Найти в Дзене

Заброшенное мемориальное кладбище партизан в Мостаре (Босния и Герцеговина)

Мемориальное кладбище партизан в Мостарерас находится в Мостаре, Босния и Герцеговина. Оно было построено в 1965 году в честь югославских партизан Мостара, погибших во время Второй мировой войны в Югославии. Оно расположено на Биели Бриег и демонстрирует все особенности сложного архитектурного, эстетического и ландшафтного дизайна. Это уникальный памятник в городском масштабе города Мостар, имеющий особую ценность. Мемориальное партизанское кладбище в Мостаре является национальным памятником Боснии и Герцеговины, внесено в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Казалось бы оно должно быть в отличном состоянии с кучей туристов. Но я встретил только двух мужиков выпивающих при входе и бомжа выжигающего медь из проводов в какой-то будке возле монумента. История Этот комплекс в Мостаре увековечивает память 810 павших бойцов Второй мировой войны из Мостара, чьи тела похоронены здесь. Каждый из бойцов был членом Партизанской национально-освободительной армии и погиб, сражаясь против усташей Оси

Мемориальное кладбище партизан в Мостарерас находится в Мостаре, Босния и Герцеговина. Оно было построено в 1965 году в честь югославских партизан Мостара, погибших во время Второй мировой войны в Югославии. Оно расположено на Биели Бриег и демонстрирует все особенности сложного архитектурного, эстетического и ландшафтного дизайна. Это уникальный памятник в городском масштабе города Мостар, имеющий особую ценность.

Мемориальное партизанское кладбище в Мостаре является национальным памятником Боснии и Герцеговины, внесено в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Казалось бы оно должно быть в отличном состоянии с кучей туристов. Но я встретил только двух мужиков выпивающих при входе и бомжа выжигающего медь из проводов в какой-то будке возле монумента.
-2

История

Этот комплекс в Мостаре увековечивает память 810 павших бойцов Второй мировой войны из Мостара, чьи тела похоронены здесь. Каждый из бойцов был членом Партизанской национально-освободительной армии и погиб, сражаясь против усташей Оси и немецких оккупантов.

Если кратко, то во время второй мировой Мостар был захвачен немцами, итальянцами и националистическим ополчением усташей. Большая часть насилия усташей была направлена против сербского, еврейского и цыганского этнического населения города. Через какое-то время в городе появляется сильное партизанское движение. Город несколько раз переходил из рук в руки. Оккупанты не всегда могли справиться с партизанами и в отместку казнили мирное население.

Мостар был окончательно освобождён 14 февраля 1945 года. В последней битве погибло более 500 партизан.

Теперь понятна важность этого места для города и страны?

Создание

Расчистка холма
Расчистка холма

В 1959 году мостарский политик Джемал Биедич обратился к известному сербскому дизайнеру Богдану Богдановичу с просьбой создать этот мемориальный комплекс, попросив его разместить его на Биели Бриег. С помощью этого проекта Богданович надеялся создать гораздо больше, чем просто скульптуру или мемориал — он хотел создать целый комплекс некрополей, похожий на древние руины, найденные на Ближнем Востоке или на классических этрусских стоянках. Как видно из раннего эскиза концепции дизайна стен Богдановича у него были довольно грандиозные идеи о том, чтобы наполнить это место атмосферой древнего безвременья и священной древности.

Первые эскизы
Первые эскизы

Подготовка к строительству кладбища началась в октябре 1960 года, а работы начались 1 декабря 1960 года. Ахмет Рибика, инженер-строитель, руководил буровыми и динамитными работами на холме и строительством памятника. 25 сентября 1965 года, в 20-ю годовщину освобождения Мостара и формирования Мостарского батальона, оно было открыто Иосипом Броз Тито.

Дизайн памятника был очень уникальным для того времени. Использование каких-либо религиозных, националистических или даже социалистических образов полностью отсутствует, и нет никаких явных военных образов, таких как бойцы, герои или страдания. Говоря о своем дизайне мемориала, Богданович показывает, что, используя «универсальные символы элементов Солнца, планет и Луны, памятник становится близким каждому и преуспевает в том, чтобы навязать себя как подлинный элемент пространства». Планировка памятника начинается с длинной изогнутой булыжной дорожки (с использованием речного камня из Неретвы), которая ведет вверх по холму от основания (имитируя древние дорожки Мостара), а затем дорожка разделяется на две разделенные секции с тем, что, по-видимому, первоначально было каскадным водным объектом в центре. Затем эти тропинки сходятся, где они ведут к пяти ярусам широких террас, встроенных в склон холма.

Было
Было

Стало
Стало

Вдоль этих террас расположены 630 камней абстрактной формы, на которых выгравированы имена павших воинов. Из этих 630 каменных маркеров около 560 предназначены для партизан, чьи останки физически захоронены на этом месте, а остальные 70 камней являются символическими маркерами для мостарских партизан, чьи останки так и не были найдены.

