Не так давно я писал о пятидесятилетии выставки "Мерседес-Бенц" в Москве. Теперь настало время нового юбилея. Ровно пятьдесят лет назад, 23 мая 1973 года в Москве, в парке Сокольники открылась международная выставка "Автосервис-73". Как и в случае выставки "Мерседес-Бенц", мое посещение выставки свелось к осмотру экспозиции, размещенной на улице перед павильонами. Несмотря на это, выставка запомнилась, чему способствовали и сделанные в тот день фотографии.
Об открытии выставки я знал заранее, так как её открытие широко анонсировалось в печати, в частности в выписываемом мной в то время журнале "За рулем".
На этот раз выставка занимала гораздо большую площадь, чем прошлая, были задействованы практически все выставочные павильоны. Экспозиция СССР занимала павильон, доставшийся Сокольникам в наследство от американской выставки 1959 года, и пространство вокруг него.
Я был в то время школьником и меня мало занимали различные приспособления и приборы для автосервиса, поэтому я воспринял эту выставку, как выставку автомобилей (которыми интересовался с раннего детства), тем более, что в этом плане там было на что посмотреть.
Прежде всего, мое внимание привлекла площадка, обозначенная на плане (см. выше) цифрами 3 и 4. В основном там экспонировались автобусы, однако, было и два новых легковых автомобиля: ИЖ-2125 (который впервые показали годом ранее на выставке "Машиностроение-72" на ВДНХ и новая модель "Запорожца" ЗАЗ-968А. Обе эти модели встали на конвейер в конце 1973 года.
Слева от ИЖ-2125 и за автомобилем "Запорожец" на моих фотографиях виден макет автозаправочной станции, которая тоже была выставочным экспонатом.
Но прежде всего на этой площадке были представлены модели советских автобусов: как новые, так и уже серийно выпускающиеся, как большие, так и малые. Сначала о малых. В объектив моего фотоаппарата попали такие автобусы малой вместимости, как РАФ-2203 "Латвия", ЕрАЗ-763В, ЗИЛ-118К (всё новые модели), а также ветеран УАЗ-452В (модернизированный вариант автобуса УАЗ-452, начало выпуска 1967 год).
Часть моделей (кроме РАФика и УАЗа) остались только в мелких сериях и опытных образцах. Интересно, что если автобусы РАФ-2203 и ЗИЛ-118К фактически не пережили распад СССР, то ЕрАЗ-763В, получивший в дальнейшем наименование ЕрАЗ-3730, только-только доковылял до серийного производства в 1995 году (правда этого производства хватило совсем ненадолго). Производство автобуса ЗИЛ-118К продержалось до 1994 года, хотя назвать производством изготовление 86 единиц довольно сложно. Зато старина УАЗ-452В, теперь уже УАЗ-3741 (народное название "буханка") с небольшими изменениями производится до сих пор. А знаете, мне даже нравится такое долголетие на конвейере, это что-то вечное, как египетские пирамиды, как связь времен (если бы к этой вечности ещё и качество - то цены бы ему не было).
Большие автобусы в экспозиции были представлены моделями ЛиАЗ-677Э, КАвЗ-3100 "Сибирь", ЛАЗ-698, ЛАЗ "Украина-73" и "ПАЗ-Турист".
Автобус ЛиАЗ-677 (я сейчас говорю не только об экспортной модели ЛиАЗ-677Э, представленной на выставке, но и обо всех моделях) выпускался на главном конвейере завода с 1968 по 1994 год. Я категорически не согласен с его обидным прозвищем "Скотовоз", автобус для своего времени был очень хороший и комфортный (хотя бы по сравнению с предшественником ЗИЛ-158). Его укороченная на одну оконную секция версия для районов с холодным климатом - КАвЗ-3100 "Сибирь", к сожалению, в серию не пошла (хотя начало серийного производства и планировалось на 1975 год). Также, как не пошла в серию и пара представленных на выставке львовских автобусов. Если ЛАЗ-698 хотя бы сделали в нескольких экземплярах, то ЛАЗ "Украина-73" существовал вообще в одном экземпляре. Отдельно надо сказать об автобусе "ПАЗ-Турист" (другое обозначение ПАЗ-8,5Т). Всего было сделано несколько экземпляров этого автобуса, немного отличающихся друг от друга. На выставке "Автосервис-73" был представлен самый первый автобус "ПАЗ-Турист", собранный в 1969 году и в том же году участвовавший в 19-й Международной автобусной неделе во Франции. "ПАЗ-Турист" произвел там фурор. По результатам конкурса экипажу автобуса вручили Большой приз президента Французской республики (севрскую фарфоровую вазу с автографом Шарля де Голля) и приз "Золотая Ника", а главный конструктор С.И. Жбанников и дизайнер М.В. Демидовцев удостоились диплома "За техническое совершенство". Кстати, в 1967 году, тоже на Международной автобусной неделе, Большой приз президента Французской республики получил автобус ЗИЛ-118 - предшественник той модели, что была представлена на выставке "Автосервис-73".
