Юрий Павлович Вяземский
русский писатель, философ, ведущий программы «Умницы и умники». Заведующий кафедрой мировой литературы и культуры факультета международной журналистики МГИМО:
- За 23 года существования передачи встречались ли вам дети. которых вы могли назвать гениями?
- Не помню ни одного. Наша программа устроена так, что гении здесь не выживают. Они проигрывают на дорожках. Слышат собственную музыку, собственный ритм, у них на все вопросы свои ответы. Была одна особо одаренная девочка, и она проиграла. Передача была посвящена культуре Японии, дети прочитали все, что только можно. А она была совершенно особым человеком, изучала только одного японского поэта Басё и через его творчество пыталась проникнуть в дух, суть, смысл Японии.
Она проиграла, потому что вопросы задавались не только про Басё, но и про самураев и другие воплощения японской культуры. Это был самый необычный ребенок за всю историю передачи.
- Как к вам попадают дети из Беларуси?
- Беларусь – удивительная страна. Надеюсь, что она присоединится к нашему движению и для школьников будет проводиться отбор на республиканском уровне. Раньше мы отбирали ребят по письмам. Из Беларуси их приходило немного, но это были очень «качественные», хорошо подготовленные дети. Я почти наверняка знал, что половина из них выиграет. Один из белорусских участников программы сейчас мой аспирант.
- Судя по передаче, вы достаточно строгий преподаватель...
- Я добрейшей души человек. Не мужчина, а облако в штанах. Очень многие телезрители спрашивают, почему я так жестоко обращаюсь с участниками. Я никогда над ними не издевался. Самое страшное, что может сделать преподаватель или ведущий – унизить человека, я никогда этого не делаю. Но, поскольку это телевизионное состязание, подкалываю участников, используя их лексику.
- За два десятилетия в передаче было задано, наверное, больше тысячи вопросов. Не заканчиваются ли они у вас?
- Вопросы никогда не заканчиваются. Иногда они повторяются, я специально это делаю. Если вопрос и ответ звучал 20 лет назад и поколение уже поменялось, то почему бы его не повторить снова. Ведь задача нашей передачи – в форме вопросов и ответов с помощью умных школьников познакомить широкого телезрителя с различными областями культуры, истории, литературы и так далее.
- Азербайджан купил права на передачу «Умники и умницы». Может ли такое случиться с белорусским телевидением?
- Мне бы очень этого не хотелось, потому что белорусские ребята должны участвовать в нашей программе вместе с россиянами. Мы одной крови - об этом сегодня говорил и Григорий Алексеевич Рапота, и дети. У нас одна история, один дух. Азербайджанцы – это другая культура, другая религия, они ведут программу на своем языке. А Беларусь и Россия должны быть вместе.
- Что нужно сделать, чтобы ЕГЭ по истории превратился из банальной проверки зазубренных дат в действительную проверку знаний?
- Когда я беседовал на эту тему с министром образования Андреем Фурсенко, то приводил конкретный пример – вождение автомобиля. Экзамен в автошколе состоит из двух этапов. Первый – это ЕГЭ на знание дорожных правил. Потом тебя сажают за руль и смотрят, как ты можешь водить машину.
На ЕГЭ потратили много сил, поэтому его нужно оставить. Но сколько его не реформируй, там нет прямого контакта с учеником, с помощью теста нельзя проверить, как человек мыслит. То есть, знания мы видим, а вот умеет ли человек применить, их – нет. Часто говорят, что школа, институт дают человеку не «рыбу», а «удочку». Но ведь для того, чтобы прокормится, мало просто купить удочку, надо уметь ею пользоваться. И вот это умение ЕГЭ не проверяет.
В МГИМО мы с этим боремся с помощью дополнительного письменного экзамена. Я считаю, что ЕГЭ нужно оставить, как один из экзаменов, а вуз должен сам, с помощью дополнительных испытаний, решать, нужен ему этот студент или нет.
- Можно ли совместить патриотизм и интернационализм?
- Это просто необходимо. Патриотизм и интернационализм это два сообщающихся сосуда. Человек, который по-настоящему любит свою Родину, самодостаточен и открыт. Когда ты настоящий патриот, у тебя есть любовь, с одной стороны, и стыд, с другой. Это два необходимых чувства, потому что на одной любви «ах ты моя любимая Россия», как будто бы она всегда хороша, долго не протянешь. Когда понимаешь, что в другом месте не только не хочешь жить, но и не можешь, ты должен открыто относиться ко всем народам.
Если ты не перевариваешь другие народы, то, скорее всего, ты ура-патриот. А если ты ура-патриот, значит, ты не понимаешь свою Родину, либо тебе на нее наплевать. Главное для тебя, как ты о ней кричишь и поешь. Я встречался с некоторыми ура-патриотами в критичные для страны моменты, и, когда Родине нужна была помощь, они очень быстро оказывались по другую сторону баррикад.
Репортаж со съёмок программы "Умники и умницы" читайте на нашем канале
Яна ЧУМАКОВА
Вам по нраву материал — подпишись на наш канал ➕
Чтоб и дальше было так — не забудь поставить знак 👍