Между тем, важно отметить, что памятник здесь, в Мостаре, был завершением художественного цикла Богдановича по выражению изначальных элементов через монументальные произведения: камень, землю, воздух, огонь и небо. Как подробно описано в томе 40 [1966] журнала «Arhitektura urbanizam», этот памятник в Мостаре должен был представлять «камень», его работа в Ясеноваце представляет «воду», его работа в Сремска-Митровице представляет «огонь», его работа в Прилепе представляет «небо», а его работа в Крушеваце представляет «землю».

Югославия

Это была очень популярная достопримечательность во времена Югославии, люди со всей страны приезжали в гости, чтобы отдать дань уважения и провести массовые церемонии. То, как это мемориальное пространство нашло отклик и интегрировалось со среднестатистическим гражданином Мостара, лучше всего описано в фрагменте статьи Аиды Муртич и Марко Баришича 2019 года, в которой говорится следующее:

Мемориальный комплекс, вдохновленный сюрреализмом, который колебался между архитектурой, лэнд-артом и скульптурой, стал важным компонентом городской жизни Мостара. Жители Мостара сегодня вспоминают, что Мемориал был «парком», «детской площадкой», «красивым для прогулок», «местом для пикника» и что даже некоторые из них «научились плавать» в маленьком круглом пруду. Мемориал, получивший прозвище «Партизана», запечатлен в повседневном языке горожан
-7

Автор этого памятника, Богдан Богданович, всегда держал этот памятник близко к сердцу среди почти двух десятков, которые он создал при жизни (а также близкое отношение к самому городу Мостар), совершая многочисленные поездки сюда в югославскую эпоху. Во многих интервью, которые он дал о своем партизанском кладбище здесь, в Мостаре, он был очень рад видеть все мириады способов, которыми местные жители в городе взаимодействовали с этим местом. В интервью 2009 года Богданович рассказала: «Однажды девочка из Мостара рассказала мне, что родители зачали ее в Партизанском некрополе. Для меня это было самое прекрасное, что могло там случиться».

Югославские войны

С демонтажем Югославии и последовавшей за этим боснийской войной 1990-х годов памятник в Мостаре не только пришел в крайнее упадок и запустение, но и был поражен бомбами, подожжен, разграблен, атакован и подвергся сильному вандализму. На самом деле, некоторые местные активисты, такие как Драган Марковина, утверждают, что партизанское кладбище было первой достопримечательностью, подвергшейся нападению в Мостаре, когда в 1992 году начали стрелять бомбы. Линии, проведенные в этих конфликтах 1990-х годов, часто были этническими, причем боевые действия начались в 1992 году, когда боснийские и хорватские жители Мостара сражались против возглавляемых сербами сил вторжения Югославской народной армии (ЮНА), в то время как в 1993 году (после изгнания ЮНА) начались конфликты между хорватской и боснийской этническими группами города. Этот этнический компонент войны сделал партизанское кладбище Мостара неизбежной мишенью для вандализма. К сожалению, еще одним символом этнического единства Мостара, который стал жертвой войны, был примерно 420-летний мост Старый Мост через реку Неретва, который был разрушен 9 ноября 1993 года во время второго этапа осады Мостара после того, как, как сообщается, был обстрелян хорватскими повстанческими силами (HVO) примерно 60 раз в течение нескольких дней.

Ущерб, нанесенный кладбищу во время боснийской войны, 1990-е годы
Ущерб, нанесенный кладбищу во время боснийской войны, 1990-е годы

После войны кладбище пришло в упадок из-за серьезного пренебрежения, вандализма и разрушений.

Наше время

После войн 1990-х годов памятник был оставлен в разрушенном состоянии, а подавляющее большинство элементов были либо заброшены, либо украдены, либо уничтожены. В конце 1990-х годов Богданович посетил Мостар, чтобы оценить масштабы ущерба, нанесенного его творению. Впоследствии, в 1997 году, он написал плач о разрушениях, свидетелем которых он был в Мостаре, под названием «Град моджих приятелья» (Город моих друзей) (английскую версию можно найти здесь). В этом эссе он с тоской вспоминает истории создания сооружения, оплакивая его разрушенное состояние, говоря:

«Единственное, чего я еще мог пожелать... [Я хотел бы] создать секретную нишу слева от входных ворот, чтобы разместить мою будущую урну. Однако теперь кажется, что я не буду находиться в компании своих друзей таким образом: надгробия хладнокровно и садистски были отняты и раздавлены в каменной точилке».

