Как уже было сказано ранее, дизайн в широком смысле можно определить как моделирование или оформление окружающего нас пространства. Таким образом, дизайн представляет собой некое внешнее проявление общества, которое должно так или иначе отражать его внутреннее содержание. Эту взаимосвязь можно выявить с помощью концепции имажинэра.
Согласно этой концепции вся деятельность человека обусловлена его стремлением преодоления смерти (биологической и социальной). Природа дала ему для этого несколько способов существования, которые называются режимами имажинэра. Они реализуются различными средствами, включая культуру. Создавая какие-либо продукты культуры, и в частности, моделируя через дизайн пространство вокруг нас, мы тем самым погружаем себя в то или иное состояние, дающее нам ощущение безопасности. Ниже кратко раскрывается смысл основных режимов имажинэра.
=======
Режим диурна (пассионарности) побуждает людей быть гиперактивными и стремиться к превосходству, что выражается в их склонности к индивидуализму, агрессии и рационализму. В этом режиме индивид борется с угрозами безопасности напрямую или через свое доминирование в обществе (старается повыше залезть на "социальное дерево"). В настоящее время практически весь мир подвергается массовой диурнизации, когда людям с детства прививается пассионарность помимо их воли. Это - энергозатратный режим, негативно влияющий на психику человека. Поэтому в обществе востребованы также другие режимы имажинэра, которые позволяют в значительной степени компенсировать это влияние.
Синтетический режим представляет собой чередование активности и пассивности (в одном человеке или между людьми), некую игровую конкуренцию со сменой доминирующих ролей. В основе этого режима лежат циклические и ритмические процессы, которые способны захватывать человека и влиять на его состояние (в частности, повышать или понижать его активность и агрессию). Практически вся культура построена на синтетических принципах, хотя ее содержание зачастую утверждает пассионарность.
Мистический режим предполагает форму существования индивидов с отсутствием агрессии и конкуренции между ними. Синтетический и мистический режимы образуют группу ноктюрна. Они реализуются в различных сферах жизни общества, стабилизируют его и компенсируют негативное влияние режима диурна.
=======
Режим имажинэра, который господствует в обществе, отчетливо проявляется в продуктах его культуры, и в частности, в дизайне вещей и структур, которыми оно себя окружает. Каждому режиму соответствует определенный тип дизайна, через который он себя реализует для достижения индивидом чувства безопасности.
Диурнический дизайн и «агрессивные» варианты синтетического дизайна делают это через доминирование символов и качеств, выражающих «мужественность» и значимость индивида или социума. Эти символы должны «давить» на психику потенциального противника (высотой, размерами, аскетичностью, и возможно, некоторым безобразием) и/или давать ощущение превосходства и/или побуждать человека к действиям (по нейтрализации угроз через достижение успеха).
Мистический дизайн вместе с «гуманными» вариантами синтетического дизайна переводят индивида в некое умиротворенное или приятное ритмическое состояние, либо циклический процесс, который нейтрализует восприятие угроз безопасности (наподобие того, как это делает неагрессивная музыка). Для этого они используют свой широкий набор символов.
=======
Интересно посмотреть на начало 20-го века в Европе и США. Строятся первые настоящие небоскребы (1892 - 1913), гигантские пароходы типа «Титаника» (1912) и дирижабли наподобие «Граф Цепеллин» (1928). Появляются первый самолет братьев Райт (1903), первый гоночный автомобиль (1910), первый танк (1916). Все это говорит о расцвете режима диурна на Западе, которому свойственно стремление к большим размерам, скорости, высоте и неуязвимости, то есть к тому, что дает преимущество перед «другими». Причиной массового роста пассионарности стало бурное развитие капитализма и массовое рациональное образование.
В мужской одежде преобладают строгие вертикальные элементы и цвета (серые или черные костюмы, белые рубашки и галстуки), что соответствовало диурническому настрою официального общества.
Вместе с тем, режим диурна психически затратен и требует компенсации в виде элементов синтетического режима. Возникает повышенный спрос на эротику, гендерные отношения и ритмы. Поэтому появляется новая мода в женской одежде (Поль Пуаре и Коко Шанель). Она становится более раскрепощенной и чувственной. Америку и Европу захватывает джаз, музыка с более живыми ритмами.
