Найти тему

Хочешь воспитать ребенка - начни с себя. Или концепция мамы Woj

#Татьяна #Воспитание #Самовоспитание #Самодоверие #Самоуважение #Самостоятельность #Совместнаяработа #Сердечность

«Посеешь поступок – пожнёшь привычку. Посеешь привычку – пожнёшь характер. Посеешь характер – пожнёшь судьбу.» Конфуций

Все родители любят своих детей и хотят, чтобы дети были счастливы, здоровы и успешны. Но, увы, при выписке из роддома нам не выдают инструкцию по воспитанию и в школе воспитывать своих будущих чад нас не учат. Такой важный для людей и государства процесс становится личной задачей каждого родителя. И тут уж кто как умеет, тот так и воспитывает. Чаще всего или как заведено в семье, или «от противного», что в общем то одно и тоже, только с разными знаками. Некоторые родители штудируют литературу, посещают разнообразные курсы, лекции. В то же время, задавая вопрос родителям, какой у них в семье стиль воспитания, мы далеко не всегда получаем однозначный ответ. А ведь это наши дети и наше светлое будущее, которое мы взращиваем в любимых детях.

Сначала определим понятие воспитания и его концепции.

Воспитание – результат действий, направленных на прививание индивиду школой, семьей, окружающей средой желаемых черт, свойств и навыков поведения, которые он будет проявлять и использовать в дальнейшей жизни.

Иначе говоря, воспитание формирует личность, а следовательно, и весь наш социум. Автор книги, которую обсуждаю ниже, провозглашает глобальной целью своей системы воспитания «взрастить поколение ответственных людей, которые создадут ответственный социум. В этом и состоит задача родителей, педагогов, работодателей – не просто воспитывать детей или руководить классом/собранием, но создавать фундамент, на котором будет построено будущее человечества.»

Концепция воспитания — это система принципов, направленных на усвоение основных составляющих воспитательного процесса (целей, форм, сути, задачи и методов), способствующих самоидентификации человека и превращению его в личность.

Результатом концепции воспитания является ребенок, ставший успешным и счастливым взрослым. Соответственно, смотреть концепции имеет смысл по их результату – по выросшим детям).

У известного американского педагога, самой знаменитой матери Силиконовой долины Эстер Войджицки, автора книги «The Woj way» («Как воспитать успешного человека») результат более чем впечатляющий: две её дочери стали успешными топ менеджерами в крупных компаниях (Сьюзен – генеральный директор YouTube, Энн – глава инновационной компании генетического тестирования 23andMe), третья дочь Джанет – широко известный профессор педиатрии. Дочери растят в свою очередь уже девятерых внуков и внучек автора книги. Плюсуем к результату множество успешных учеников по её основной преподавательской деятельности в школе Пало-Альто. Такая реализация системы мамы «Woj» вызывает закономерный интерес: как она этого добилась?

Концепция воспитания Эстер заключена в аббревиатуре TRICK (трюк в переводе в английского): trust, respect, independence, collaboration, kindness.

Или по русскоязычной версии книги, в системе 5С: самодоверие, самоуважение, самостоятельность, сотрудничество/совместная работа и сердечность/доброта.

Сравним с требованиями к ключевым навыкам актуальных вакансий в топовых компаниях. Предпочтение отдается кандидатам с:

  • умением решать проблемы,
  • острым и гибким умом,
  • навыками командной работы,
  • стремлением к достижениям и новаторству,
  • прокачанными навыками общения.

Почти совпали! Очевидно, обществу как раз необходимы такие граждане. Остается понять, как воспитать такими наших детей).

Основная задача родителей – подготовить ребенка ко взрослой жизни.

Окружающий мир непрерывно меняется, и в постоянно меняющейся среде человек комфортно себя чувствует, когда он самостоятелен, уверен в себе, открыт новым идеям и готов рассматривать вызовы времени как возможность реализации своих амбиций. Подход Эстер как раз помогает эти качества сформировать.

Автор на основе анализа собственного жизненного опыта и поставленной цели «хочу для своих детей счастья, способностей (по-моему, умений и навыков) и энтузиазма» сформулировала систему воспитания 5С и планомерно и настойчиво её реализовывала, оперативно реагируя на разнообразную обратную связь (неожиданности, неудачный опыт и т.д.) и в то же время постоянно и гибко корректируя методы её реализации. Сделала такой подход своим образом жизни.

