Лучше всего на канале залетают тексты про «Алису». Чтоб активизировать читательскую активность, не буду изобретать велосипед, а напишу про не самый громкий, но тем не менее важный альбом «факультативного» периода группы «Солнцеворот» («революционный» - 1984-1994, «факультативный – 1994-2003).
На мой взгляд, он стал самой бескомпромиссной работой группы и самым личным у Кинчева.
Когда «Солнцеворот» вышел, он подавался, как альбом близкий по духу к этапным работам, типа «БлокАда», «Шабаш», «Черная метка». Мне не нравится эта градация, потому что тогда выпадают как минимум два реально этапных альбома – «Энергия» и «Шестой Лесничий». Но тем не менее эта классификация в рамках мифологии Кинчева мне ясна.
Итак, в 1992, на 33 году жизни, Константин Евгеньевич принял Крещение. Это кардинально отразилось на его мировоззрении. Тем не менее еще несколько лет по накатанной колее выходили «языческие» «С Луны» и «Метка». Потом шел комформистский эксперимент «Jazz», состоящий из старых песен и довольно мутный «Дурень», где акцент был больше на рок-н-ролльных ценностях, нежели на духовных.
Ни на одной из этих работ Кинчев не смог в полной мере манифестовать трансформацию своих взглядов (лишь точечно – в виде отдельных песен и даже строчек). Альбом-манифест созрел в 2000 году.
Оставался еще год прежде, чем я начал путь юного алисомана, однако я запомнил информационный шлейф, который вызвал лонгплей, благо события были свежи.
С одной стороны LP вызвал полу-байкот со стороны, лояльного прежде «Нашего Радио». Михаил Козырев предъявил Косте за стилизованную свастику на обложке. Кинчев перед выходом альбома в качестве компромисса предложил снабдить обложку цитатой «Я - антифашист» (из «Тоталитарного рэпа»). Но радио видимо встало в позицию «А все, а раньше надо было!». Информационной поддержки у «Солнцеворота» не было и по радио крутились лишь старые шлягеры.
Следующий же лирический «Танцевать», кстати, был принят на ура, а «Веретено» так и вовсе стала еще одной из немногих народных песен группы.
С другой стороны от группы начала отпадать аудитория, которая не принимала метаморфоз в мировоззрении кумира. Впрочем этот процесс шел с середины 90-х. Да и утекала публика к дружественному «Королю и Шуту». Группа питерских алисоманов "от Купчино до Ржевки" стала более народным аналогом «Алисы», развив темы, брошенные ей (театр, фольклор, мистерии и др.).
В третьих, альбом критиковали фэны «Гражданской Обороны». Мол Костя украл у Летова название его альбома 1997 года. Впрочем Кинчев довольно остроумно парировал, что мол к «Солнцевороту» Егора он относится уважительно, но их свастики закручены в разные стороны. Типа у Летова «Посолонь» (и это название «Алиса» использует в 2020!), символ «исходящего Святого Духа», своеобразная проповедь. А Константин мол не претендует на такой род деятельности и его свастика скромно «закручена внутрь», на «снискание Святого Духа» и закручена влево («Солнцеворот»). Само собой свастика/солнцеворот трактовались Константином Евгеньевичем в христианской системе координат.
Во прогоны!
Но благодаря этим мифологическим заскокам двух титанов, их противопоставлению, я впоследствии открыл для себя мир Летова. Так что как пел Егор на заключительной песне «Зачем снятся сны»: «Никто не проиграл!». Да и вообще чего греха таить – аудитория к которой аппелировали «ГО» и «Алиса» одна и та же. В отечестве нашем всего 3 настоящих рок-героя, чьи портреты носят на груди (третий Цой).
Самым бескомпромиссным в дискографии «Солнцеворот» делает то, что Кинчев высказал в нем ровно то, что хотел, без заискиваний и оглядки на аудиторию: «Я не червонец чтобы нравится всем!».
Самым личным его делают высказывания о вере и мировоззрении. Они однозначные, но действительно не громкие. Даже несмотря на попытку гимна в «Мы – православные», песни скорее интровертные (насколько это возможно в «Алисе»). Некогда «буревестник новой волны» ничего не навязывает. На мой взгляд о христианстве практически все сказано Костей здесь (ну и еще немного на «Сейчас позднее»).
Интересный момент: на альбоме нет хитов. Тем не менее он всегда отлично слушается. Никогда не было мысли, что это слабая запись. Из 11 – ни одного проходного трека. А еще LP хоть и писался на порто-студию, тем не менее очень модный по звуку. Слышен налет и актуальных тяжелых артистов эпохи, и одновременно инди типа Radiohead и Coldplay (!). Много классных синтов – в группу стал вливаться Дмитрий «Ослик» Парфенов.
Мои любимые песни с альбома – «Красные горы» и «Радости печаль». И все остальные тоже классные.
Для меня «Солнцеворот» - альбом далеко не на каждый день. Я в целом люблю «Алису» «революционного периода». Но после каждого прослушивания, этот скромный алмаз наполняет меня силой, надеждой, новой кровью (прям с «Шабаша»!), любовью и тихой радостью.
Классической «Алисе» моя благодарность за эту запись и конечно за все остальное. Константину Евгеньевичу же сейчас желаю сил и стойкости, чтобы пройти те испытания, которые выпали недавно на его долю. Мы вместе!
Нравится ли вам «Солнцеворот» или для вас это уже мракобесие и поехавший Кинчев? Пишите в камменты!
Читать еще:
ТОП альбомов "Алисы" по версии "Серцельва"
https://dzen.ru/a/ZCRbs0uIAHzO65jS?share_to=link
«Нервная Ночь»: Доктор Кинчев в поисках «Энергии»:
https://dzen.ru/a/Y_8HpsMJI2Tzx9vi?share_to=link
"Кривозеркалье": "Алиса" без Кинчева в поисках "Энергии"
https://dzen.ru/a/ZBVujOfxUB78c-q7?share_to=link
Алиса «БлокАда»: Это про 2023?
https://dzen.ru/a/Y_XQqVk7mG5Mk-y_?share_to=link
«Алиса» 80-х: Пост-панк, нью-вейв и никакого «Неба славян»
https://dzen.ru/a/Y-KiKB0omW1OC8Pt?share_to=link
ТОП-6 действительно великих альбомов «Алисы»
https://dzen.ru/a/ZAb5TXnRki-Tn-tx?share_to=link
"Небо славян": Вторая волна популярности "Алисы" и ее последствияhttps://dzen.ru/a/ZCBEGHjZNkVHxeeF?share_to=link
«Статья 206 ч. 2»: Очаровательный хулиган-аутсайдер в дискографии «Алисы»
https://dzen.ru/a/ZDK0sLKD3l-dxNtP?share_to=link