Делаю работу NewSoldat'a.
Советский след.
На самом деле, сильных отличий в формировании ПСО (поисково-спасательный отряд) или ПСС (поисково-спасательных служб) в ВВС СССР от ВВС США не было. Проблемы были всё те-же, но авиация ОКСВА на первых порах теряла в основном вертолёты, ведь стингеры в Афганистан ещё не завезли, а вертолёт, как основная рабочая лошадь афганской войны был весьма уязвим даже для стрелкового вооружения. Отсюда большие потери и введённый в 80-м году запрет на полёты ниже 4 км, ведь на этой высоте пулемёт ДШК уже был не так опасен для вертолётов.
Однако советская авиация несла потери и пилотов нужно было спасать. Как этот вопрос решался в Афганистане. ПСО имел три режима работы. 1) На аэродромах. Там формировались дежурные пары, находившиеся в состоянии 15 минутной готовности к вылету после получения сообщения о крушении. Как правило состояла из вертолётов Ми-8, в сам ПСО входили в основном десантники из ДШБ или из других подразделений прикреплённых к этому аэродрому, медики и техники. 2) ПСО находятся в воздухе в режиме ожидания, недалеко от зоны проведения той или иной операции с применением авиации. 3) Непосредственно из боевых порядков силами экипажа. В ПСО могли также включать боевые вертолёты Ми-24 и иногда штурмовую авиацию для оказания помощи сбитому экипажу, пока к нему идёт помощь.
Конечно, таких ярких примеров спасения сбитых лётчиков, как например история Айсила Хемболтона афганская война нам не дала, но тем не менее, историй спасения много.
Так например в апреле 1982 при выполнении задачи по снабжению войск, огнём из ДШК был подбит вертолёт МИ-6. Экипаж совершил вынужденную посадку после чего между ним и моджахедами завязался стрелковый бой, однако вовремя подоспевшие вертолёты поисково-спасательного отряда смогли эвакуировать весь экипаж подбитого вертолёта.
В 1984 году во время сопровождения колоны в результате боя был подбит вертолет МИ-24. Экипаж также пошёл на вынужденную и был спасён поисково-спасательным отрядом.
И историй схожих с этими - полно. Нужно кстати отметить, что ПСО не только спасали выживших лётчиков но и забирали тела тех, кто погиб в катастрофах...
Но знаете, одну историю выделить всё таки стоит. Она конечно не столько про спасение лётчиков, сколько про спасение вертолёта. Да ещё какое!
Случилась эта история в 1987 когда во время выполнения задачи по поиску караванных путей вертолёт МИ-24 был выведен из строя одним единственным выстрелом.
Видимо при создании своего персонажа в матрице, душман вкачал перк "удача" на максимум и попал в фильтр грубой очистки, что привело к выходу из строя гидравлической системы. Вертолёт посадили. Ведомый на МИ-8 приземлился недалеко от повреждённого вертолёта, высадил десант, забрал лётчиков и ушёл на аэродром за техниками и запчастями. Естественно сразу никто не смотрел на повреждения и по этому взяли не все необходимые детали. Тем не менее вертолёт можно было починить прямо на месте. Однако, когда к месту посадки прибыли техники они обнаружили причину неисправности и поняли, что не хватает одной детали за которой снова нужно отправлять вертолет. Вот и остались техники, пилоты и спецназ дожидаться прибытия вертолётов для эвакуации и окончания ремонта.
Однако вечер переставал быть томным. Вполне естественно, что весть о подбитом вертолёте распространилась среди афганских моджахедов и им не хотелось упускать такую лакомую цель. К месту посадки стали сходиться группы боевиков. Было ясно, что группа спецназа не справится с превосходящими силами противника и в этой ситуации лётчики применили неконвенциальное оружие, а именно армейскую смекалку. Путём физического воздействия со стороны бойцов спецназа на хвостовую балку, они развернули вертолёт в сторону подходившего противника и открыли по нему огонь из спаренной 30 милиметровой пушки ГШ-30-2-К.
Наступательный порыв противника подугас. Вот так и вращали вертолёт бойцы спецназа до прибытия вертолётов с подкреплением. Случай этот весьма уникальный, а полную и более подробную версию можно послушать на канале "Тактик Медиа" из уст непосредственного участника событий, ролик этот называется "Крокодил" в осаде.
Вот мы с вами и посмотрели, как спасают лётчиков на примере двух сверхдержав периода Холодной войны. И теперь можно понять почему NewSoldat, в своём ролике рассказывал, как пилоты спасались сами, ведь зачастую, спасение экипажей, как мы видели на примерах, это рутина боевой работы авиации участвующей в боевых действиях... ну насколько рутинной может быть посадка вертолёта и последующая эвакуация под огнём противника, привет Могадишо 1993 с его "Падение Черного Ястреба" или спасение героя России Сергея Борисюка пилотировавшего штурмовик СУ-25 в Чечне в 1999 году.
Тогда случилась история схожая с Айсилом Хемболтоном. Сбитый пилот приземлился в самой гуще боевиков, но его не заметили из-за густого тумана. Вылетевшие ему на помощь три вертолета спасателей попали под огонь с земли, один из них был подбит и совершил жёсткую посадку, однако бойцы спецназа ГРУ находившиеся на его борту уцелел и вступил в бой, затем они были эвакуированы оставшимися вертолётами ПСО.
Потеряв связь с первой группой спасателей, командование отправило на помощь ещё два вертолёта, один МИ-24 и один МИ-8. Эта группа также попала под обстрел и один из вертолетов (МИ-24) был сбит, все члены экипажа погибли, еще два человека погибло на борту второго вертолета. Спасти пилота в первый день не удалось. Вторая попытка спасения была совершена на следующий день. Здесь на помощь ПСО пришла и штурмовая авиация, которая работала по указаниям сбитого пилота.
Во время эвакуации Сергея Борисюка, на борту вертолета забиравшего его вертолета был убит радист. На этом операция по спасению закончилась. За время проведения операции погибло 5 российских военнослужащих.
Итоги.
К большому сожалению, наши вооружённые силы представляют собой очень костный механизм в котором процессы создания новых тактик и применения вооружённых сил идёт с большим скрипом, практика чеченских войн и даже нынешнего конфликта показывает это весьма отчётливо. Тоже самое можно сказать и о создании специализированного подразделения для помощи потерпевшим крушение экипажам в любых условиях. Американцы в свою очередь, под влиянием Вьетнама пришли к выводу, что такое подразделение нужно иметь, причём с возможностью применения и что называется "на гражданке". Этим подразделением стали PJ, но об этом мы поговорим во следующей части.
ЧАСТЬ: 1
ЧАСТЬ: 3