Почему я назвал графство Лаудон (Loudoun county) витриной американского капитализма? Дело даже не в том, что по доходам это самое богатое графство в США. А их, графств, в стране всего три с лишним тысячи. Витриной я его назвал по двум критериям: (1) расово-этническое разнообразие и (2) опережающее развитие инфраструктуры.
Идея, что социальное развитие следует за развитием инфраструктуры, никак не нова. Именно так США развивали Западное побережье. И так же поступали правительства императора Николая II (Витте и Столыпин) в развитии Сибири и Дальнего Востока. Результаты такой политики, в которую включено массированное государственное финансирование, - всегда неоднозначны. Но никто не придумал ничего лучшего. Частный капитал по своей природе не может обеспечивать опережающее развитие с перспективой получения прибыли через десятки лет.
Население агломерации Большого Вашингтона уже превышает 7.5 миллиона человек. Именно потому они перестали этот район называть агломерацией Вашингтон-Балтимор. И общее движение населения - на запад, в сторону Аппалачей, где меньше плотность населения, ниже уровень преступности, больше рабочих мест.
Графство Лаудон - самое западное в агломерации. Это примерно 50 километров от Вашингтона. Соседние графства Фэрфакс (Fairfax) и Арлингтон (Arlington) уже заселены плотно. В Фэрфаксе население далеко за миллион. А в Лаудоне ещё 10 лет назад было 300 тысяч. За десять лет население выросло до 432 тысяч и продолжает расти. Роль социальной инженерии, или urban development, как тут красиво это называют, - обеспечить условия для роста населения и его занятости на десятилетия вперёд.
Если представить упрощённо, то это выглядит так:
Перекрёсток строится очень большим ещё до того, как потребность в нём возникнет. Как новоявленный водитель автобуса, я хорошо знаю этот перекрёсток. Даже в часы "пик" он не заполнен транспортом. Но его уже спланировали так, чтобы легко расширить через 5-10 лет, когда возникнет необходимость.
Скорость, с какой возводится инфраструктура в этом графстве, просто поражает. Вот план развития торгового и бизнес центра 2020 года. Там ничего не было. Был план. И был столб.
Сегодня всё уже построено: и Walmart, и международный центр обучения ION, и Starbucks с ресторанами.
Собственно, всё это я написал, чтобы была понятна ситуация с общественным транспортом. Метро продлили на три остановки. И метро идёт с системой общественного транспорта. В которой пока нет и особой потребности.
Достаточно сказать, что за смену с 15.00 до 23.05 я едва набираю 10 пассажиров. На маршруте с 33 остановками и стоимостью проезда $1.00. При том автобус на 40 мест.
Что это? Гигантомания, коррупция, социальное планирование? Эта тема меня давно интересует. И пока я думаю, что в таком опережающем развитии есть всё сразу. Миллиарды долларов налогоплательщиков перекачиваются в развитие масштабных инфраструктурных проектов. При возведении которых задействуются проверенные бизнесы с хорошей репутацией. Всё - от металлических лавок до автобусов и вагонов метро - сделано в США, что даёт работу людям по всей стране (автобусы делают в Калифорнии, например). Инфраструктура привлекает бизнес, которому нужны кредиты для развития - и люди. Которым нужно жильё и инфраструктура для жизни. И так далее.
Не успел написать про расово-этническое разнообразие и мой опыт с этим выдающимся феноменом. Напишу в следующий раз.