Развитие массовой женской моды, как и суфражистское движение, также говорят о том, что режим диурна стал активно захватывать женщин. Следствием процесса диурнизации общества (роста пассионарности) является стремление людей тем или иным способом заявить о себе и продвинуться по социальной лестнице, а его побочным продуктом - повышенный спрос на синтетические элементы и усиление "нутритивного рефлекса", которое проявляется в желании поглощать новое.
=======
Эти процессы также находят свое отражение в изобразительном искусстве. Получает признание импрессионизм, появляется кубизм и абстракционизм. Картины этих направлений включают активные элементы (в частности, цветовые контрасты), провоцирующие благоприятный синтетический режим. (Подробнее в статье "Имажинэр-дизайн. Часть 1.")
Одновременно во многих подобных картинах проявляются качества, характерные для агрессивного режима диурна, в которое все более погружалось «прогрессивное» общество того времени. В кубизме и часто в абстракционизме объекты «изысканно» уродуются, расчленяются на простые элементы, либо также происходит их последующее жесткое структурирование.
Эти феномены являются признаками режима диурна. В этом режиме человек относится к «другому» враждебно и подсознательно склонен "осквернять" его, разделять на части, либо также создавать из этих частей некие логические структуры, чтобы перевести «другое» в безопасную упрощенную форму. На этом основан рационализм западного общества.
В сюрреализме диурничность (пассионарность) тогдашнего социума проявлена еще больше. Здесь фигуры расчленяются «садистским» образом, откровенно уродуются и гипертрофируются. Гигантизм «другого», а также символы смерти (включая пространство и время) вызывают наибольшие страхи у пассионарной личности, что рефлекторно находит отражение в картинах сюрреалистов.
На наблюдателя такие картины воздействуют неоднозначно, как фильмы ужасов. Они могут пугать его или вызывать отвращение, но вместе с тем переключают в режим "поглощения", давая пищу для созерцания и ума, и тем самым отвлекая на время от угроз безопасности, которые подсознательно всегда давят на индивида (включая само время). В этом состоит смысл многих культурных феноменов.
=======
Сам факт появления модернистских течений в культуре также косвенно показывает, что общество в начале 20-го века стало активно диурнизироваться (входить в режим диурна). В результате, в нем появилось много новых неудовлетворенных пассионариев, для которых продвижение вверх по социальной лестнице было недоступно (поскольку в стабильном обществе «теплые места» освобождаются не быстро).
В этом случае пассионарии решают проблему самореализации через агрессию и/или рационализм (как форму агрессии). Например, в России они продвинули себя наверх через революцию. На Западе новые диурны не смогли пойти таким радикальным путем и ограничились мирной агрессией в различных сферах деятельности, включая культуру. (Хотя это все равно вылилось в две мировые войны.)
Объективно, место для модернизма было подготовлено. В пассионарном обществе, переполненном угрозами социальной смерти, всегда есть спрос на активные синтетические продукты, а также на все новое и необычное, чтобы поддерживать отвлекающий процесс "поглощения". При этом модернисты зачастую продвигают себя через эпатаж, который в сущности есть разновидность агрессии. Тем не менее, модернизм является культурным феноменом, который отражает характер своего времени и выполняет главную функцию культуры - нивелировать угрозы смерти.
=============================================
Режим диурна в течение 20-го века продолжает неуклонно усиливаться и распространяться в обществе, т.е. пассионарность все больше захватывает массы. Это проявляется не только в архитектуре, промышленных продуктах, прорыву в космос и официальном стиле одежды, но также в дизайне тела. Входит в моду бодибилдинг с гипертрофированными формами, которые олицетворяют культ силы и стремление к превосходству, свойственные режиму диурна.
Пассионарность неотвратимо захватывает и женскую часть общества. Это происходит под влиянием среды, массового рационального образования, включения женщин в производственные и иные агрессивные общественные процессы. Данный режим предполагает доминирование в человеке «мужского» начала и отрицание всех сдерживающих барьеров и условностей, препятствующих достижению превосходства, и в частности, гендерных различий.
