Хвостом махнуть не успел, как пять лет пролетело. Словно вчера с президентом в торжественной колонне по свежему асфальту проехал, а потом потоки машин с двух берегов встречал под аркой. До сих пор мурашки под шерстью!
24 млн машин проехали по мосту за это время, а сама стройка ушла в историю. Сегодня предлагаю вспомнить ее кульминацию — морскую операцию по установке арки. Сложнейший этап создания автодорожной части моста.
До мелочей все было просчитано в теории, а на практике так никто еще не делал. На реках аналогичные пролеты, но меньших размеров, перевозили и устанавливали, а на море строители Крымского моста стала первопроходцами.
Итак, на дворе октябрь 2017-го. Керчь то и дело накрывает туманом. Гора Митридат — центр города — заворачивается в сахарную вату. Я наблюдаю этот природный таймлапс с керченского участка стройки Крымского моста.
Здесь домкраты толкают автодорожную арку со сборочного стенда на берегу к воде. Она скользит по железным направляющим со скоростью улитки. От скрежета тяжелого металла сводит зубы. Больше ста метров пути арка проходит за несколько часов. И вот она над водой, на двух железобетонных пирсах.
В августе 2017-го этот же путь прошла железнодорожная арка. Ее собрали раньше и первой установили на опоры. Пришло время для автодорожной.
Арка — самый крупный пролет автодорожной части моста. Рост — 45 метров, как 15-этажка. Вес — 5 тысяч тонн, как 25 китов. Длина — 227 метров, как два футбольных поля.
Ее год собирали, как конструктор, из заводских деталей. Их везли в Керчь на паромах и машинах, соединяли болтами и сваркой. Теперь арка должна выйти из Керченской бухты и встать на ноги — на опоры в проливе.
Арка — судоходный пролет моста. Ее место — над фарватером, на высоте 35 м от воды. Под ней будут проходить суда. Собирать огромную конструкцию в проливе — значит, перекрыть судоходство.
Поэтому все работы вынесли на берег. Чтобы установить уже готовый пролет на опоры, инженеры придумали уникальную морскую операцию в трех актах с прологом и эпилогом.
Пролог
Больше 100 мостовиков, моряков, инженеров и ученых — на своих местах. Команда морской операции готова. Все ждут, когда откроется «погодное окно» — 72 часа штиля. Ровно столько нужно, чтобы успеть доставить арку на место и поднять на опоры.
Ветер и волны — верные спутники Керченского пролива. Они могут уронить конструкцию. Старт переносили несколько раз.
Пока арку только крепят на плавсистему. Петербургские инженеры эту систему придумали, а севастопольские корабелы построили. Четыре стальных понтона «сшили» в две плавучие опоры. Каждую начинили механизмами, которые должны удержать арку.
Систему перегнали из Севастополя в Керченскую бухту по морю, протестировали и наполнили водой. И вот подтопленные опоры с низкой осадкой заходят под арку, сбрасывают водный балласт, поднимаются и принимают 5 тысяч тонн металла на себя.
Точность центровки вымеряют с линейкой до сантиметра. Достичь проектного равновесия на воде для 15-этажной конструкции на двух отдельных плавопорах сложно, как удержать ведро на двух плывущих по морю кусках пенопласта.
Акт первый
Моряки выдерживают паузу и дожидаются, когда вода в проливе станет, как зеркало. И вот полный штиль. Плавопоры вытягивают лебедками и тросами из бухты на глубину. Арка пошла. Счетчик на 72 часа включен.
На это время в Керченском проливе приостанавливают судоходство. Капитанов заранее предупредили, чтобы они скорректировали свой график и переждали на ближайшей якорной стоянке.
В работу включаются буксиры. Впереди лидер — тянет плавсистему за собой. Сзади два толкача. Остальные — по бокам: прижамаются к понтонам, помогают им синхронно маневрировать вправо-влево.
Буксиры ведут понтоны с аркой по строго намеченному морскому пути с учетом глубин. Капитаны выучили эту дорогу от и до: толкнул понтон мимо на полметра — посадил арку на мель.
Ученые заранее смоделировали этот путь в проливе и разработали для капитанов тренажеры-симуляторы. Каждый сотни раз прошел по маршруту виртуально.
Программа подсказала сценарии расстановки буксиров и порядок действий при разных погодных и гидрологических прогнозах. Капитаны знали, что делать, если изменится волнение моря, скорость ветра и течения.
Акт второй
На середине пути усиливается ветер. Порывы небольшие, но плавсистема начинает медленно вращаться по часовой стрелке. Это зафиксировали приборы и датчики.
Десятки разных устройств закреплены на понтонах и арке. Они передают сигналы в штаб на берегу и показывают состояние конструкций во время движения по проливу в режиме реального времени.
Точка невозврата пройдена: арка далеко от берега. Морскую операцию не откатить назад. Штаб реагирует: один буксир добавляет скорость, второй идет тише, третий толкает сильнее, четвертый отходит в сторону. Систему выравнивают.
Теперь самое сложное. Плавсистема подошла к мосту. Сантиметр за сантиметром арку на тросах затягивают в створ между двумя опорами. Тут нужна снайперская точность: отклонение в 40 см вправо или влево уже критично. Несколько часов конструкция заходит в эти морские ворота.
Акт третий
Моряки передают эстафету строителям. Мостовики заранее установили на опорах мощные домкраты и спустили вниз от каждого «прядь» из высокопрочных тросов. Теперь их крепят к арке. Начинается подъем. Сотни стальных канатов медленно тащат махину на 12-этажную высоту так, чтобы оба края шли вверх синхронно.
Арка медленно отрывается от плавопор на несколько миллиметров и остановливается. Часовая пауза нужна, чтобы еще раз проверить надежность всех механизмов. Пять тысяч тон металла, зависнув над Керченским проливом, продолжают подъем вверх.
Эпилог
Арка — на проектной высоте. Подъем закончен. Морская операция завершена успешно и досрочно. Керченский пролив открывают для судов на 18 часов раньше срока.
Команда, которая провела без сна больше двух суток, валится с ног. А я, затаив дыхание, сижу на арке, любуюсь красивой работой своих коллег и жду первое судно. Капитан долго и громко сигналил. Наверное, меня узнал!
Кто уже проехал под аркой Крымского моста? Делитесь впечатлениями!