Олег Шапошников
Основы современной геополитики. Часть 2
Глава 27
Причины глобального экономического кризиса. Часть 1
Примечание: обращаю внимание, что данная книга является интерактивной и Вы, задавая свои вопросы на тему опубликованного материала, также участвуете в написании книги, так как ответы на заданные вопросы публикуются в данной книге. Все реквизиты автора указаны в конце главы. Задать вопросы Вы можете по электронной почте, или подписавшись на каналы автора. Особо хочу обратить ваше внимание на канал – альманах «Антиутопия», где я планирую публиковать все подобные этому материалы.
Вопрос:
Вы пишите про глобальный экономический кризис, который надвигается, но каковы его причины?
Существующая мировая экономическая модель – это кризисная модель. Время от времени в этом модели закономерно довольно часто возникают обычные кризисы, а менее часто – глобальные кризисы (также закономерно). Кризисы как бы производят очищение, избавление, временное (!!!) избавление этой модели от факторов, благодаря чему эта модель не разваливается окончательно.
Главная проблема данной модели заключается в том, что это в этом модели не существует баланса между производственной и финансовой сферами. Тут очень наглядна вышедшая в свое время одна статья о некой компании (производственная компания с очень хорошими производственными показателями), акции которой очень сильно упали (парадоксы валютного рынка), вследствие чего (!!!) эта компания становится банкротом. А что произошло? Сгорели производственные помещения со всеми содержимым? Нет, просто упали акции. И действительно, любая компания оценивается по свой капитализации – по стоимости своих акций. Таким образом, любой мыльный пузырь, имеющий огромную капитализацию – это наше всё, а компания имеющая огромные ресурсы, но потерявшую эта саму капитализацию – становится ничем.
- Но ведь можно просто выкупить по бросовой цене свои акции, послать всех и вся, и спокойно жить дальше, производя и реализуя свою продукцию? – вопрошает кто-то.
Во-первых, сделать это нельзя, так как компанию комиссия по ценным бумагам тут же обвинит в намеренном (!!!) воздействии на фондовый рынок с целью скупки своих акции (с целью дальнейшей перепродажи по высокой цене через какое-то время), другими словами в спекуляции. И НЕ будет никакой презумпции невиновности, а будут маски-шоу с непременным - мордой в пол, и руководство компании окажется под арестом. Поэтому, если твои акции упали ниже самого не могу, - сиди и наслаждайся своим крахом. Ибо всем правит исключительно финансовая сфера.
Во-вторых, крах может быть реальным, так как ВСЕ живут (так всех приучили жить) за счет кредитов, которые даются исключительно под капитализацию (под общую стоимость акций). А так как капитализация – ноль, то и дадут тоже – ноль. К тому же прежние кредиты были обеспечены акциями компании, и как только стоимость акций резко падает, то и обеспечение, соответственно, также падает, и банк будет реагировать и реагировать жестко. Могут резко поднять процентную ставку и кредит становится неподъемным. А новый кредит не дают, и оборотные средства играют заупокойную мессу… Опять же – всем правит финансовая сфера.
- Момент, - всполошился кто-то, - а недавние события в США? Недавнее падение акций банков. При этом акции одного банка упали очень сильно, и всё, некий «рубикон» перейден! Паника, клиенты, вкладчики, все забирают из банка свои деньги и… А банк – это же эта самая финансовая сфера. Тогда что получается?
А получается тут надфинансовая сфера. Это есть некий новый порядок, который базируется над финансовой сферой (так как финансовой сферой легче управлять), порядок, механизмом которого является фондовый рынок. Все помнят, что отрицательных воротил всегда отождествляли с деньгами, а властью денег (с финансовой сферой). Так вот - «мальчик» вырос. Да, этот порядок уже вырос из финансовой сферы, перерос ее, и уже базируется на фондовом рынке. И это уже является предпосылкой к системе уже не просто постоянных кризисов, а к системе постоянных глобальных кризисов.
Итак, фондовый рынок. Некая компания решает привлечь инвестиции и выходит через IPO– первое публичное размещение акций на фондовый рынок. Акции компании покупаются, и компания получает инвестиции (деньги). Эти инвестиции дают возможность развития компании, акции компании становятся привлекательными, и компания может выпустить дополнительные акции, также реализовав их на фондовом рынке. Полученные за счет продажи акций новые инвестиции (деньги) дают возможность дальнейшего развития компании. И так далее… До бесконечности. Вроде как все замечательно и лучше и не придумать.