Этим обусловлено появление на Западе стиля одежды «Унисекс» в 1960-х годах (в частности, популярность у женщин джинсов и брюк) и вхождение в моду коротких женских причесок, что означало постепенный отказ женщин от своей природы. Нечто похожее имело место и в России.
Одновременно с этим на Западе активно внедряются синтетические элементы, поскольку усиление давления режима диурна в обществе требует его компенсации на неофициальном уровне. В частности, происходит «раскрепощение» гендерных отношений («сексуальная революция»), входят в моду мини-юбки и бикини, развивается поп-культура, конкурсы красоты выходят на новый уровень, появляется множество секс-звезд. Гендерные отношения, эротика и ритмы являются элементами активного синтетического режима и эффективными компенсаторами.
=======
Адекватные изменения происходят в изобразительном искусстве. В нем возникает и набирает силу направление поп-арт (примерно 1960-е годы). Здесь доминируют стандартные синтетические элементы (повторы, изгибы, контрасты, игровые сочетания). Причем все это сделано в доходчивой примитивной форме, без сложных сюжетов и умолчаний. Подобные незатейливые приемы вводят наблюдателя в некое цикличное или ритмичное состояние, как навязчивая музыка в ночном клубе. Индивид «выключается» из режима диурна, который давит на него в официальной среде.
Помимо этого добавлена открытая эротическая символика (наиболее сильное синтетическое средство) и присутствуют предметы, провоцирующие нутритивный рефлекс (всевозможная еда и напитки). Происходит грубое воздействие на центры удовольствия наблюдателя, что автоматически переводит его в отвлекающий процесс поглощения.
=======
Также в это время начинают появляться молодежные субкультурные течения, последователи которых отличаются эпатажным стилем одежды и поведением (например, хиппи, моды, байкеры, скинхеды, панки, металлисты, готы). Это означало, что режим диурна стал захватывать молодежь и "перегревать" общество. В нем появилось множество молодых пассионариев, неудовлетворенных своим социальным положением (т.е. охваченных страхом социальной смерти). Для них характерно стремление выделиться, создать безопасную для себя микросреду из единомышленников и сместить систему координат общества в свою сторону.
Большинство из этих субкультур носит пассионарный агрессивный характер. Это отражается не только в их поведении, но и в стиле одежды, прическах и прочих атрибутах. Среди них обычно присутствуют какие-либо удлиненные вертикальные элементы диурнического дизайна, например: высокие ботинки типа Dr. Martens, плащи, подтяжки, длинные волосы или прически-"ирокезы", либо также откровенные угрожающие символы (черепа, шипы, цепи). У байкеров характерным атрибутом пассионарности являлся удлиненный мотоцикл с высоким рулем, символ мощи и скорости.
Движение хиппи позитивно отличалось от прочих тем, что они призывали к ликвидации режима диурна в обществе. Их лозунг - "Занимайтесь любовью, а не войной". Соответственно, во внешности хиппи не было ничего пассионарного (если не брать в расчет необязательные джинсы у женщин). Даже длинные волосы у мужчин означали здесь женственность и миролюбие.
В России в период либерализации режима также прорвались пассионарные субкультуры. Но задолго до этого было особое явление – «стиляги» (примерно 1950-е годы). Оно было скорее проявлением недостатка синтетических элементов в нашем обществе, перенапряженном режимом диурна и войной. Стиляг отличало пристрастие к ярким вещам и рок-н-роллу. Людям не хватало развлечений, красивой одежды и быстрых ритмов.
===================================================
Современные тенденции в дизайне. "Титаник" не меняет курс.
Глобальное общество уже более ста лет подвергается усиленной диурнизации (повышению пассионарности). Режим диурна, утвердившись сперва на Западе, стал методично распространяться по планете, захватывая все новые слои населения, города и страны. В частности, это проявляется в стремлении в космос, к скорости и перемещению на большие расстояния, масштабности, рационализации среды, развитии наук и технологий во всех сферах. Режим диурна побуждает индивида к самовозвышению и «громким» внешним проявлениям.