Рассмотрим немного подробнее каждое понятие её концепции.

Составила для себя схему 5С:

Схема сделана на основе  книги Эстер Войджицки «The Woj Way. Как воспитать успешного человека»
Схема сделана на основе книги Эстер Войджицки «The Woj Way. Как воспитать успешного человека»

1.   Самодоверие.

Таблица сделана на основе  книги Эстер Войджицки «The Woj Way. Как воспитать успешного человека»
Таблица сделана на основе книги Эстер Войджицки «The Woj Way. Как воспитать успешного человека»

Доверие можно и нужно организовывать, оно развивается в процессе постоянных обсуждений и взаимодействий, которые сопровождают все цели, задачи, планы и решения, с самого младшего возраста. Конечно, открытое и искреннее обсуждение при всей его равноценности должно быть тщательно подготовлено родителями.

Важно, что доверие всегда взаимно и родителям необходимо прежде всего доверять себе, своим решениям, а соответственно, эти решения должны приниматься осмысленно и вдумчиво. Тогда эту норму мы можем с успехом транслировать на взаимоотношения с детьми.

2.   Самоуважение.

Таблица сделана на основе  книги Эстер Войджицки «The Woj Way. Как воспитать успешного человека»
Таблица сделана на основе книги Эстер Войджицки «The Woj Way. Как воспитать успешного человека»

Человек, «прислушивающийся к себе»/ способный сформулировать свои амбиции, ставить цели и целеустремленно их реализовывать, непременно будет счастлив. Целеустремленность вырастает из понимания, куда и зачем я иду, и, чем глубже это понимание, тем успешнее человек двигается.

Самоуважение формируется на основе равноценности суждений в обсуждениях. Проработка разных вариантов добавляет ребенку уверенности в себе и своих действиях, помогает становиться самостоятельным и отважным, ведь дети будут понимать, как именно работать с рисками и сложностями. Если для родителей негативный опыт – не повод к самокопанию, а ресурс дальнейшего развития, такое отношение сформируется и у детей.

Важно уточнить, уважение не равно потаканию. И уважать по мнению Эстер означает задавать высокую планку достижений. Ребенку и, конечно, себе.

В то же время и уважение, и самоуважение у ребенка являются в первую очередь результатом стиля жизни родителей, в котором уважение к себе и другим - нерушимая норма, базовая ценность.

3.   Самостоятельность.

Таблица сделана на основе  книги Эстер Войджицки «The Woj Way. Как воспитать успешного человека»
Таблица сделана на основе книги Эстер Войджицки «The Woj Way. Как воспитать успешного человека»

На мой взгляд, краеугольное качество концепции, основанное на прописанных выше взаимных уважении и доверии.

Человек, не способный к принятию самостоятельных решений, желающий получать рецепт «как поступить правильно», сам принимать такие решения не научится. Он закрывает себе понимание мира и возможности самостоятельного выбора.

Гиперопека любящими и заботливыми родителями приводит как раз к неспособности понимать, что происходит, неготовности брать на себя ответственность. Упоминаемый автором «стиль тигра», популярный в Китае подход к воспитанию детей, когда за ребенка все решают родители, низводя его до уровня безмолвного исполнителя, делает ребенка несчастным. Счастье есть побочный эффект реализации личных амбиций и не может быть «навязано» внешне.

Мама Woj обозначает самостоятельный стиль как «систему мастерства», содержащую:

  • анализ постоянно возникающего нового опыта и возможных ошибок,
  • работа с ними,
  • доработка дальнейших действий.

Основная мысль системы мастерства: навык есть продукт постоянной вдумчивой работы над ошибками и самокорректировки. Так мы заменяем понятие "ошибка" понятием "работа с обратной связью" и соответственно меняем отношение к ней с неприятия и негатива на азарт и интерес.

Дети любознательны. Работая совместно с ними, мы передаем им навыки дисциплины и порядка, и постепенно, поэтапно переводим их в режим самостоятельности, развиваем воображение и смекалку, нарабатываем навыки работы с неудачами, страхами, проблемами, провалами. Формируем самостоятельный характер.