Да, все было ты так, если бы стоимость акций НЕ росла, - была бы равна стоимости номинала этих акций, а капитализация компании регулировалась бы количеством акций (рост количества акций через дополнительные эмиссии акций). При этом стоимость акций одного выпуска определяется по средней цене акции в процессе продажи. Эта стоимость фиксируется и становится номинальной стоимостью акции этого выпуска. Выше этой цены акция НЕ может быть продана НИКОГДА. Ниже да, – если кто-то решит продать акцию, но не может продать ее по цене номинала. А рост интереса к акциям компании является основанием новой эмиссии акций этой компании.
Но на самом деле все происходит по-другому. Акции компании, которые были проданы в процессе первичного публичного размещения акций уже как бы разотождествляются с этой компанией и переходят в разряд спекулятивных инструментов фондового рынка. При этом от этих спекуляций компания уже никаких инвестиций НЕ получает. Мавр сделал свое дело, мавр… Почему так?
Ну, во-первых, тут дело может быть в самой компании. Если это динамично развивающаяся компания, то компании выгоден НЕ рост стоимости акций, а рост их количества за счет постоянных новых эмиссий акций (постоянный поток инвестиций в компанию). Но при этом, компания должна действительно очень динамично развиваться, выплачивать инвесторам (как акционерам компании) дивиденды по акциям (в этом и будет интерес инвесторов – акционеров).
А если нет? Если компания выпустила акции лишь один раз (провела IPO) на фоне некого успеха, или даже вообще – хайпа, а полученными инвестициями были «заткнуты дыры», или вообще деньги были потрачены на убыточный проект, или ошибочный проект, ну, или просто – «гуляй губерния». И нет не только никакого динамичного развития, но и развития вообще. Да и вообще IPO – это процесс дорогой, сложный, и дает истинную оценку капитализации компании. А там – губерния гуляла…
И что тогда? А тогда даем новый хайп и пытаемся поднять стоимость акций, таки почти до небес. Инвестиций это не дает, но ведь надо учесть, что компания могла оставить часть акций у себя и теперь эти акции можно продать по цене нового хайпа и получить хорошие деньги (вторичные инвестиции). И далее попробовать «второй подход к снаряду». Ну, а если опять по Черномырдину (хотели, как лучше, а получилось - как всегда), и эти деньги ушли в пустоту, то на фоне спекулятивной капитализации берем кредит (который соответствует капитализации). Как мы понимаем, у компаний данного разряда так все и происходит. Ну а так называемые «инвесторы» в данном случае просто спекулянты.
Тут надо сделать отступление и заметить, что на западе, а тем более в США, кредиты раздавали чуть ли не по нулевой ставке, поэтому, - что называется, - главное хапнуть. Не получается отдать – берем новый кредит, или рефинансируем существующий. И таким образом можно держать эти деньги у себя вечно… Процентная ставка то около нуля… Да еще и получать новые кредиты, на фоне новых хайпов, раздувая капитализацию и, соответственно, увеличивая общий размер кредитов. В конечном счете компания превращается в мыльный пузырь с огромным долгом. Кризис (с ростом процентной ставки по кредиту) - пузырь лопнул – лопнуло много пузырей – лопнул банк, который эти пузыри финансировал.
Переходим к тому, что - во-вторых. Как уже было сказано выше, - акции компании, которые были проданы в процессе первичного публичного размещения акций уже как бы разотождествляются с этой компанией и переходят в разряд спекулятивных инструментов фондового рынка. «Налетай, не скупись, покупай живопись». Покупают. Правда (опять же с учетом нулевых кредитных ставок на западе, и в первую очередь в США) покупают в основном в кредит. Спекулянты, красиво называемые «инвесторами». Кредитные инвесторы… Акций накупили, кредиты рефинансируем (ставка то почти нулевая), и всё это растет в виде снежного кома. Пузыри – кредитные инвесторы. Кризис (с ростом процентной ставки по кредиту) - пузырь лопнул – лопнуло много пузырей – лопнул банк, который эти пузыри финансировал.
Это говорилось про кризис (с подъемом процентной ставки по кредиту). Лопаются пузыри третьего порядка (ну полные…). А если глобальный финансовый кризис, - то идет резкий подъем процентной ставки. Лопаются пузыри второго порядка (так, более-менее). А если глобальный мировой кризис, то процентная ставка уходит в полет и лопаются уже ВСЕ пузыри. Кредиты то становятся неподъемными.
Олег Шапошников: https://runa-odin.org, https://runa-odin.com, http://runa-odin.info
E-mail: runa-odin@yandex.ru
Каналы автора
Telegram: https://t.me/runes_of_odin
Telegram(альманах «Антиутопия»): https://t.me/almanac_antiutopia