В пятое Пасхальное воскресенье (Неделя 5-я по Пасхе) Церковь вспоминает беседу Иисуса Христа у колодца Иаковлева с женщиной-самарянкой, которая известна нам как святая Фотиния (Фотина) - Светлана. Направляясь пешком в знойную пору от Иерусалима до Галилеи, Господь сел отдохнуть у колодца, и, когда подошла самарянка почерпнуть воды, попросил дать Ему пить. И затем беседовал с ней: "Если бы ты знала, Кто говорит тебе: "Дай мне пить", то сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую, которая сделается источником воды, текущим в жизнь вечную". Самарянка изумилась, однако искренне уверовала, и рассказала о Христе в своём городе, многие жители которого тоже уверовали в Него. Изменив образ жизни на праведный, самарянка с сыновьями и сестрами при императоре Нероне своим подвигом за веру удостоились мученических венцов и причислены к лику святых.
Господь говорил с самарянкой о воде жизни, о которой Он раньше сказал в храме Иерусалимском: "Кто жаждет, иди ко Мне и пей" в праздник Преполовения Пятидесятницы (в Преполовение мы отмечаем пройденную половину из пятидесяти дней, отделяющих Пасху от Троицы). Что же это за вода жизни - чудесная вода, о которой говорил Господь Иисус Христос?
"Душе, как растению в сухой почве, совершенно необходима вода - вода живая, которую обещал Христос дать жене-самарянке в беседе с ней, вода, текущая в жизнь вечную, о которой говорил Он в храме Иерусалимском. И эту воду живую, этот источник благодати Божией получаем мы в молитве" (святитель Лука Крымский).
"Живая вода, или благодать Божия, есть спасительная сила Божия, действующая в человеке во спасение через веру во Христа, сила милующая, врачующая, очищающая, освящающая, утешающая, духовно питающая, обновляющая, чудотворящая. Источник же этой благодати, этой живой воды есть Господь наш Иисус Христос и Святая Церковь Православная, которой Он дал Духа Святого" (святой праведный Иоанн Кронштадтский).
"Душа человеческая - живая и всегда жаждущая жизни; и ничто не может напоить её, кроме жизни в Боге. Живая вода, о которой говорил Господь, служит утолению не телесной, а духовной жажды: это животворящая Божественная благодать, питающая и поящая душу, становящаяся неиссякаемым источником жизни, радости и силы человека" (святитель Николай Сербский).