285 подписчиков

Польские предки Маргариты Тереховой и Михаила Боярского

Как-то в ленте Дзена попалась статья о старом советском фильме «Собака на сене» по пьесе Лопе де Вега. Я помню, как мне нравился этот фильм в детстве, песни, костюмы, все актёры, за исключением, пожалуй, Прокловой. Впрочем, и сама героиня её неприятная особа, может быть, дело в этом. Больше всех мне нравился тогда смешной герой Караченцева и его песня. Ну а герои Боярского и Тереховой казались невероятными красавцами, особенно в финальной сцене, где они оба в белых нарядах.

Скриншот кадра из фильма "Собака на сене".
Скриншот кадра из фильма "Собака на сене".

И вот в комментариях к той статье кто-то написал, как великолепно выглядят и держат себя Боярский и Терехова, видны «порода», аристократизм и благородство, несмотря на то, что это простые советские актёры. И тут я вспомнила, что у Боярского в предках есть польские дворяне. Пошла гуглить и выяснила, что и у Маргариты Тереховой среди предков тоже есть польская шляхта.

Я, конечно, не утверждаю, что дворян могут хорошо сыграть только потомки дворян. Напротив, много примеров того, как актёры самого что ни на есть рабоче-крестьянского происхождения прекрасно справлялись с ролями аристократов и царственных особ, и наоборот, потомственные дворяне замечательно вживались в образы колхозников, взять хоть Петра Вельяминова, род которого берёт своё начало в XI веке и внесён в Бархатную книгу. Просто захотелось поделиться тем, что я нашла о польских предках двух наших замечательных актёров.

Родителями Михаила Боярского были актёры Сергей Боярский и Екатерина Мелентьева. Отцом Сергея был Александр Боярский, протоиерей Русской православной церкви, впоследствии деятель обновленчества, а матерью Екатерина Бояновская, дочь Николая Игнатьевича Бояновского, члена Совета Государственного банка Российской империи. Бояновские – это, кстати, тоже польская дворянская фамилия.

Александр Боярский родился 18 мая 1885 года в селе Копытов, сейчас это территория Польши, самая граница с Белоруссией. Село это очень старое, когда-то называлось Копытово и владели им дворяне Копытовские. А в 1512 году село выкупил Иван Сапега. В селе жили русины и поляки. В 1772 году по повелению Елизаветы Сапеги в селе была построена униатская церковь. После ликвидации в 1875 году Холмской униатской епархии эта церковь стала православной. В ней 30 июня 1885 года и окрестили младенца Александра. При рождении Александр носил фамилию отца – Сегенюк, но при поступлении в семинарию взял фамилию матери и стал Боярским.

Александр Иванович Боярский, дед Михаила Боярского
Александр Иванович Боярский, дед Михаила Боярского

Родителями Александра были Иван Сегенюк и Феликса Боярская. В интернете пишут, что Феликса якобы была из семьи православных поляков, но это не так. Об этом говорит хотя бы имя Феликса, которого нет у православных. И сама Феликса, и предки её были католиками. К полтавской и харьковской ветви Боярских эти Боярские если и имеют отношение, то весьма отдалённое.

Иван Сегенюк был из греко-католической семьи, но после ликвидации униатской епархии перешёл в православие и даже служил причётником в Копытовской православной церкви. Его родителей звали Иосафат и Доминика Войцешук.

Родителей Феликсы звали Бенедикт (русский вариант – Венедикт) и Марианна Милевская. Были Боярские, вероятнее всего, обедневшими дворянами без собственной земли, не сумевшими подтвердить своё дворянство и вынужденными зарабатывать себе на хлеб. Бенедикт Боярский был кузнецом, по тем временам это было важное и нужное ремесло. В 50 километрах от Копытова находится селение Бояры, которое в начале XIX века было частным владением. А поскольку владельцы имения, как правило, носили фамилию, производную от названия села, то можно предположить, что фамилия властителей Бояр была Боярские, а эти Бояры и есть родовое гнездо «наших» Боярских. Но это только предположение, вполне возможно, что я ошибаюсь. Сейчас эти Бояры, если судить по Google Street View, маленькая деревня в несколько домов.

Фамилия Боярский/Боярская в Польше довольно распространена. Сейчас её носит более пяти с половиной тысяч человек. Фамилия Сегенюк, напротив, практически исчезла. Её носителей осталось не более десяти человек.

***

Теперь о предках Маргариты Тереховой. Её отца звали Борис Иванович Терехов, он был актёром. Мать Галина Станиславовна Томашевич тоже была актрисой, полькой по происхождению. Отец Галины Ян Станислав Гелиодор Томашевич был дворянином, офицером, в 1903 году окончил Одесское пехотное юнкерское училище, участвовал в Русско-японской войне. Во время Первой мировой войны воевал в 5-ом стрелковом полку в звании штабс-капитана, в самом начале войны был ранен. Карточка с информацией о его ранении есть на сайте Министерства обороны России в проекте Памяти героев Великой войны. В карточке он назван на русский манер Иваном (а не Яном) Гелиодором Ивановичем Томашевичем. А на сайте ria1914.info есть статья о нём, где упоминаются три его дочери: это мать Маргариты Тереховой Галина и её старшие сёстры Вера и Нина.

Ян Гелиодор Томашевич, дед Маргариты Тереховой
Ян Гелиодор Томашевич, дед Маргариты Тереховой

Полк, в котором служил Ян Гелиодор, дислоцировался в городе Радом. Вероятнее всего, там и жила семья Томашевичей, потому что в автобиографической книге Маргарита Терехова пишет, что её мать родилась в этом городе. Жену Яна Гелиодора звали Анна Адамовна Шанявская.

Во время революции и гражданской войны жена и дети Яна Гелиодора потеряли с ним связь и ничего не знали о его судьбе, считая, что он погиб в гражданскую. Но он не погиб, в ноябре 1918 года Ян Гелиодор Томашевич вступил в Войско Польское в звании майора. В июне 1921 года числился в Третьем полку пехоты легионов, то есть на тот момент был жив. Дальнейшая судьба его неизвестна.