Найти тему
Центр Пушкина

165 лет первой публикации сказки «Аленький цветочек»

«Аленькой цветочик не хитро найти, да как же узнать мне, что краше его нет на белом свету?», - в этом году исполняется 165 лет первой публикации сказки «Аленький цветочек».

Впервые читатели познакомились со сказкой «Аленький цветочек» в 1858 году, когда известный писатель Сергей Тимофеевич Аксаков опубликовал свою автобиографическую книгу «Детские годы Багрова-внука», рассказывающую о своём детстве, проведённом на Южном Урале. Услышанные маленьким Сережей Аксаковым сказки от нянек и ключницы Пелагеи 26 января 1958 впервые предстали перед читателем.

Кстати, не все знают, что история про купца, который привез дочери аленький цветочек, называлась немного иначе – «Оленькин цветочек» в честь любимой внучки Ольги.

Мудрая и добрая сказка входит в золотой фонд русского сказительного творчества. Не одно поколение детей читает книги и смотрит фильмы про отца, трех дочерей, их желания и историю любви красавицы и чудища.

Как видно, популярность сюжета о преобразующей силе любви на рубеже XVIII-XIX веков была велика у разных народов. Ее глубинный смысл отвечал идеям эпохи Просвещения: через опрощение природой - к преобразованию человечества. Ее внешний слой волновал чувствительность сердец, взывая к состраданию. Позднее просветительские идеи перестали тревожить философов и правителей, дворян и простолюдинов. Забылась и сказка. С.Т.Аксаков вспомнил о ней незадолго до смерти, работая над повестью «Детские годы Багрова-внука», переосмысливая пережитое и размышляя об исторической судьбе России. Из трех вариантов - русского, европейского и восточного он выстроил единую конструкцию, сохранив своеобразие народной речи и следы прикосновения многих сказочников. Аксаков помещает сказку в приложении к «Детским годам»,- по сути же это ключ к повести, введение в светлый мир, где любовь, красота и добро побеждают зло и саму смерть.

«Аленький цветочек» давно живет самостоятельной жизнью, часто переиздается. Сказку иллюстрировали А. Якобсон, Л. Ионова, Г. Траугот, Т. Шеварева, Б. Диодоров и т.д. Каждый из них вносил в прочтение канонического текста свои акценты.

Первым иллюстратором был Николай Алексеевич Богатов (1854—1935), создавший несколько чёрно-белых рисунков для альманаха «Волшебный фонарь».