Найти в Дзене

Не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка Кто же Гоша на самом деле?

Оглавление

Алкоголик, абьюзер, нарцисс, безрукий слесарь и тому подобные ярлыки кто только не вешал на Гошу. Феноменальная ненависть народа к покусившемуся «на святое», не знает границ. И никого не смущает, что это «святая Катерина» оказалась с душком. О чем я и написал уже кучу заметок, начиная с «Москва слезам не верит, да и я тоже».

Дело вовсе не в негативной оценке Катерины, а в том, что такой сложной даме не подойдет первый попавшийся кавалер. Как известно, подобное притягивается к подобному. Так что алкоголик, абьюзер и нарцисс Гоша не самое большое из зол.

Другое дело, кто такой Гоша на самом деле. Кто прячется за всеми этими нелестными ярлыками?

Как вы уже поняли из статьи «Людмила – кто она на самом деле?», что сюжет фильма хорошо ложится на сказочную основу. В таком случае Катерина во второй части, безусловно, принцесса. Да, обремененная жизненным опытом и дочерью, но, увы и ах, до сих пор и без принца, и без короны. Только королевство нарисовалось, три месяца как.

А Гоша, соответственно, принц?

Не тут-то было!

В статье «Кто принц – Рудольф или Гоша?» я писал о том, что Гоша никак не тянет на принца. Так что это за сказочный персонаж?

Если не помните, то я напомню, что в статье «Приключения Демона и Катя Тихомирова» я уже намекал на то, что эта картина не просто дырку на обоях загораживает, есть у полотна Врубеля и другое предназначение.

Гоша и "Демон". Кадр из фильма "Москва слезам не верит" Скриншот.
Гоша и "Демон". Кадр из фильма "Москва слезам не верит" Скриншот.

Почему я так думаю? Уж больно настойчиво пихают его в кадр. И перевешивать от сцены к сцене было не лень? Повесили бы какой-нибудь постер ABBA и дело с концом, Александре бы понравилось.

Напомню, что картина «Демон сидящий» написана Михаилом Врубелем на тему поэмы его тезки Лермонтова «Демон». Сюжет поэмы не однозначен. Общепринята такая трактовка:

Парящий над землей «печальный Демон, дух изгнанья» — с небес наблюдает за красотами земли, но прекрасные Кавказские горы не трогают его, вызывая только холодное презрение.
Тут взгляд Демона падает на юную грузинскую княжну — дочь Гудала. Тамара готовиться к свадьбе с богатым властителем Синодала, спешащего к невесте издалека. Однако на него и его отряд нападают грабители, и конь довозит «удалого жениха» к воротам замка Тамары уже мёртвым.
Тамара вне себя от горя. Она думает, что помрачилась рассудком, потому что слышит «волшебный голос». Голос пытается утешить ее снова и снова. Тамара думает, что это «лукавый дух» и отправляется в монастырь. Но это ей мало помогает, и она продолжает слышать голос даже в монашеской обители. Демон является ей во плоти. Ангел-хранитель Тамары не справляется с ситуацией. Демон обещает сделать Тамару «царицей мира». Бедная Тамара не в силах отказать Демону. В итоге, она умирает в его объятьях

Конечно, изложено упрощенно, но вполне понятно.

Теперь представьте хоть на минуточку, что Меньшов был чуть-чуть, но поумней нас с вами. И показывал картину Врубеля не просто так, а с намеком.

Какой намек это мог быть?

Первое, что приходит в голову, это внутреннее состояние самой Катерины. Её, также как и демона, уже все достало. Она пресытилась и жизнью, и отношениями, и погоней за благами. В этом бесконечно-вечном у нее осталось только разочарование. Ну и еще немного презрения к мужикам в грязной обуви.

Просыпается такая Катя и не знает, то ли в окно выйти, то ли на работу…

Другой вариант, это намек на схожесть сюжета жизни Тамары и Кати. Только в поэме суженого Тамары убивают, а в фильме Катя рассказывает дочери, что ее отец якобы погиб. То есть символически убивает его сама.

А что, если нет?

Что, если Гоша и есть тот Демон?

Живет себе Катерина в многоэтажном замке и горя не знает. Рыдает, конечно в подушку, но с кем не бывает? А тут Гоша, которого собственно никто не приглашал, является со своей любовью. А потом и со своей истерикой и бегством. И вот уже Тамара Катерина рыдает белугой целую неделю, и нервно прислушивается к шагам в коридоре.

Как вам поворот? Мало рыдала по ночам? Получай фашист гранату!

Но, может быть, Меньшов не настолько ненавидел главную героиню фильма «Москва слезам не верит»? Может он совсем другое имел ввиду?

Что именно?

Например, что Гоша… Рыцарь!

Как думаете, подходит он на роль рыцаря? Давайте разберемся!

Пройдемся по фактам, как вы любите:

  • - бабульке с самоваром помог? – Факт!
  • - На белом коне, то бишь «Волге» даму прокатил? – Было дело;
  • - Накормил, напоил, спать уложил? – Заботливый, аж самому завидно;
  • - От хулиганов спас? – Не саму принцессу, но ее дочуру!

Ведь что самое важное для Рыцаря? Не удаль невероятная, не силища неимоверная, а забота, милосердие и чуток храбрости.

И чуткость запредельная!

Что в эпизоде знакомства, что при втором свидании, когда он ждал Катю у подъезда. Даже в эпизоде с Родионом, когда тот заявился без приглашения в дом Кати.

Вовремя ушел!

Почувствовал, что этим троим надо разрешить дела, которые его не касаются и быстренько ретировался.

Да, не нашёл предлога лучше, но это уже недоработки сценария.

Слишком запутанным бы вышел конец фильма, если бы он еще и тут стал разгребать то, что Катю не отпускало двадцать лет.

Останься он и что?

Мне трудно представить себе дальнейший диалог этих четверых. Катя так вообще бы со стыда сдохла – одновременно Гоше оправдываться про директора и дочери про «погибшего» отца.

Ну кто-то же должен был уйти в этой ситуации,

Гоша это самый логичный и понятный вариант. С этой точки зрения и его запой на неделю понятен. Потому что любовь есть, но есть и совершенно непонятная история, которая требует объяснений. Но кто он такой, чтобы требовать объяснения?

А вы как думаете?

Москва слезам не верит | Психолог Валерий Матвеев | Дзен