Данил Цой, скульптор, резчик по дереву. Шестикратный призер Международного фестиваля льда и снега в Харбине, победитель Всероссийского фестиваля «Праздник топора». Его скульптуры из дерева уже есть в частных коллекциях. Сейчас он работает преподавателем в колледже искусств и готовит очередную выставку своих работ.
- Одна из последних твоих выставок «Не отводи глаз» про женские образы в мифологии имела успех. Были ли куплены экспонаты?
- Да, некоторые уже купили для частных коллекций, остались практически единицы в мастерской. То, что я нашел свой стиль, осознал только недавно. Вообще не думал, что буду заниматься скульптурой, но мне повезло и я понял свое назначение.
- Расскажи, как пришел международный успех?
- Я закончил художественную и обычную школы, поступил в колледж искусств на резчика по дереву. В моей жизни большую роль сыграли преподаватели, которые стали брать нас на конкурсы уже на втором курсе. Так появились амбиции сделать что-то выдающееся, занять призовые места. В 2018 году мы приехали в Харбин и выиграли в трех конкурсах подряд. Это были скульптуры «Рождение мира», «Два дракона» и «Селфи невесты» из снега. Причем эскиз последней мы сделали в ночь перед конкурсом и даже не рассчитывали на какие-то места - идея была не нова, однако жюри дало нам первое место. Но это, повторюсь, командная работа. Не считаю себя профессионалом, потому что очень многое еще впереди. Есть три крупных международных конкурса ледовых скульптур - в Канаде, Японии и Харбине. Очень бы хотелось остальные посетить.
- Зимой ты работаешь со льдом и снегом, летом - с деревом, а какие важные конкурсы были именно в теплое время года?
- Так вышло, что мы на всех фестивалях были самыми молодыми участниками (коллега Данила - Илья Тёкин. - Прим. ред.). Нам очень хотелось завоевать награды именно в России, но не получалось. А в Томске победили наконец в прошлом году в номинации «Парковая скульптура» с композицией «Эффект бабочки» - она о дуэли Пушкина и Дантеса. На том фестивале приветствует юмор, это мы поняли, просмотрев работы, занимавшие призовые места несколько лет подряд. Поэтому Пушкин у нас в такой узнаваемой позе. Коллаборация великого русского поэта и Нео из «Матрицы». Мы позволили себе такую вольность - и имели успех.
- Поражают и ваши с Ильей Тёкиным работы на Ольхоне. Это ведь тоже еще один шаг к успеху на международном уровне?
- На Ольхоне - международный зимний фестиваль, который в 2023-м поменял свой формат. Ранее мы там не поднимались выше третьего места, тем не менее организаторам наши работы нравились. А в этом году они устроили симпозиум - не было призовых мест, мастера приезжали по приглашениям. Никакой конкуренции - только творчество. И мы были единственные с Дальнего Востока. Работали в интересном формате - с наплесками воды на скалах. Природа все сделала для тебя, а ты, как художник, должен довести образ до совершенства. Мы не вмешивались сильно, не было даже эскизов. В итоге получился великан, дракон, сказочный грот, а из блоков льда сделали паука из «Пустоши Смауга» весом около тонны.
- Как тебя до сих пор Китай не переманил? И какие были предложения из других городов?
- Ну я не настолько известен, чтобы сыпались предложения. В Китае любят ледовые скульптуры, особенно в регионах, где не бывает снега. Так, в Шэньчжэне в торговом центре построен огромный холодильник - парк скульптур. Мы там повторяли свои композиции, победившие в Харбине. У меня были мысли уехать, чтобы получить высшее образование. В Хабаровске такой возможности по моей специальности нет. Про Москву или Санкт-Петербург серьезно думал, когда заканчивал колледж, но передумал, и мне предложили преподавать здесь. Очень люблю Дальний Восток. Я почувствовал его ментальность лишь оказавшись на Западе, и мне она близка. Здесь азиатская часть России, и люди бойкие, струящиеся энергией. Я кореец, но чувствую себя русским.
- А как тогда в Хабаровске развиваться?
- С этим тяжело, но я не намерен менять род деятельности. Мы с женой будем художниками. Проблема масштабнее - здесь очень плохо с культурой. Она не привита большинству, оттого скульптуры ломают или испражняются на них. Это не вандализм, это инстинкт - оставить хоть какой-то след, но разрушительный, а не созидающий. Изменить ситуацию могут творчество и культура - когда человеку регулярно транслируют искусство. Спросите, сколько раз в месяц хабаровчане ходят в музеи или театры. А у молодых художников нет мест, где бы они могли провести полноценную выставку. Частные галереи пытаются выжить. Закрылась «Артсерватория», а это было классное культурное пространство. Из ближайших во Владивостоке есть подобное место - «Заря».
- Поэтому тебе пришлось сделать выставку женских образов в мифологиях «Не отводи взгляд» в торговом центре?
- Да, мне пришлось делать ее в «Броско Молле», и то всего на один день. Еще была совместная экспозиция с учениками студии искусств Алексея Бабурова «Духи дальневосточной тайги». А чтобы привить культуру, должно быть больше фестивалей - музыкальных, художественных, литературных, и мест для творческих людей. Сейчас я тоже готовлю выставку с новой концепцией - к каждой скульптуре будет прикреплен холст, и вместе они будут представлять полноценную композицию. Уже есть четыре экспоната, один из них посвящен Ледовому побоищу.
Данил Цой - один из героев нашего проекта, так мы устами творческих и ярких жителей поздравляем Хабаровск с 165-летием. Ранее мы говорили с автором детской книги «Сказки горы Хехцир» Анной Базаевой; знаменитым художником-ювелиром, чьи работы хранятся в фондах Эрмитажа, Алексеем Бабуровым; с популярным в России и США дизайнером, скульптором Григорием Горковенко; генеральным директором Ibragimov team - крупнейшего event-агенства Русланом Ибрагимовым и создателем футбольной академии «Искра» Алексеем Поповым.
Алевтина Александрова, новости Хабаровска на DVHAB.ru
Фото, видео Анны Котельниковой и из архива Данила Цоя