Казаки являлись первопроходцами и грозными покорителями провинций. В основном они обладали ролью форпоста, несли ответственную пограничную службу, обороняли и сохраняли целостность России как огромного государства, территории и развивающейся цивилизации. Они появились в четырнадцатом веке и заняли степные просторы, которые находились между Московской Русью, Польшей, Литвой и татарскими ханствами.
Сначала они достаточно часто меняли места своего обитания. В далеких 14 - 15 веках казаками стали называться появляющиеся свободные люди и воины, предпочитающие объединяться в ватаги и имеющие христианское вероисповедание.
В XVI веке были сформированы следующие казачьи общины:
• донские казаки;
• гребенские;
• терские;
• яицкие;
• волжские.
По данным численность появляющихся казаков быстро возрастала из-за появляющегося беглого населения в тяжелые времена, когда происходили войны, наступал голод и протекали разные кризисы в политике. В XVII веке донские, терские и яицкие казаки приняли решение и сформировали казачье войско как значимое военно-политическое образование, причём источником их постоянного существования стало выделяемое царское жалование.
В XVIII веке казаки стали достаточно часто привлекаться для подавления происходящих набегов извне, а в XIX веке стали нести функции охраны. Казачьи сабли принимали участие во всех происходящих русско-турецких войнах прошедших 18-19 веков. Казаки осваивали Сибирь и Дальний Восток, а также завоёвывали Среднюю Азию.
Традиции казаков
Каждый казак должен знать свои традиции и обычаи. Несмотря на беспощадность к врагам, казаки являлись благодушными, щедрыми и гостеприимными. Традиции являлись жизненно-бытовой необходимостью всех казачьих семей, а их несоблюдение серьёзно осуждалось.
Неписаными казачьими законами являлись:
1. Уважительное отношение к старшим людям.
2. Почитание своих гостей.
3. Уважение к матерям, жёнам и сёстрам.
В отношении к своим родителям и старшим людям со стороны казаков обязательно соблюдались сдержанность и уважительность. В быту у казачества одежда воспринималась как вторая кожа тела, поэтому она обязательно содержалась в чистоте и опрятности.
Казаки очень любили застолье и общение, но не напивались, а пели песни и веселились. За столом к алкоголю никто не принуждался. Важной традицией в казачестве был культ разных подарков и гостинцев, поэтому казаки не возвращались после длительной отлучки из дома без подарков. В гости они также обязательно ходили с гостинцами.
В проживании своём казаки привязывались друг к другу как братья, но воровство между ними не процветало. Но грабежи неприятеля были обыкновенным делом. В далёкие времена Новый год в хуторах и станицах области Войска Донского отмечался у казаков по-разному. Ёлки, как правило, не ставились, зато готовились брага и вареники, а также другие блюда. Многие старики начинали ходить по домам с кутьей. В некоторых случаях праздники могли совпасть с выборами атамана.
Расказачивание
Произошедшее расказачивание было великой трагедией казаков XX века. Оно представляло из себя геноцид целого сословия, организованный большевиками. На это повлияли внутренние расколы в казачестве. Причиной также стали частые происходящие конфликты между проживающим казачьим и не казачьим населением. Они появлялись в годы Гражданской войны.
Тогда территории проживания казаков на Дону, Кубани, Тереке, Урале и в других местах превратились в основные базы Белого движения, в которое предпочитали вливаться казаки. Советская власть проводила политику разрушения физического уничтожения казаков, вековых казачьих традиций и привычного жизненного уклада. Молодая Советская власть выразила неприятие казачеству и ответила белогвардейцам политикой расказачивания. В результате начался террор по отношению к людям, которые желали дальше жить по традициям предков и нести верную службу государству, вести хозяйство и исповедовать православную веру.
Директива о расказачивании была официально отменена уже через 2 месяца после подписания, что не привело к остановке этого процесса. В планах осталась массовая депортация мужчин возрастом от 18 до 50 лет, которые должны были быть вывезены за пределы мест своего проживания. Задача была сорвана из-за нехватки железнодорожных вагонов.
По данным историков, политика расказачивания унесла жизни более 2 миллионов казаков, а многие заселенные казачьи станицы и хутора были полностью уничтожены. Сохранение памяти о казачестве обладает высокой важностью. Генеалогическое древо потомков казаков очень обширно. Сохранение памяти о своих предках возможно с помощью семейного древа и построения родословной. В настоящее время можно передать полученные знания об истории казачества своим потомкам.