С другой стороны этот режим не является самодостаточным и естественным для человека, перегружая его психику. Поэтому в обществе также востребованы механизмы для его компенсации, которые переключают человека в благоприятные режимы ноктюрна или режим поглощения, дающие позитивные эмоции и способствующие расслаблению.
Эти две противоположные тенденции и определяют все поведение современного индивида и общества, включая содержание культуры и, в частности, дизайна (в самом широком смысле).
=======
За последние десятилетия произошли существенные изменения в дизайне тела. Маскулинность перестает быть трендом и скоро будет считаться негативом, так как воспринимается как угрожающий фактор и напоминает о былой доминирующей роли мужчин. В современную эпоху режим диурна предписывает отказ от естественных различий, поскольку они в прошлом давали преимущество мужчинам белой расы. Когда пассионарность захлестнула «ущемленные» слои населения, то они неминуемо потребовали изменения статус-кво и даже стали использовать свою ущемленность для своего продвижения. Поэтому быть нетрадиционным и особенным сейчас выгодно.
Парадокс ситуации заключается в том, что диурнизация личности приводит к усилению в ней мужского агрессивного начала. Поэтому общество, где господствует режим диурна, это – общество конкурирующих мужиков с испуганным сознанием, которые только внешне различаются половыми или возрастными признаками.
Татуировки, пирсинг и другие модификации внешности – это логический современный тренд в дизайне тела. По количеству «модифицированных» людей в каком-либо социуме можно определить степень его диурнизации. Чем их больше, тем сильнее в нем утвердился режим диурна. Этот режим возбуждает в людях желание громко заявить о себе, и изменение внешности – наиболее простой способ сделать это.
В свою очередь тематика татуировок может рассказать о том, как режим диурна воспринимается человеком. Если в сюжете преобладают элементы синтетического дизайна (например, цветы, узоры, телесная тематика, цветные элементы), то индивид подсознательно хочет вырваться из режима диурна, понизить его агрессию и стать привлекательным для окружающих. Татуировки диурнического дизайна показывают прямую рефлексию индивида под влиянием режима диурна (активность, стремление к превосходству, агрессивный или депрессивный настрой).
=======
Архитектура является «визитной карточкой» цивилизации. Поэтому в ней наиболее заметным образом проявляется режим, господствующий в обществе. Небоскребы – это наиболее очевидные проявления режима диурна и верхушка айсберга. Модернизм стал его основанием. Но содержание этого термина во многом противоположно модернизму в изобразительном искусстве.
В архитектурном модернизме одной из главных черт становится рационализм форм и материалов. Одно из образных определений такой архитектуры – это «призмы из бетона и стекла». Наличие синтетических элементов здесь минимизируется, а если они и присутствуют, то в упрощенном или гипертрофированном виде, не сильно умаляя диурничность строений. Наряду с рационализмом могут присутствовать обычные диурнические признаки – стреловидность, устремленность вверх или масштабность всего объекта и/или составных частей.
Такая архитектура воспроизводит режим диурна. Пришедший на смену постмодернизм положение дел глобально не изменил. К тому же практически невозможно органично вписать в современную городскую среду чужеродный ему «гуманный» синтетический объект. Нужно заново отстраивать целые города или их районы.
=======
В частных коттеджах дело обстоит лучше. Там присутствуют более гуманные синтетические дизайны и материалы. Здесь выбор проектов зависит от индивидуальных заказчиков, хотя многих из них режим диурна «не отпускает» и дома. Ниже показаны коттеджи, которые реализуют умеренный диурнический дизайн, распространенный в современном обществе.
Они имеют пирамидальную объемную форму и/или высокие вертикальные части, либо включают в себя горизонтальные и вертикальные массивы, образующие в целом строгую рациональную структуру. Эти качества соответствуют режиму диурна и заявляют о значимости владельца.
Вместе с тем, они содержат какие-либо синтетические элементы, оживляющие дизайн и дающие позитивные эмоции (симметричные, повторяющиеся или изогнутые части, некоторые нарушения рациональной структуры, сегментированную отделку, природные материалы или их имитацию).
