Найти тему
Серцелев

«Солнцеворот»: Самый бескомпромиссный альбом «Алисы»

Лучше всего на канале залетают тексты про «Алису». Чтоб активизировать читательскую активность, не буду изобретать велосипед, а напишу про не самый громкий, но тем не менее важный альбом «факультативного» периода группы «Солнцеворот» («революционный» - 1984-1994, «факультативный – 1994-2003).

На мой взгляд, он стал самой бескомпромиссной работой группы и самым личным у Кинчева.

Первый альбом "Алисы" после "Легенд Русского Рока", вторым была "БлокАда", слушал один за другим. Очень люблю лого этого периода!
Первый альбом "Алисы" после "Легенд Русского Рока", вторым была "БлокАда", слушал один за другим. Очень люблю лого этого периода!

Когда «Солнцеворот» вышел, он подавался, как альбом близкий по духу к этапным работам, типа «БлокАда», «Шабаш», «Черная метка». Мне не нравится эта градация, потому что тогда выпадают как минимум два реально этапных альбома – «Энергия» и «Шестой Лесничий». Но тем не менее эта классификация в рамках мифологии Кинчева мне ясна.

Итак, в 1992, на 33 году жизни, Константин Евгеньевич принял Крещение. Это кардинально отразилось на его мировоззрении. Тем не менее еще несколько лет по накатанной колее выходили «языческие» «С Луны» и «Метка». Потом шел комформистский эксперимент «Jazz», состоящий из старых песен и довольно мутный «Дурень», где акцент был больше на рок-н-ролльных ценностях, нежели на духовных.

"Алиса" в Иерусалиме, 1992. Кинчев крестился сразу после гастроли. В 1993 году Игорь Чумычкин (по центру) выбросился из окна, а Андрей Королев (справа) ушел из группы и затем принял сан
"Алиса" в Иерусалиме, 1992. Кинчев крестился сразу после гастроли. В 1993 году Игорь Чумычкин (по центру) выбросился из окна, а Андрей Королев (справа) ушел из группы и затем принял сан

Ни на одной из этих работ Кинчев не смог в полной мере манифестовать трансформацию своих взглядов (лишь точечно – в виде отдельных песен и даже строчек). Альбом-манифест созрел в 2000 году.

Оставался еще год прежде, чем я начал путь юного алисомана, однако я запомнил информационный шлейф, который вызвал лонгплей, благо события были свежи.

Молодой алисоман-шиз и одноклассники-нормиз. Но это уже 2004
Молодой алисоман-шиз и одноклассники-нормиз. Но это уже 2004

С одной стороны LP вызвал полу-байкот со стороны, лояльного прежде «Нашего Радио». Михаил Козырев предъявил Косте за стилизованную свастику на обложке. Кинчев перед выходом альбома в качестве компромисса предложил снабдить обложку цитатой «Я - антифашист» (из «Тоталитарного рэпа»). Но радио видимо встало в позицию «А все, а раньше надо было!». Информационной поддержки у «Солнцеворота» не было и по радио крутились лишь старые шлягеры.

Следующий же лирический «Танцевать», кстати, был принят на ура, а «Веретено» так и вовсе стала еще одной из немногих народных песен группы.

Впрочем, сразу после ухода Козырева "Алиса" вернулась на "Наше" в полном объеме. А еще на радио стали крутить "ГО"!
Впрочем, сразу после ухода Козырева "Алиса" вернулась на "Наше" в полном объеме. А еще на радио стали крутить "ГО"!

С другой стороны от группы начала отпадать аудитория, которая не принимала метаморфоз в мировоззрении кумира. Впрочем этот процесс шел с середины 90-х. Да и утекала публика к дружественному «Королю и Шуту». Группа питерских алисоманов "от Купчино до Ржевки" стала более народным аналогом «Алисы», развив темы, брошенные ей (театр, фольклор, мистерии и др.).

"Мы уничтожаем русский рок... чтобы его больше не было... мы с Костей Кинчевым..."
"Мы уничтожаем русский рок... чтобы его больше не было... мы с Костей Кинчевым..."

В третьих, альбом критиковали фэны «Гражданской Обороны». Мол Костя украл у Летова название его альбома 1997 года. Впрочем Кинчев довольно остроумно парировал, что мол к «Солнцевороту» Егора он относится уважительно, но их свастики закручены в разные стороны. Типа у Летова «Посолонь» (и это название «Алиса» использует в 2020!), символ «исходящего Святого Духа», своеобразная проповедь. А Константин мол не претендует на такой род деятельности и его свастика скромно «закручена внутрь», на «снискание Святого Духа» и закручена влево («Солнцеворот»). Само собой свастика/солнцеворот трактовались Константином Евгеньевичем в христианской системе координат.

