Найти тему
Украина.ру

Концлагерь, Ихтиандр и дельфины: Галина Шурепова

   © Открытй источник
© Открытй источник

Шесть лет назад не стало уникального человека, Галины Александровны Шуреповой. Первая в СССР – женщина-водолаз, каскадёр-подводник, тренер боевых дельфинов, она смогла выжить в концлагере, победила рак и снова стала ходить после операции по протезированию разрушенных артрозом суставов. Она была человеком с нечеловеческой силой воли.

Шесть лет назад не стало уникального человека, Галины Александровны Шуреповой. Первая в СССР – женщина-водолаз, каскадёр-подводник, тренер боевых дельфинов, она смогла выжить в концлагере, победила рак и снова стала ходить после операции по протезированию разрушенных артрозом суставов. Она была человеком с нечеловеческой силой воли.

Галина родилась 5 мая 1939 года в Литве в городе Вилковишки Мариямпольского уезда, где её отец Александр Алексеевич Шурепов служил в советской разведке в звании майора НКВД. Через полтора года у неё появилась сестра Наташа.

22 июня 1941 года в 4:00 началась Великая Отечественная война. У крыльца дома Шуреповых разорвался снаряд. Отец выбежал из дома, на ходу застегивая портупею. В следующий раз дочери его увидели только через семь лет – уже через несколько часов в город вошли немцы.

В этот же день Александру Федоровну Шурепову вместе с дочками, по доносу "добрых" соседей забрали в гестапо и продержали в камере целый месяц, а потом отпустили. Выйдя на свободу, они узнали, все от тех же "добрых" людей, что Александр Алексеевич погиб. Даже нашлись очевидцы и показали место, где его похоронили.

По началу Александра Федоровна работала у местных панов, но потом ее снова задержало гестапо, на этот раз без детей – Галю и Наташу забрал к себе тюремный ксёндз. Через какое-то время маму девочек отправили на работу в Германию. Перед отправкой ксёндз сумел привести их попрощаться с Александрой Федоровной. Она успела крикнуть Гале: "береги сестру, ты старшая!"

Потом девочек отправили в приют, а оттуда их распределили в группу "Пфляуме" – организацию, занимавшуюся забором у детей до 5 лет крови. По варварской теории немецких нацистов до 5 лет кровь не несёт расовых различий, а потому подходит для переливания арийским солдатам и офицерам. Как вспоминала сама Галина Александровна: "я не помню, чтобы нас били, я вообще практически ничего не помню из того, что там происходило, помню только голод…"

Александра Федоровна работала на заводе по ремонту бронетехники, рабочих содержали в лагере при заводе. Она готовила побег. Уже в конце войны по заводским корпусам нанесли авиаудар, ограждение оказалось разрушенным. Александра Федоровна забрала из тайника подготовленные припасы и пешком, через всю Германию, отправилась домой. Когда она добралась до Вилковишки, война уже закончилась. Муж погиб, и она задалась целью найти девчонок. Но в то время царил страшный хаос и неразбериха, Александра Федоровна оббивала пороги различных инстанций – всё напрасно. Наслушавшись разных историй, она сначала не хотела обращаться в НКВД, боясь "загреметь" в лагерь для бывших остарбайтеров. В конце концов, нужда заставила, но чекисты отнеслись к ней с сердечным пониманием, помогли с работой и жильём. Хуже было с поисками мужа и девочек, однако и здесь ей вскоре улыбнулась удача.

Однажды очередной высокопоставленный начальник в очередной раз сообщил ей, что никакой надежды нет: ее муж и дети мертвы. Александра Фёдоровна пошла из кабинета на выход, и тут её потихонечку окликнула секретарша и сказала, что её муж жив и буквально сегодня тоже интересовался детьми. Секретарша дала ей свой домашний адрес и сказала приходить вечером. Придя по указанному адресу, Александра Федоровна увидела мужа – он благополучно прошёл всю войну, и теперь разыскивал жену. Радости не было конца, с этого момента они уже не расставались.

Шуреповых отправили служить на Дальний Восток, у них родились ещё двое детей, но попыток найти дочерей они не оставляли. И вот однажды в 1948 году Александру Алексеевичу сообщили, что некая Анна Линк привезла из Германии в Латвию группу советских детей – бывших нацистских пленников. Шурепов тут же с ней связался, переслал ей ещё довоенную фотографию, по которой она сказала, что вроде бы есть похожие девочки. Он приехал в детский дом и попросил списки. Шуреповых в них не было, но были сестры Шубертайте: Хелена и Алдона с датами рождения 5.5.1939 г. и 10.10.1940 г., такими же, как и у его дочерей. Александр Алексеевич попросил о встрече с детьми. Когда привели Галю, которую нацисты переименовали в Хелену, отца она не узнала, но у неё был характерный ещё довоенный ожог от утюга. Так семья воссоединилась.

Галя совершенно забыла русский, говорила по-немецки с примесью латышкого, а за немецкий в детдоме били, директор даже однажды в ярости сломал ей руку. Истощенные дети приехали в Гродно, где на тот момент жила семья, и началось их восстановление.

Семья Шуреповых была спортивной, отец и мать даже познакомились на первом всесоюзном сборе молодых легкоатлетов в Пятигорске. Каждое утро начиналось с зарядки на улице в любую погоду. Галина перепробовала практически все виды спорта, но в результате профессионально занялась баскетболом. После школы она поступила в Ленинград в Национальный государственный университет физкультуры им. Лесгафта.