Для самости важны и амбиция, и внутренняя нацеленность на результат. Автор упоминает ранее обсуждаемую в статьях Кэрол Дуэк с её установкой на личностный рост, которая и формирует целеустремленность. Вызовы и неудачи мы начинаем воспринимать как возможности, что формирует бойцовский характер, уверенность в себе, мужество и решимость.

Самостоятельность финансового планирования, навыки предпринимательства также готовят ребенка к ответственной взрослой жизни и занимают в системе Эстер значимое место.

И вновь все эти методы работают в том случае, когда родители сами живут так, как декларируют.

4.   Сотрудничество

Таблица сделана на основе  книги Эстер Войджицки «The Woj Way. Как воспитать успешного человека»
Таблица сделана на основе книги Эстер Войджицки «The Woj Way. Как воспитать успешного человека»

С самого первого дня в социуме жизнь ребенка строится на сотрудничестве как со сверстниками, так и со взрослыми. Основой совместных действий становятся сформированные у ребенка самодоверие, самоуважение и самостоятельность.

В качестве примера приведу организацию взаимодействия даже с самыми младшими детками.

Схема работы включает в себя:

  • обсуждение и планирование действий,
  • анализ рисков и возможных сценариев,
  • практическое тестирование сначала под контролем взрослого,
  • потом самостоятельно и закрепление навыка (доведение до автоматизма).

Автор из четырех стилей воспитания (авторитарный, авторитетный, разрешительный и непричастный) выделяет и сравнивает два: авторитетный и авторитарный.

Авторитарность предполагает безусловное подчинение воспитанника власти воспитателя, что по сути противоречит подходу Эстер, но отлично соотносится со "стилем тигра".

Авторитетный же стиль воспитания поощряет растущую самостоятельность детей, оптимально сочетает свободу принятия решений и умение брать ответственность. В семье создается гармоничная атмосфера доверия и уважения, которая стимулирует новый опыт и творческий подход к действиям.

Как и всегда, тон в таких взаимоотношениях задают родители. Своим стилем жизни взрослые демонстрируют свою способность выстраивать отношения с другими людьми и тем самым дают детям возможность вживую увидеть практическую реализацию умения работать в команде.

5.   Сердечность

Автор много говорит о необходимости воспитывать в детях сердечность/доброту. Гиперопека, бездумное потакание всем желаниям детей формируют у них зацикленность на себе.  «Родительская гиперопека привела к тому, что о важности доброты все как-то позабыли», - рассуждает Эстер.

Доброта стимулирует развитие личности. Совместными усилиями люди не только добиваются большего, но и лучше узнают самих себя. Сопереживание и сочувствие к другому позволяет прощать себе свои ошибки, делать выводы и двигаться дальше.

«Потому что найти себя — это найти свою нужность не себе…» «Сода-солнце», М. Л. Анчаров.

Конечно, читать и обсуждать множество добрых сказок важно и нужно. В то же время, когда сердечность – неотъемлемая черта стиля жизни и взаимоотношений родителей, когда ребенок видит, что родители проявляют чуткость, взаимовыручку и взаимопомощь изо дня в день, именно тогда доброта будет взята на вооружение ребенком. А возможностей развить это важное качество автор перечисляет множество: волонтерство, помощь нуждающимся, забота о младших или слабых.

Итоги

Результативность концепции подтверждается как успешными дочерями автора, так и множеством успешных её студентов.

В то же время итогом лично для меня стали как понимание концепции воспитания мамы Woj, так и вывод, проходящий красной нитью через всю книгу:

Дети видят, как мы живем. Дети видят, какую картину мира мы несем на себе. И для воспитания успешных детей нам придется измениться самим. Желая воспитать детей, сначала мы должны воспитать себя)

Только сделав себя самостоятельными, счастливыми и гармоничными, мы сможем воспитать таких же счастливых, амбициозных и успешных детей, в любом новом мире чувствующих себя уверенно.

Отличный вызов, как по мне)

© Татьяна Суздалевич, 2023г.

Использованы материалы книги Войджицки Э. «The Woj way» («Как воспитать успешного человека»), ISBN 9785041015923.

Хочешь воспитать ребенка - начни с себя. Или концепция мамы Woj
Запись на стене
Какие мы, такая и страна