Богданович посещает партизанское кладбище в Мостаре, 2000 год
Богданович посещает партизанское кладбище в Мостаре, 2000 год

После окончания войн было предпринято несколько попыток восстановить и реабилитировать мемориал, с заметной попыткой, предпринятой в 2008-2010 годах (финансируемой за счет гранта ~ 20 000 евро от Нидерландов и Норвегии) - тем не менее, на протяжении 2000-х и 2010-х годов пренебрежение, разрушение и вандализм продолжали преследовать комплекс и подрывать усилия по восстановлению, без каких-либо признаков ослабления. даже несмотря на то, что кладбище было объявлено боснийским правительством национальным памятником в 2006 году. Тем не менее, возобновленные усилия в конце 2010-х годов показали конструктивные усилия и прогресс в области возвращения объекта в восстановленное и восстановленное состояние. В настоящее время на этом месте все еще проводятся скромные поминальные службы, однако агрессия по отношению к этому месту со стороны местных вандальных групп по-прежнему иногда оказывается пагубным фактором, влияющим на будущее и состояние Партизанского некрополя, причем самое разрушительное событие на сегодняшний день произошло в ночь на 14 июня 2022 года, когда все 700 каменных мемориальных знаков были разбиты.

-10

На сайте, где я искал информацию для этой статьи написано, что нежелательно посещать его в одиночку. В 2017 году за день было совершено два нападения на разные группы пришедшие возложить цветы на мемориал. Мостар красив для туриста, но если приглядеться, то везде фанатские граффити, а про главную достопримечательность города нигде нет информации. Даже на подходе к нему вы не увидите никаких табличек. В любом городе продают сувениры, самые популярные сувениры это магнитики с достопримечательностями города, но я нигде не видел ни магнитика, ни кружки с рисунком этого монумента. Такое ощущение, что городу не интересно это место, ведь так сложно уследить за памятником национального значения. Я не увидел ни забора, ни камер наблюдения, ни фонарных столбов. Туда реально можно прийти толпой, делать что угодно и никто вас не увидит.

А это уже мои фото.
А это уже мои фото.

Когда-то это было красивое сооружение с белоснежными стенами, фонтаном и табличками с именами партизан. Автор вложил в него много символизма, есть много отсылок к Мостару.

... при строительстве Мостарского акронекрополя меня охватил глубокий, внутренний огонь. Стоящая перед нами задача ни в коем случае не была легкой или прямолинейной, но я справлялся с ней без тошноты и усталости, на самом деле, я был ошеломлен новым способом осмысления жизни и смерти. Возможно, это прозвучит абсурдно, но я как будто надеялся передать часть своей тайной радости своим «новым друзьям», чьи имена — мусульманские, сербские и хорватские — только начали формироваться на террасах некрополя. Их маленький загробный город, как я и обещал их семьям, возвышался над самым сердцем старого города Мостара.
-12

Дорожки зарастают. Блин, траву на дорожках явно не вандалы вырастили, она появляется из-за бездействия и напливательного отношения властей.

-13

Поражаюсь как в городах подстригают газоны, а здесь это сложно сделать

На террасах находятся сотни каменных указателей с выгравированными именами павших партизан. Источники связывают различные символические значения, стоящие за этими каменными маркерами; В некоторых писаниях они описываются как «птичьи» по сходству, которые, как говорят, олицетворяют свободу и освобождение от страданий, в то время как другие источники описывают камни по форме, похожей на срубленные пни, что символизирует разъединение и отделение от молодости или оборвавшейся жизни. Тем не менее, другие источники описывают внешний вид камня как более похожий на цветочный дизайн, который может означать «цветение» новой жизни из земли. Трудно сказать наверняка, так как дизайнер сайта Богдан Богданович никогда лично не комментировал символику или репрезентативные элементы.

Через это кладбище, которое Богданович часто называл своим «акронекрополем» или «городом мертвых», предпринимаются явные попытки создать проспект или «портал» в большой космос. Эту концепцию можно увидеть в том, что можно считать центральным элементом мемориала... Большая и озадачивающая скульптура, похожая на солнечные часы, на задней стене самой вершины комплекса, которая сама по себе кажется очень «портальной».

-16

В результате этой коллекции небесных и геометрических элементов Богданович, похоже, пытается превратить кладбище в небесный мост между Мостаром живых и Мостаром мертвых. Кроме того, поскольку концепция «моста» является особенно важной и неотъемлемой частью самого Мостара, такая символика очень уместна. Сам Богданович даже зашел так далеко, что лично окрестил этот памятник «Маленьким Мостаром».

Очень жаль, что такое красивое место наполненное символизмом заброшено

Монумент посвящен людям, которые ценой своей жизни защищали город, а город не может защитить их могилы ценой небольших усилий.

А вот халупа бомжа возле дорожки, в которой он выжигал медь. Ну не вандалы же его туда поселили, дали провода и зажигалку.
А вот халупа бомжа возле дорожки, в которой он выжигал медь. Ну не вандалы же его туда поселили, дали провода и зажигалку.