При проектировании кабельных линий до ручных пожарных извещателей мы должны выполнить следующие требования:
- единичная неисправность на линии не должна приводить к одновременному выходу из строя ручных извещателей и автоматических, например, дымовых (п. 6.3.4. СП 484.1311500.2020);
- исключить прокладку кольцевых линий связи в одном кабель-канале (п. 6.8. СП 6.13130.2021).
Для выполнения этих требований рассмотрим 4 варианта.
Вариант 1. ИПР с изолятором
Изоляция ручного извещателя от дымовых извещателей строится на встроенном изоляторе.
Простая схема, из заметных затрат только сама модель извещателя. Если при этом ИПР устанавливается между двух ЗКПС, он одновременно служит и разделителям этих зон.
Есть и недостатки. Спуск из двух кабель-каналов не каждый заказчик оценит и поймёт.
Вариант 2. ИПР и внешние изоляторы
Во втором варианте изоляция ручного извещателя от основного кольца выполнена на изоляторах, установленных до ИПР и после по адресной линии.
В этом решении требуется уже два дополнительных изолятора линии. Если добавить стоимость монтажа, решение окажется заметно дороже предыдущего варианта.
Некрасивый спуск из двух кабель-каналов также будет смущать заказчика.
Вариант 3. БРИЗ-Т
Изоляция ручного извещателя строится за счёт специального изолятора, который позволяет изолировать одну от другой три линии связи. У Болида таким устройством является БРИЗ-Т.
Это самая удобная схема с точки зрения реализации. Один отвод, один кабель-канал.
Недостатком будет зависимость от конкретного устройства. Изолятор БРИЗ-Т - решение от НВП Болид. В других адресных систем, например Рубеж или Астра-А, таких решений на сегодняшний день я не видел.
Вариант 4. Отвод на изолированной линии
Изоляция ручного извещателя в представленном варианте происходит с одной стороны от внешних изоляторов, но при этом ИПР устанавливается не в разрез линии, а на отводе. Это позволяет не использовать спуск в двух кабель-каналах.
Также на линии между изоляторами можно поставить соединительную коробку, но при выполнении требований к огнестойким кабельным линиям эту коробку придётся выбрать тоже из огнестойких. Целесообразнее поставить один из изоляторов рядом с местам спуска.
Всем удачи!