Найти в Дзене
Mr. Treloni

Как спасают сбитых лётчиков. (Часть-2)

Делаю работу NewSoldat'a. Советский след. На самом деле, сильных отличий в формировании ПСО (поисково-спасательный отряд) или ПСС (поисково-спасательных служб) в ВВС СССР от ВВС США не было. Проблемы были всё те-же, но авиация ОКСВА на первых порах теряла в основном вертолёты, ведь стингеры в Афганистан ещё не завезли, а вертолёт, как основная рабочая лошадь афганской войны был весьма уязвим даже для стрелкового вооружения. Отсюда большие потери и введённый в 80-м году запрет на полёты ниже 4 км, ведь на этой высоте пулемёт ДШК уже был не так опасен для вертолётов. Однако советская авиация несла потери и пилотов нужно было спасать. Как этот вопрос решался в Афганистане. ПСО имел три режима работы. 1) На аэродромах. Там формировались дежурные пары, находившиеся в состоянии 15 минутной готовности к вылету после получения сообщения о крушении. Как правило состояла из вертолётов Ми-8, в сам ПСО входили в основном десантники из ДШБ или из других подразделений прикреплённых к этому аэродро

Делаю работу NewSoldat'a.

Советский след.

На самом деле, сильных отличий в формировании ПСО (поисково-спасательный отряд) или ПСС (поисково-спасательных служб) в ВВС СССР от ВВС США не было. Проблемы были всё те-же, но авиация ОКСВА на первых порах теряла в основном вертолёты, ведь стингеры в Афганистан ещё не завезли, а вертолёт, как основная рабочая лошадь афганской войны был весьма уязвим даже для стрелкового вооружения. Отсюда большие потери и введённый в 80-м году запрет на полёты ниже 4 км, ведь на этой высоте пулемёт ДШК уже был не так опасен для вертолётов.

-2

Однако советская авиация несла потери и пилотов нужно было спасать. Как этот вопрос решался в Афганистане. ПСО имел три режима работы. 1) На аэродромах. Там формировались дежурные пары, находившиеся в состоянии 15 минутной готовности к вылету после получения сообщения о крушении. Как правило состояла из вертолётов Ми-8, в сам ПСО входили в основном десантники из ДШБ или из других подразделений прикреплённых к этому аэродрому, медики и техники. 2) ПСО находятся в воздухе в режиме ожидания, недалеко от зоны проведения той или иной операции с применением авиации. 3) Непосредственно из боевых порядков силами экипажа. В ПСО могли также включать боевые вертолёты Ми-24 и иногда штурмовую авиацию для оказания помощи сбитому экипажу, пока к нему идёт помощь.

-3

Конечно, таких ярких примеров спасения сбитых лётчиков, как например история Айсила Хемболтона афганская война нам не дала, но тем не менее, историй спасения много.

Так например в апреле 1982 при выполнении задачи по снабжению войск, огнём из ДШК был подбит вертолёт МИ-6. Экипаж совершил вынужденную посадку после чего между ним и моджахедами завязался стрелковый бой, однако вовремя подоспевшие вертолёты поисково-спасательного отряда смогли эвакуировать весь экипаж подбитого вертолёта.

-4

В 1984 году во время сопровождения колоны в результате боя был подбит вертолет МИ-24. Экипаж также пошёл на вынужденную и был спасён поисково-спасательным отрядом.

И историй схожих с этими - полно. Нужно кстати отметить, что ПСО не только спасали выживших лётчиков но и забирали тела тех, кто погиб в катастрофах...

Но знаете, одну историю выделить всё таки стоит. Она конечно не столько про спасение лётчиков, сколько про спасение вертолёта. Да ещё какое!

Случилась эта история в 1987 когда во время выполнения задачи по поиску караванных путей вертолёт МИ-24 был выведен из строя одним единственным выстрелом.

