В предверии 9 мая уговорила сына посмотреть "Судьбу человека". Никак не хотел смотреть черно-белый фильм, что поделать, дети сейчас такие. Но начали смотреть, и втянулся. Фильм понравился.
К сожалению, среди моих учеников немногие знают о прадедах, участвующих в ВОВ. Да что говорить, я и сама не уделяла большого внимания истории нашей семьи в воспитании своих детей, хотя мне есть что рассказать им.
Мой дед не любил говорить о войне. В детстве я периодически спрашивала его, где и как он воевал. Дед рассказывал, но я благополучно забывала всё, что он говорил. И только когда у меня появился сын, я вдруг чётко осознала, что всё, что дедушка расскащывал о войне, крайне важно для меня и моих детей. И тогда мы с дедом сели, и я записала всю его военную биографию. Через год деда не стало.
Я сама часто перечитываю эти записи, но почему-то до сих пор не рассказывала своим детям про их прадеда. Сначала казалось, что им ещё рано, потом было некогда.
На днях муж рассказал, что его двоюродный брат нашёл могилу их погибшего на войне деда, где-то под Смоленском. Нашёл в Интернете, как именно - пока не знаю. Собирается ехать в Смоленск. Муж рассказал мне, но почему-то не поделился этой новостью с детьми. Почему-то взрослые часто сами лишают детей памяти о предках, об истории семьи, о войне, которая коснулась каждую семью в нашей стране. Сейчас родители вообще мало общаются с детьми, часто ограничиваясь лишь бытовым общением.
Откуда возьмётся память, патриотизм, уважение к своей истории, если об этом не говорить в семье? Многие по привычке возлагают ответственность на школу, но память и патриотизм в первую очередь идут из семьи. Школа тоже вносит свою лепту, но без семьи этот вклад ничтожен.
Лично мне нравится идея "бессмертных полков" в школах и детсадах, поднятие флага и пение гимна. Считаю это важным для формирования чувства патриотизма. Кто-то говорит, что всё это не нужно, все эти "Разговоры о важном" отнимают время от учёбы. А я вот хорошо запомнила традицию поднятия флага и исполнения гимна в детском лагере в США, где я работала в 1997 году. Все американские дети выходили в 7 утра на церемонию поднятия флага, пели гимн, и никто не возмущался или был недоволен. Американцы действительно любят свою страну, потому что им эту любовь прививают с пелёнок. Считаю, что так и должно быть, и хорошо, что у нас начинают задумываться об этом. Патриотизм не возникает сам по себе, он должен воспитываться, и это наконец-то поняли у нас после почти 30-тилетнего обесценивания и забвения ценностей.
Во времена моего детства школа делала много для того, чтобы мы знали и не забывали про подвиги наших дедов. Я знала почти всех пионеров-героев, в школе обязательно висела мемориальная доска с портретами юных героев. По ТВ показывали много военных фильмов, в школу приходили ветераны. Помню, как мы ездили с классом на экскурсию в Петербург и там ходили на Пискарёвское кладбище. Мемориал павшим войнам и жертвам блокады произвёл на меня тогда неизгладимое впечатление.
Недавно мой десятилетний ученик с восторгом рассказывал мне о поездке в Волгоград. Мальчик интересуется оружием и историей, ездил с волонтёрами. После поездки решил сам стать волонтёром, приносить пользу обществу. На мой взгляд, волонтёрское движение - отличный пример того, как воспитывать патриотизм на основе изучения истории, одновременно прививая чувство ответственности за свою страну, свою Родину.
Сейчас школа пытается снова встать на рельсы патриотического воспитания, но процесс этот не быстрый. Семья - вот где должны закладываться ценности, воспитываться любовь к Родине.
Школа не расскажет о дедах, не покажет фильмы о войне. Это могут сделать только родители. Наивно думать, что дети сами захотят посмотреть военный фильм или прочитать книгу о войне. Только мы, взрослые, можем направить детей, причём важно не просто посадить смотреть фильм или дать ребёнку книгу, важно делать это вместе, обсуждать, делиться впечатлениями.
Я сейчас стараюсь ликвидировать пробелы в воспитании своих детей, связанные с войной. С младшим сыном мы уже были в военном форте в Калининграде, где находится музей, рассказывающий о боях в Кёнигсберге. Планирую посетить ещё какой-нибудь город-герой, мемориалы и музеи, рассказывающие о войне. Составила список фильмов и книг, обязательных к просмотру и прочтению.