Довольно грустная, на мой взгляд, история. И она позволяет с какой-то новой стороны взглянуть на судьбу дам, которые решили бросить налаженный быт и отправиться в какие-то странные арабские дали, чтобы стать фактически рабынями у представителей различных запрещённых группировок.
Маленькая женская трагедия
В начале хочу уточнить, что никаких особых ожиданий перед просмотром не испытывали. Тем более, это что-то экспериментально-феминистское, а подобный контент редко оказывается качественным. По крайней мере, с художественной точки зрения.
Однако!
На практике, авторам удалось создать довольно трогательное повествование, заставляющее сопереживать героиням. И вот давайте остановимся на сопереживании с учётом следующей статьи:
Неконвенциональные «православные эксперты»
Смотрели мы спектакль ещё до момента, обозначенного в последнем абзаце на вики:
4 мая 2023 года из-за спектакля было возбуждено уголовное дело об «оправдании терроризма», фигурантками которого стали Светлана Петрийчук и Евгения Беркович.
...был сделан вывод о том, что в пьесе содержатся признаки идеологии «исламизма и джихадизма», а также «радикального феминизма и борьбы с андроцентричным общественным укладом России.
К сожалению, правила платформы не позволяют мне напрямую высказываться о когнитивных способностях «экспертов». Потому что, ВнЕзАпНо, в спектакле не было ни одного момента с оправданием, собственно, террористических действий.
Что там было, так это сопереживание к девушкам, вовлечённым в деятельность запрещённых организаций. Заметьте, обманным путём. И сетования на довольно странный выбор наказания для этих самых девушек.
Более странным – на фоне реальных приговоров, использованных для спектакля – было бы, например, если бы какой-нибудь гоблин со своей частной наёмнической компанией организовал вооружённое восстание и убил мушкетёров Его Королевского Величества, а гоблина после этого простили и отправили бы на картофельные грядки в соседнее царство. Ой, погодите-ка...
С другой стороны, вот у нас есть страничка одного из «экспертов». Профессорство в теологии говорит о многом. Как и учёная степень в сатанистике или научные работы по гаррипоттерологии.
С другой стороны, это объясняет, как он в ХУДОЖЕСТВЕННОМ произведении умудрился обнаружить признаки запрещённых религиозно-экстремистских течений. Главное, не давайте ему в руки «Песнь льда и пламени». А то, похоже, прокуроры с судьями в 2023 году забыли, чем художественные произведения отличаются от беллетристики, и почему использование в них чего-либо служит для формирования художественного образа, а не для пропаганды.
Как ШУЕ выглядит и «борьба с андрогиноцентричным общественным укладом». Это, вообще, что? Будьте любезны, донесите кто-нибудь до экстремистов, покушающихся на конституционный строй Российской Федерации, что в стране запрещена дискриминация, а потому общественный уклад строится на равноправии.
Ой, всё. Давайте к спектаклю.
Интригующая вступительная часть
Начинается спектакль как стендап. То есть, такое неоднозначное ощущение, когда появляется женщина и начинает проговаривать определённые бытовые темы. А затем пытается всё вывести к сказке.
Но знаете, что ценно?
Она буквально проговаривает судьбу любой русской женщины. Да и не русской. Женщины с постсоветского пространства, которую задавил быт, непростые финансовые условия и весьма специфическое отношение к, собственно, женщине. И которая находит утешение сначала в сладких рассказах о жизни под сенью ислама, а затем хочет испытать на себе... и оказывается в аду экстремистских сообществ.
Мрачная сказочная часть
«Сказка» оформлена в духе «Финиста Ясного сокола» не просто так. Потому что женщины отправляются в чужие края именно в поисках любимого. Увы, развитие не самое радужное.
Потому что Финисты нередко оказываются совершенно не такими, какими рисовались в виртуальном общении. Да и в принципе, практически никогда такую «жену» возлюбленный не встречал лично: потому что переписку вели специально обученные вербовщики.
Затягивающая околоисламская культура
Структура произведения, на мой взгляд, уникальная:
- вступительная разговорная часть;
- игровая часть с мусульманским обрядом;
- игровая часть с судом;
- повторение 2 и 3 пунктов;
- вынесение приговора;
- итог с трагедией героини.
Второй пункт показывает какой-нибудь традиционный обряд и его преломление через призму вербовщиков. Очень ловко господа использовали современные технологии и лукавую риторику, чтобы убедить женщину в религиозности совершаемого.
Правда, за каждой частью с описанием такого обряда тут же шла «судебная» часть, где судья, прокурор и общественность клеймили женщину, объясняя, в чём именно она была неправа. И почему показанное ранее не работает.
Ядовитая религиозная софистика
В принципе, я понимаю, что верующим «экспертам» не понравилось. Например, на скриншоте выше происходит сцена, в которой девушки занимаются самоуничижением.
О, нет, вы не поняли!
Они не просто оскорбляют сами себя, они делают это с использованием той самой риторики, которую обряженные в рясы и оккультные побрякушки господа милостиво изливают на паству.
И дело не только в хиджабах. Вспомните разговоры про платки, джинсы и длину юбок на женщинах. А затем вспомните, в каких конкретно выражениях это пытались доносить сумасбродные спикеры-крестоносцы. Так что обличение нацелено отнюдь не на ислам (а уж тем более, не является пропагандой означенных идей). Показанные образы актуальны для всех религий, покушающихся на светские свободы современных граждан.
Рассуждения простых женщин
В местах, где героини рассказывали о себе, очень мало игрового. Они будто подружке рассказывают о своих беседах с вербовщиками. И тем самым объясняли, почему вербовка сработала.
Ведь описываемые ими прелести жизни в новой семье, в самом деле, разительно отличались от тягучего беспросветного быта в России. Девушки, опьянённые мечтами, совершали нелепые поступки, за что в итоге и получили наказание.
Грустновое.
Изумительная театральная работа
Спектакль «Финист Ясный Сокол» 2020 года (первая постановка) заслуженно получает 9 баллов из 10. Он гениален.
Рекомендовать никому не буду, поскольку «честные», а ещё «неподкупные» и, очевидно, «объективные» граждане с истинно религиозным рвением стараются подвести спектакль и его создателей под статью. А что же я, буду всякую запрещёнку вам советовать? Ха! Конечно же нет. Ни за что не смотрите запрещёнку! Даже в интернетах не ищите – это очень-преочень плохо.
Но, если вдруг, чисто теоретически, на глаза попадётся это ужасное произведение, попирающее устои «андрогиноцентричного общественного уклада»...
Думаю, несчастная жертва этой феминистской пропаганды сможет:
- увидеть новые грани историй «исламских жён»;
- узнать малоизвестные факты из судебных заседаний;
- научиться не бросаться из огня в полымя и т. д.
А может быть, научится поддерживать окружающих. Чтобы доведённые до отчаяния люди – не только женщины, замечу! – не совершали опрометчивые поступки из-за непонимания со стороны социума. Но – находили опору в близких, учились выстраивать комфортные для себя отношения без переезда в какую-нибудь Сирию.
Задумайтесь.
И начните относиться к другим людям с уважением. Потому что если общество, в среднем, нацелено на взаимопонимание, то и к вам, скорее, отнесутся с пониманием. А если в его основе шовинизм, то и вы, рано или поздно, окажетесь в неугодной социальной группе.
P. S. Спектакль мне очень понравился. Что довольно редко как для современных спектаклей, так и для злободневных. Достойный и полезный труд. В отличие от труда «экспертов».