"Солнцеворот" Летова люблю больше, но не сравниваю - это альбомы совсем разного типа
"Солнцеворот" Летова люблю больше, но не сравниваю - это альбомы совсем разного типа

Во прогоны!

Но благодаря этим мифологическим заскокам двух титанов, их противопоставлению, я впоследствии открыл для себя мир Летова. Так что как пел Егор на заключительной песне «Зачем снятся сны»: «Никто не проиграл!». Да и вообще чего греха таить – аудитория к которой аппелировали «ГО» и «Алиса» одна и та же. В отечестве нашем всего 3 настоящих рок-героя, чьи портреты носят на груди (третий Цой).

Самым бескомпромиссным в дискографии «Солнцеворот» делает то, что Кинчев высказал в нем ровно то, что хотел, без заискиваний и оглядки на аудиторию: «Я не червонец чтобы нравится всем!».

Блин, хочу себе такую футболку теперь!
Блин, хочу себе такую футболку теперь!

Самым личным его делают высказывания о вере и мировоззрении. Они однозначные, но действительно не громкие. Даже несмотря на попытку гимна в «Мы – православные», песни скорее интровертные (насколько это возможно в «Алисе»). Некогда «буревестник новой волны» ничего не навязывает. На мой взгляд о христианстве практически все сказано Костей здесь (ну и еще немного на «Сейчас позднее»).

У меня сейчас такое переиздание от "Мистерии"
У меня сейчас такое переиздание от "Мистерии"

Интересный момент: на альбоме нет хитов. Тем не менее он всегда отлично слушается. Никогда не было мысли, что это слабая запись. Из 11 – ни одного проходного трека. А еще LP хоть и писался на порто-студию, тем не менее очень модный по звуку. Слышен налет и актуальных тяжелых артистов эпохи, и одновременно инди типа Radiohead и Coldplay (!). Много классных синтов – в группу стал вливаться Дмитрий «Ослик» Парфенов.

Мои любимые песни с альбома – «Красные горы» и «Радости печаль». И все остальные тоже классные.

Ну какая красота в буклете! По дизайну "Алиса" - номер один для меня!
Ну какая красота в буклете! По дизайну "Алиса" - номер один для меня!

Для меня «Солнцеворот» - альбом далеко не на каждый день. Я в целом люблю «Алису» «революционного периода». Но после каждого прослушивания, этот скромный алмаз наполняет меня силой, надеждой, новой кровью (прям с «Шабаша»!), любовью и тихой радостью.

Классической «Алисе» моя благодарность за эту запись и конечно за все остальное. Константину Евгеньевичу же сейчас желаю сил и стойкости, чтобы пройти те испытания, которые выпали недавно на его долю. Мы вместе!

Нравится ли вам «Солнцеворот» или для вас это уже мракобесие и поехавший Кинчев? Пишите в камменты!

Читать еще:

ТОП альбомов "Алисы" по версии "Серцельва"
https://dzen.ru/a/ZCRbs0uIAHzO65jS?share_to=link

«Нервная Ночь»: Доктор Кинчев в поисках «Энергии»:
https://dzen.ru/a/Y_8HpsMJI2Tzx9vi?share_to=link

"Кривозеркалье": "Алиса" без Кинчева в поисках "Энергии"
https://dzen.ru/a/ZBVujOfxUB78c-q7?share_to=link

Алиса «БлокАда»: Это про 2023?
https://dzen.ru/a/Y_XQqVk7mG5Mk-y_?share_to=link

«Алиса» 80-х: Пост-панк, нью-вейв и никакого «Неба славян»
https://dzen.ru/a/Y-KiKB0omW1OC8Pt?share_to=link

ТОП-6 действительно великих альбомов «Алисы»
https://dzen.ru/a/ZAb5TXnRki-Tn-tx?share_to=link

"Небо славян": Вторая волна популярности "Алисы" и ее последствияhttps://dzen.ru/a/ZCBEGHjZNkVHxeeF?share_to=link

«Статья 206 ч. 2»: Очаровательный хулиган-аутсайдер в дискографии «Алисы»
https://dzen.ru/a/ZDK0sLKD3l-dxNtP?share_to=link