Погода манит прогуляться по московским улочкам. Что таят извилистые переулки старой Москвы. Один советский деятель в сердцах сказал: «Москву строили пьяные люди». Действительно, если Санкт-Петербург является регулярным городом, то столица славится изгибами и тупиками.
Еще одна особенность первопрестольной - эклектика. На одной улице может стоять доходный дом в стиле модерн, классицизм 18 в, конструктивизм, сталинский ампир и новодел. Эклектична Москва еще и потому, что разбогатевшие купцы, стремящиеся попасть в круг небожителей-дворян, не скупились на строительство особняков. Денег было предостаточно, а вот вкуса меньше. И когда архитектор перечислял заказчику архитектурные стили, тот говорил – пусть будут все. Так и появлялись эклектичные архитектурные шедевры в центре Москвы.
Стоит отметить, что если Санкт-Петербург всегда был европейской столицей с пышной роскошной архитектурой, то Москва в 19 в. считалась провинциальной. Сюда приезжали отставные чиновники спокойно доживать свой век. Архитектура была более скромной, спокойной, без излишеств.
Первый пункт нашей прогулки – сталинская высотка на Красных воротах. Примечательна она тем, что построена на месте родового дома Лермонтовых. Здесь родился и вырос Михаил Юрьевич Лермонтов. Сквер рядом с домом назван в его честь, там же стоит памятник великому писателю и поэту. Неподалеку стояли великолепные Красные триумфальные ворота 1757 года. В 1927 году постановлением ВЦИК было принято ворота снести, т.к. они мешали проезду городского транспорта. Против сноса выступили многие видные деятели и архитекторы: Алексей Щусев, Апполинарий Васнецов, Сергей Ольденбург и др. Однако приказы не обсуждались. Транспортную магистраль расширили, открыли станцию метро, а позже возвели одну из сталинских сестер-высоток.
Архитектор небоскреба Алексей Душкин, известный множеством проектов: центральный детский магазин, станции метро Новослободская, Маяковская, Площадь революции и др. Построить здание на неустойчивых почвах было сложно, и он придумал заморозить грунт. Понимая, что когда почвы оттают, и здание даст крен, архитектор изначально построил высотку с уклоном в расчете на то, что при осадке она станет строго вертикальной. А. Душкин проделал колоссальную работу, высчитал все до миллиметра и был прав. Зная, что расчеты в это время велись на бумаге, диву даешься таланту, уму и изобретательности архитектора. А. Душкину дали квартиру в этом же доме, в ней до сих пор живут его потомки – ныне внучка архитектора профессор МАРХИ Наталия Душкина.
Доходные дома – бум конца 19 века – начало 20 века. Великолепные доходные дома украшают и Мясницкую улицу. Т.к. дело было весьма выгодным, строили за одно лето. А приезжих строителей называли отхожими людьми или «отходниками». Мясницкая стала респектабельной со времен Петра I, по ней государь ехал в Лефортово, поэтому улицу держали в большой чистоте, и здесь жили многие знатные фамилии. Эта улица не была расширена в советское время и сохранила свой первоначальный размер. Поэтому при должном воображении можно представить, как по ней ездили брички, хаживал А.С. Пушкин. А он действительно любил Мясницкую.
То ли дело быть на месте
По Мясницкой разъезжать
О деревне, о невесте
На досуге помышлять!
Мясницкая 43 стр 1 - Дом Панина. Скромный особняк бледно розового цвета много раз менял хозяев и перестраивался, современный вид приобрел в 1791 году, когда его владельцем стал князь А.И. Лобанов-Ростовский. Фасад здания был включен в «Архитектурные альбомы» Матвея Казакова, известного московского зодчего. Матвея Казакова ошибочно считают автором особняка. На самом деле им является Франческо Кампорези – итальянский архитектор, работавший в России по приглашению Екатерины Великой. В 1826 году особняк приобретает управляющий Московским архивом Коллегии иностранных дел Алексей Федорович Малиновский. Александр Сергеевич – частый гость сенатора Малиновского. Его супруга Александра Петровна буквально выхлопотала брак Пушкина и Гончаровой, ведя сложные переговоры с будущей тещей Александра Сергеевича.
