Каждому знакома ситуация, когда к отчетному периоду планы или мероприятия не выполнены в полном объеме. И на специальном совещании принимается решение о вознаграждении по итогам рассматриваемого периода. Как правило, это решение сводится к двум вариантам.
1. Вознаграждение выплачивается не в полном объеме.
Вроде бы все правильно с экономической точки зрения, но есть очевидные минусы. Такой подход сеет обиду (ведь не все плохо работали, или были объективные причины невыполнения), что отразится на психологическом климате в коллективе: отношения к своим обязанностям станут более прохладными (от сих до сих, чтобы не получить нарекание, но не о каком улучшении не может быть и речи), взаимодействие ухудшится, в результате пострадают производительность и качество. Невыполненный объем работ будет включен в следующий план, что уменьшит общий объем производства (услуг), или затормозит развитие, если перенесено мероприятие организационно-технического характера.
2. Вознаграждение выплачено в полном объеме, а невыполнение проигнорировано или оправдано объективными причинами.
Здесь только минусы. Допущены экономические потери, когда работа не выполнена, а оплата произведена. Но страшнее всего потери психологические. Такой подход развращает человека. Можно работать спустя рукава – все равно свое получим. Можно вместо работы заняться поиском оправданий – это проще. Производительность начнет падать, а отставание только увеличиваться. В конечном итоге состояние в коллективе будет еще хуже, чем в первом случае.
3. Но есть еще один подход, на мой взгляд, самый правильный.
Вознаграждение не выплачивается в полном объеме, но дается возможность вернуть удержанные средства после работы над ошибками. В этом случае все негативные моменты прошлых подходов устраняются.
Экономические принципы соблюдены. Оплата только за выполненную работу. Вместо обиды – желание вернуть потерянное. Человек начинает искать решение, мобилизуется и растет над собой. Набранные темпы позволяют рассчитывать на увеличение выработки и в дальнейшем, если оплата напрямую связана с конечным результатом.
Недоделанные дела не планируются в новых задачах, а показываются как переходящие работы прошлых периодов. Размах планирования не снижается, а при увеличении производительности за счет набранного темпа при устранении отставания позволяет увеличить масштабы реализуемых задач.
В итоге вместо наказания или безответственности получаем воспитательную систему, направленную на улучшение общей работы при наличии заинтересованного и сплоченного коллектива.