Уже после выставки появилась очень благожелательная статья в журнале "За рулем" №7 за 1974 год, даже было заявлено о планах начала серийного производства в 1975 году. Но, как это часто бывало в то время, ничего этого не произошло. Автобус в серию не пошел. Причиной послужила его сильное отличие от других автобусов, что исключало возможность унификации.
Фотографии представленных на выставке автомобилей и автобусов, сделанные уже профессиональными фотографами, послужили иллюстрациями к статьям журнала "За рулем", опубликованным в номерах журнала за 1973-1975 год.
Да и вообще, эта выставка весьма широко освящалась в журнале "За рулем". На протяжении 1973 и 1974 годов регулярно выходили статьи, написанные по результатам её работы. С помощью них можно составить подробное впечатление о выставке, не в пример моему довольно скромному фотоотчету.
Немного о зарубежной экспозиции, ведь выставка была международной. В объектив моего фотоаппарата попали грузовые автомобили производства Чехословакии, экспонирующиеся перед павильоном этой страны (модели "Татра" и "Шкода").
Эти автомобили не были диковинкой в нашей стране, они широко эксплуатировались в Советском Союзе (особенно седельные тягачи "Шкода 706 RTTN"). Подробную информацию о чехословацком автомобилестроении можно было тогда получить из журналов "За рулем" и "Чехословацкое мотор-ревю" на русском языке (который свободно продавался в киосках "Союзпечать").
А вот грузовые автомобили румынского производства были в нашей стране совсем незнакомы (кроме небольших заметок в журнале "За рулем"). Во всяком случае, на выставке я увидел их впервые. На фото - грузовые автомобили СР-131 и СР-132.
И. конечно, как всегда, я не мог удержаться от фотографирования зарубежных автомобилей, на которых приехали организаторы и кураторы выставки. Ведь в то время любая иномарка вызывала у советских людей большой интерес, в отличие от настоящего времени.
Вот "Ситроен" модель GS, а за ним ВАЗ-2101 "Жигули".
Эта парочка как будто сошла со страниц журнала "Техника-молодежи" из статьи "Автомобиль года" (цикл "Наш Автомобильный музей", автор Юрий Долматовский).
Да, обе эти модели (если быть совсем точным, то не ВАЗ-2101, а его "образец" - ФИАТ-124) в свое время получали титул "Лучший европейский автомобиль года" - ФИАТ-124 в 1966 году, а "Ситроен" GS в 1971.
А это автомобили "Фольксваген" различных моделей (частично с дипломатическими номерами).
Кстати, ещё по предыдущей выставке в Сокольниках, я заметил, что немецкие дипломаты предпочитали использовать в Советском Союзе скромные (по меркам 70-х годов ХХ века) автомобили марки "Фольксваген", в отличие от представителей некоторых немецких фирм. Вот, например, "Мерседес-Бенц W115" с номерами города Штутгарта (где располагается штаб-квартира концерна "Даймлер-Бенц").
На этом заканчивается мой фотоотчет о выставке "Автосервис-73" в парке Сокольники города Москвы. Кстати, каталог советского раздела выставки мне достал через знакомых мой отец уже после закрытия выставки. А в семейном архиве остались фотографии, которыми я решил сейчас с вами поделиться. Ведь это уже давно история.
Если у вас появились какие-то вопросы или замечания по материалу - оставляйте свои комментарии. Автор очень ценит обратную связь с читателями.