Напротив особняка Панина на Мясницкой 44 жилой дом Надежды фон Мекк, закрепившееся название «дом трех композиторов». Надежда Филаретовна фон Мекк - супруга железнодорожного магната Карла Федоровича фон Мекка. Его считают основоположником железнодорожного транспорта в России. Благодаря деятельности Карла Федоровича протяженность железных дорог в России возросла с 1000 до 15000 км. Детство Надежды Филаретовны прошло в большом увлечении музыкой, а от матери она унаследовала деловую хватку, сильный характер и предприимчивость. После смерти мужа Надежда Филаретовна получила многомиллионное наследство и управление компанией. В семье было 6 мальчиков и 6 девочек. Надежда Филаретовна могла себе позволить дорогостоящее образование детям и выписала Клода Дебюсси в Москву для занятий музыкой. Клод Дебюсси был молод и влюбился в 16-летнюю дочь Надежды Софью. Но при попытке просить руки дочери, Надежда фон Мекк строго отрезала: «Если я люблю лошадей, это не значит, что готова отдать дочь за конюха». В доме останавливался и работал П.И. Чайковский, когда был в Москве. Надежда фон Мекк 13 лет поддерживала композитора материально и духовно. Их дружеский союз сопровождался письмами, и 2-мя краткими встречами. Благодаря заботе фон Мекк, Чайковскому удалось уйти со службы в консерватории и полностью посвятить себя написанию музыки. До Надежды фон Мекк особняком владели Арсеньевы. В их доме располагался культурный салон. Здесь часто бывал А.С. Пушкин, мюзицировал гастролировавший в Москве Ференц Лист.
Свернем на Харитоньевский переулок. А.С. Пушкин провел детство в «Харитонья переулке», здесь же останавливаются Ларины у тетки в романе «Евгений Онегин», приехав в Москву, чтобы выдать Татьяну замуж.
В сей утомительной прогулке
Проходит час-другой, и вот
У Харитонья в переулке
Возок пред домом у ворот
Остановился. К старой тетке,
Четвертый год больной в чахотке,
Они приехали теперь.
Малый Харитоньевский переулок 4 – Дом политехнического общества, построенный в неоготическом стиле архитектором А.В. Кузнецовым в 1906 году. Стиль английской вертикальной готики выбран не случайно, так как «Англия дала нам первую паровую машину, паровоз, пароход и ткацкий станок». На последнем этаже в свое время жил художник И.И. Машков, в этом здании выступали ученые К. Э. Циолковский, В.Г. Шухов, Н.И. Вавилов.
Мясницкая 42 - Особняк Барышникова, построенный архитектором М. Казаковым в 1793-1802 г.г. в строго классицистическом стиле. В этом доме у следующего хозяина С.Н. Бегичева останавливался А.С. Грибоедов, где и написал знаменитое произведение «Горе от ума».
Сретенский бульвар 6/1 - Дом страхового общества «Россия», 1899-1902 г.г. архитектор Н.М. Проскурин. Н.М. Проскурин получил диплом всего лишь за 4 года до строительства дома. Конкурс на строительство дома страхового общества выиграл более известный архитектор Отто фон Дессин, но заказ поручили молодому Проскурину. И с этой задачей он блестяще справился. Проскурин поставил необыкновенной красоты дом в стиле эклектика, в нем есть элементы неоготики, модерна, псевдорусского стиля. Угловой фасад здания декорирован готической башенкой с часами. На всех фасадах круглые башенки-эркеры, элементы, стилизованные под окна-розы, обилие различных скульптур в нишах и на стенах. Интересно, что Сретенский холм, на котором построено здание, выше Боровицкого, тем самым дом страхового общества «Россия» располагается выше Кремля.