Особо следует выделить деревянные дома, которые благодаря обилию природных материалов и естественной сегментации, создают наиболее благоприятный ноктюрнический эффект. Дополнительное смещение в режимы ноктюрна дает соответствующий ландшафтный дизайн (только не в английском стиле).
=======
В дизайне автомобилей можно увидеть различные варианты. Для диурнического дизайна характерны огромные общие габариты или длина, массивные фасадные элементы, стреловидность, черный цвет (в различном наборе этих качеств).
Предназначение таких авто – «наезжать» на окружающих и заявлять о значимости владельца. Тем не менее, в большинстве из них также присутствуют синтетические элементы (плавные изгибы, световые переходы поверхностей, симметрия, эстетические детали снаружи и в интерьере салона). Здесь сказывается внутренняя тяга людей к синтетическому режиму и эстетике, связанной с ним. Поэтому пользуются широким спросом также чисто синтетические дизайны авто.
=======
В дизайне одежды мы видим те же две противоположные тенденции. В официальной или представительской одежде доминируют костюмы и смокинги, галстуки, темные или неяркие монотонные цвета, формирующие вертикаль, что характерно для режима диурна. Некоторое оживление наблюдается в силуэтах, цветах галстука и носков.
В неофициальной одежде от кутюрье происходит активное включение синтетических деталей в различных комбинациях. Здесь используются практически все прежние наработки модельеров и художников-модернистов 20-го века, которые преуспели в синтезе подобных элементов. Есть даже образцы по мотивам «черного квадрата» Малевича.
Но работы современных кутюрье являются скорее разновидностью изобразительного искусства и шоу. Их главная цель – произвести впечатление и заявить о себе. Тем не менее и в обычной одежде популярны наработанные прежде синтетические комбинации и живые принты, гасящие режим диурна.
=======
В современных интерьерах салонов преобладают диурнические дизайны. В них авторы работают с большими пространствами. Тем самым заявляется, что владелец помещения «крут». Но пространство подсознательно пугает. Поэтому диурн старается расчленить его на понятные простые части и рационально упорядочить. Присутствуют массивные или протяженные линейные элементы и их четкое логическое построение. Такая основа провоцирует режим диурна.
Чтобы интерьер давал позитивные живые эмоции и способствовал расслаблению, в него вводятся синтетические и мистические элементы. В частности, можно увидеть картины, округлые и цветные детали, вложенные элементы, симметрию, повторы, изгибы, квази-натуральные материалы и локальные нарушения общего логического построения. В первом интерьере для нарушения логической структуры мебель расставлена диагонально по отношению к стенам.
В кухнях прослеживаются те же тенденции, что и в салонах. Можно увидеть много «холодных» или «торжественных» диурнических интерьеров. Ниже показаны дизайны со значительным уклоном в благоприятный синтетический режим.
=======
В современном диурнизированом обществе существует острая необходимость в сильных синтетических элементах и разнообразных предметах для «поглощения», которые переводят людей в благоприятные режимы. Поскольку действие прежних компенсаторов со временем ослабевает, то происходит постоянный поиск новых. Это отчетливо прослеживается в изобразительном искусстве.
Художники-модернисты 20-го века практически исчерпали все возможности 2-х мерного статического пространства, которые предоставляли полотна картин и краски. Поэтому сейчас происходят активные эксперименты с четырьмя измерениями (пространство и время) и всеми органами чувств человека. Место картин заняли инсталляции, которые дают объемный эффект и динамику при смене ракурса или иным способом. Вместо красочных мазков и первичных образов используются различные материалы и предметы. Иногда к этому добавляются спецэффекты и видеопроекции.
Но сами принципы синтеза композиций не изменились. Мы видим все те же приемы модернистов 20-го века. В некоторых работах, также как и раньше, присутствует диурническая рефлексия, где авторы выражают свое настроение под влиянием режима диурна (депрессию, страхи, агрессивность, тягу к разрушению, расчленению, обезображиванию, примитивизации и рационализации).
Процесс поиска пока притормаживается тем, что подобные произведения затруднительно создавать, экспонировать и сохранять. Дело может сдвинуться, когда произойдет прогресс в голографии и 3-х мерной компьютерной симуляции.
(Продолжение следует)