласен, если они входят в фактор с отрицательным знаком.
Ключ для обработки:
Номера пунктов и знак, с которым пункт входит в соответствующий фактор. Полученный «сырой балл» по каждому фактору переводится, по приведенным ниже таблицам, в накопленные частоты (в %).
Таблицы перевода «сырого балла» в накопленные частоты (%).
Значение показателя: меньше 50 – признак не выражен; 50-74 – признак выражен; больше 74 – признак ярко выражен.
Методы оценки способности к саморегуляции направлены на исследования одной из важных интегральных характеристик самосознания, получившей название локуса контроля.
Надо отметить, что диагностика оценки своей способности к саморегуляции отличается от диагностики самого процесса саморегуляции как способности управлять своим поведением. При изучении самосознания рассматривается именно понимание человека своей роли в управлении своим поведением. Поэтому в качестве исследования данного критерия самосознания исследуется субъективный локус контроля.
Введение в психологию понятия локуса контроля стимулировало огромное количество исследований этого феномена, поток которых продолжает нарастать и в настоящее время. Оказалось, что принадлежность человека к тому или иному типу локализации контроля оказывает влияние на многообразные характеристики его психики и поведения.
Люди различаются между собой по тому как и где они локализуют контроль над значительными для себя событиями. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный и интернальный. В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил – случая, других людей и т. д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности. Любому человеку свойственна определённая позиция на континууме, простирающемся от экстернального к интернальному типу. Изучение локуса контроля началось в зарубежной науке, в нашей стране оно было принято и дополнено новыми характеристиками.
Так был разработан тест-опросник субъективной локализации контроля (С. Р. Пантелеев и В. В. Столин).
Цель– измерить локус контроля как обобщенную генерализованную переменную.
Специфика опросника. Опросник содержит 32 пункта (26 – работающих и 6 – маскировочных), построенных по принципу вынужденного выбора одного из двух утверждений, и образует одномерную шкалу, дающую обобщенный показатель локуса контроля.
Инструкция. Выберите из каждой пары одно (и только одно) высказывание, с которым вы больше согласны и отметьте соответствующую ему букву на бланке ответов.
Текст опросника.
Обработка данных. Показатель субъективной локализации контроля получается из опросника путем подсчета суммы выбранных испытуемым интегральных альтернатив.
Ключ.
Интерпретация результатов. Экспериментальные работы установили связь разнообразных форм поведения и параметров личности с экстернальностью – интернальностью. У интерналов временная перспектива охватывает значительно более дальнюю зону (как в будущем, так и в прошлом) и насыщена большим количеством событий.
Интерналы проявляют большую когнитивную активность, чем экстерналы. Они больше интересуются характером, причиной и лечением болезни и активнее борются за выздоровление. Интерналы более последовательны и продуктивны в ситуациях принятия решения и ситуациях, связанных с риском. Они проявляют большую готовность отсрочить сиюминутное, легкодоступное удовольствие ради достижения отдаленного, но более ценного блага.
Большую роль локус контроля играет в трудовой деятельности. Интерналы больше, чем экстерналы, убеждены, что усердная работа ведет к высокой продуктивности, а высокая продуктивность способствует получению высокого вознаграждения. Их общая удовлетворенность трудом значительно выше, чем у экстерналов. Стиль руководства экстерналов более директивен и чаще основывается на негативных санкциях. Есть данные, что интерналы более успешны в учебе как в средней, так и в высшей школе.
Исследователями выявлены многочисленные личностные корреляты локуса контроля. Интернальность положительно связана с социальной ответственностью, с осознанием человеком смысла, целей в жизни. Интернально ориентированные субъекты, в отличие от экстернально ориентированных, имеют более высокие баллы по степени доминантности, толерантности, социабельности, умственной подготовленности, отетственности, самоконтроля, принятия своего «Я», благополучия в достижении чего-либо путем согласия.
Экстернальным людям чаще свойственны подозрительность, тревожность, депрессивность, агрессивность, конформность, догматизм, авторитарность, беспринципность, цинизм.
Исследования, связывающие интернальность – экстернальность с межличностными отношениями, показали, что интерналы более популярны, более благожелательны, более уверены в себе, проявляют большую терпимость. Существует связь высокой интернальности с положительной самооценкой, с большей согласованностью образов реального и идеального «Я».
Необходимо иметь в виду, что приведенные личностные коррелляты локуса контроля, хотя и позволяют, создать достаточно полное представление о типичных экстерналах или интерналах, все же являются очень приблизительными.
Таким образом, диагностика самосознания включает методы, направленные на оценку человеком себя как индивида, как субъекта и объекта общения, а также как личности, способной брать ответственность за свои действия
Возможно, вам будет интересна статья «Отечественная психология о самосознании человека».
Все статьи блога посвящены отечественной психологии, ее научным достижениям и возможности применения их в реальной жизни.