На 4-м курсе ей нужно было сдавать плавание, она тренировалась в бассейне, и тут ей кто-то дал подводную маску. На Галю произвело огромное впечатление то, насколько чётко можно видеть под водой. С баскетбола она тут же перевелась на подводное плавание и стала в этом виде спорта первой женщиной-чемпионкой СССР.

На чемпионате Галину заприметил готовившийся к съемкам фильма "Человек-амфибия" (1961) кинорежиссёр Владимир Александрович Чеботарёв. Он пригласил Галину для участия в подводной части съемок. Она потом вспоминала, как однажды должна была проплыть под искусственной скалой, но монтёры забыли убрать арматуру, и в результате она зацепилась за нее купальником. Купальник нейлоновый, в то время большая редкость, рвать его было жалко. В результате она сняла купальник, всплыла обнаженной и тут же потеряла сознание.

После съемок у Чеботарева Галину пригласили для участия в документальном фильме "Рассказы моря" (1960), посвященный отлову дельфинов для производства технического жира и костной муки. Съемки произвели на Шурепову крайне тяжёлое впечатление – она не могла видеть, как забивают этих прекрасных животных.

После института Галина несколько лет обучала водолазов на Сахалине, а затем занималась тем же в Ленинграде для нужд Балтийского пароходства. В 1968 году главком ВМФ Сергей Георгиевич Горшков поднял вопрос о создании на Черноморском флоте дельфинария для дрессировки боевых дельфинов. Дело в том, что по донесениям разведки стало известно, что в США такая работа давно ведется, и у американцев уже имеются боевые дельфины. Дельфинарий решили создать в Казачьей бухте под Севастополем. Его руководителем назначили капитана 1-го ранга Виктора Андреевича Калганова. Осталось найти, кто будет работать с животными: нужен был специалист, умеющий долго работать под водой и хоть что-то знающий о дельфинах. Тут выбор и пал на Галину Шурепову.

Калганов приехал в Ленинград, пришел к Шуреповой домой и сделал предложение работать в дельфинарии, на размышления дал ночь. На следующее утро Галина собрала чемодан, взяла сына Юру, трёхколесный велосипед и уехала в Севастополь.

Первые два года она прожила в палатке на берегу моря, где в загородке жили 40 дельфинов. Опыта работы с ними в СССР тогда просто не имелось, всё нужно было делать с нуля.

Первое время Галина плавала с дельфинами и изучала их повадки, а они с интересом изучали её. И вот однажды произошел сдвиг: Шурепова отбросила пучок водорослей, а дельфин принес его обратно. Так с водорослей началась кропотливая работа, которая привела к тому, что у СССР появились боевые дельфины, вооруженные ножом или специальной иглой с жатым воздухом. Дельфин, которого вражеский пловец не мог заметить под водой, на огромной скорости бил его прикреплённым к голове оружием в грудь. Кроме того, дельфинов обучали находить под водой мины, снаряды и торпеды и помечать их специальным устройством, из которого на поверхность поднимался буёк. Так же дельфин мог самостоятельно поднять со дна груз весом до 200 кг!

Бухта Казачья стала местом паломничества высокопоставленных гостей из ВМФ и ЦК. Кроме того туда привозили гостей из дружественных стран. И вот для них, чтобы не раскрывать военной тайны, решили разработать показательную концертную программу. С ней однажды произошел курьезный случай.

В то время Брежнев написал книгу "Малая земля", которая была обязательной к прочтению. Эта обязаловка разозлила Шурепову, и она выучила своего любимого дельфина Нептуна на вопрос "ты читал "Малую землю"?" произносить звук очень похожий на наше "Да-а-а". Так же он отвечал и на вопрос: "поддерживаешь ли ты линию партии?" Но трюк увидел замполит и запретил к демонстрации, пришлось ограничится обычными номерами.

С тем же Нептуном у Шуреповой случилась "любовь". У него была подруга Шалунья, а когда у них родилась дочь, то ее назвали по первым слогам имен родителей и Галины ШаГаНе. Но случилась беда – Шагане умерла от воспаления легких, а Шалунья – от тоски. И тогда Нептун просто взбесился, перепрыгнул ограждение и уплыл в море. Каждые 2-3 месяца он возвращался в Казачью бухту и кричал до тех пор, пока не привозили Шурепову. Она подолгу с ним плавала и потом, выбившись из сил, забиралась в лодку, а Нептун плавал кругами и звал её с собой в море, но, не дождавшись, уплывал. Так продолжалось несколько лет, пока он окончательно не пропал.

За 40 лет работы в дельфинарии Галина Александровна воспитала не одно поколение дрессировщиков, которые и поныне работают в дельфинариях Крыма и радуют зрителей своими представлениями. После развала Союза боевые дельфины вдруг оказались никому не нужными, но Шурепова осталась со своими брошенными всеми питомцами. Дельфинарий выживал лишь благодаря ее упорству.

За свою жизнь Галина Александровна потеряла сына, ступившего на кривую дорожку и трагически погибшего, перенесла онкологию, ей удалили половину легкого. Но каждый раз она брала себя в руки, каждый день делала зарядку, плавала в море в любое время года и в любую погоду. Умерла Галина Александровна в Севастополе 15 мая 2017 года.

Она мечтала, что когда-нибудь люди научатся пересаживать жабры и смогут жить в море с дельфинами, которые, по её словам, морские люди, только лучше.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц