Когда западный психоделический рок добрался до Турции, он вдохновил местных музыкантов на поиски новых форм. Но и традиции своего региона они не забыли! Так в начале 1970-х появился анатолийский рок — уникальное звучание на стыке Востока и Запада, которое завораживает экзотической атмосферой и нешуточным драйвом.
Cem Karaca Ve Apaşlar «Sans Cocugu» (1968)
Пионер турецкого рока Мухтар Джем Караджа работал с различными группами и во многом задал основные направления развития классического анатолийского звучания. Здесь вместе с командой Apaşlar маэстро выдаёт плотно наэлектризованный инструментальный бит.
Moğollar «Les Mogol» (1971)
Группа Moğollar была образована в 1967 году в качестве ансамбля в русле эйсид-рока, но к концу десятилетия музыканты начали включать в свои работы элементы народной музыки, создав мощное звучание на стыке древности и современности. Орган «Хаммонд» звучит вместе с сазом...
3 Hür-El «Sevenler Ağlarmış» (1974)
Братья Хюрель — исполнитель на сазе Феридун, перкуссионист Халдун и басист Онур — выпустили множество синглов в начале 1970-х. В их песнях тяжёлые риффы сочетаются с громоподобной перкуссией. А самое крутое — это гибрид гитары и саза с двумя грифами! Нигде больше не видел такого диковинного инструмента.
Mustafa Özkent «Dolana Ay Dolana» (1973)
Гитарист Мустафа Озкент начал карьеру в 1960 году. Уже в качестве звезды сцены он выпустил альбом «Gençlik İle Elele» («Рука об руку с молодёжью»), который был призван познакомить молодое поколение с народными мелодиями. Пластинка была записана в Стамбуле всего за один день.
Edip Akbayram & Dostlar «Değmen Benim Gamlı Yaslı Gönlüme» (1973)
Вокалист Эдип Акбайрам собрал группу Dostlar в 1973 году. Ансамбль исполнял прогрессивную для своей эпохи музыку, включающую элементы фанка, психоделии, джаз-рока и прога.
Erkin Koray «Karlı Dağlar» (1974)
Самый известный альбом героя-гитариста Эркина Корая — «Электронные баллады», на котором психоделические эффекты и роковая ритм-секция сопровождают народные мелодии. К рок-трио присоединяются фолк-музыканты, играющие на флейте, зурне и багламе.
Selda «Yaz Gazeteci Yaz» (1976)
Сельда Багкан была ещё студенткой, когда она начала писать и исполнять песни протеста в стиле Джоан Баэз. К моменту выпуска дебютного альбома певица превратилась в защитницу бедняков и яростного критика военных и правительства. Голос Сельды кипит праведной яростью поверх инструментальных дорожек в исполнении группы Moğollar.
Barış Manço «2023» (1977)
Амбициозный концептуальный альбом певца Барыша Манчо представляет собой футуристическую фантазию, охватывающую 100 лет воображаемой истории Турции с момента основания Республики в 1923 году. В инструментале «2023» нет ничего про выборы... Но драматизм музыки соответствует драматизму момента! Чтобы добиться желаемого эффекта, группа Kurtalan Ekspres использует новейшие студийные технологии, роскошные синтезаторы и сложные барабанные партии.
Altın Gün «Goca Dünya» (2017)
Амстердамская команда Altın Gün в наши дни успешно интерпретирует традиции анатолийского фолка через призму фанка и психоделии. Вокалисты Мерве Дашдемир и Эрдинч Эджевит Йылдыз имеют турецкое происхождение, остальные четверо участников — голландцы.
Derya Yıldırım & Grup Şimşek «Kar Yağar» (2019)
Коллектив Grup Şimşek был сформирован в 2017 году, явив пример уважительного изучения классического турецкого психоделического фолка. Старинный орган и причудливый бас задают тон, а звезда сцены — исполнительница на сазе и вокалистка Дерья Йылдырым.
Если хочется ещё музыкальной экзотики с Ближнего Востока, добро пожаловать!
Спасибо за внимание!