-5

Видимо при создании своего персонажа в матрице, душман вкачал перк "удача" на максимум и попал в фильтр грубой очистки, что привело к выходу из строя гидравлической системы. Вертолёт посадили. Ведомый на МИ-8 приземлился недалеко от повреждённого вертолёта, высадил десант, забрал лётчиков и ушёл на аэродром за техниками и запчастями. Естественно сразу никто не смотрел на повреждения и по этому взяли не все необходимые детали. Тем не менее вертолёт можно было починить прямо на месте. Однако, когда к месту посадки прибыли техники они обнаружили причину неисправности и поняли, что не хватает одной детали за которой снова нужно отправлять вертолет. Вот и остались техники, пилоты и спецназ дожидаться прибытия вертолётов для эвакуации и окончания ремонта.

-6

Однако вечер переставал быть томным. Вполне естественно, что весть о подбитом вертолёте распространилась среди афганских моджахедов и им не хотелось упускать такую лакомую цель. К месту посадки стали сходиться группы боевиков. Было ясно, что группа спецназа не справится с превосходящими силами противника и в этой ситуации лётчики применили неконвенциальное оружие, а именно армейскую смекалку. Путём физического воздействия со стороны бойцов спецназа на хвостовую балку, они развернули вертолёт в сторону подходившего противника и открыли по нему огонь из спаренной 30 милиметровой пушки ГШ-30-2-К.

-7

Наступательный порыв противника подугас. Вот так и вращали вертолёт бойцы спецназа до прибытия вертолётов с подкреплением. Случай этот весьма уникальный, а полную и более подробную версию можно послушать на канале "Тактик Медиа" из уст непосредственного участника событий, ролик этот называется "Крокодил" в осаде.

-8

Вот мы с вами и посмотрели, как спасают лётчиков на примере двух сверхдержав периода Холодной войны. И теперь можно понять почему NewSoldat, в своём ролике рассказывал, как пилоты спасались сами, ведь зачастую, спасение экипажей, как мы видели на примерах, это рутина боевой работы авиации участвующей в боевых действиях... ну насколько рутинной может быть посадка вертолёта и последующая эвакуация под огнём противника, привет Могадишо 1993 с его "Падение Черного Ястреба" или спасение героя России Сергея Борисюка пилотировавшего штурмовик СУ-25 в Чечне в 1999 году.

-9

Тогда случилась история схожая с Айсилом Хемболтоном. Сбитый пилот приземлился в самой гуще боевиков, но его не заметили из-за густого тумана. Вылетевшие ему на помощь три вертолета спасателей попали под огонь с земли, один из них был подбит и совершил жёсткую посадку, однако бойцы спецназа ГРУ находившиеся на его борту уцелел и вступил в бой, затем они были эвакуированы оставшимися вертолётами ПСО.

-10

Потеряв связь с первой группой спасателей, командование отправило на помощь ещё два вертолёта, один МИ-24 и один МИ-8. Эта группа также попала под обстрел и один из вертолетов (МИ-24) был сбит, все члены экипажа погибли, еще два человека погибло на борту второго вертолета. Спасти пилота в первый день не удалось. Вторая попытка спасения была совершена на следующий день. Здесь на помощь ПСО пришла и штурмовая авиация, которая работала по указаниям сбитого пилота.

-11

Во время эвакуации Сергея Борисюка, на борту вертолета забиравшего его вертолета был убит радист. На этом операция по спасению закончилась. За время проведения операции погибло 5 российских военнослужащих.

Итоги.

К большому сожалению, наши вооружённые силы представляют собой очень костный механизм в котором процессы создания новых тактик и применения вооружённых сил идёт с большим скрипом, практика чеченских войн и даже нынешнего конфликта показывает это весьма отчётливо. Тоже самое можно сказать и о создании специализированного подразделения для помощи потерпевшим крушение экипажам в любых условиях. Американцы в свою очередь, под влиянием Вьетнама пришли к выводу, что такое подразделение нужно иметь, причём с возможностью применения и что называется "на гражданке". Этим подразделением стали PJ, но об этом мы поговорим во следующей части.

ЧАСТЬ: 1
ЧАСТЬ: 3