Найти тему
Елена Шаламонова

Птичка певчая

Роман был самым талантливым скрипачом на курсе в музыкальном училище. Парень подавал большие надежды на будущее, к тому же был старательным и трудолюбивым.

Он любил музыку, жил и дышал ею.

Родители мало чем могли помочь Роме, разве что посылали ему денег на скромное существование. В семье были ещё два мальчика.

Но Рома получал стипендию, не голодал. Лишь мечтал о хорошем профессиональном инструменте. Но пока для учёбы была у него обычная скромная студенческая скрипка, которая все равно звучала в руках юного дарования нежнее и певуче, чем у сокурсников.

Чтобы брать дополнительные уроки у самых хороших педагогов, Рома начал подрабатывать в переходах, но из-за сквозняков стал болеть и все его старания свелись на нет.

Однажды к нему подошла секретарша их училища Лидочка и предложила подработку.

- Слушай, Рома, есть для тебя заработок. Не на улице, дома. Для одной обеспеченной дамы нужно играть по воскресеньям около часа.

- Странно... Она, что, на концерты ходить не может? - спросил Рома.

- Понимаешь, там все сложно. Был у неё муж скрипач, очень хороший. Умер не так давно. Ей хочется, чтобы его скрипка звучала в их доме. Вобщем, так она решила. Будет хорошо платить за небольшой концерт...

- Да ну...- застеснялся Рома, - как- то неловко...Впрочем, может...

- Да женщина она хорошая, но ты попробуй, сходи хоть раз.Не съест она тебя. А там решишь.

В выходной день Рома уже шёл по написанному на клочке бумаги адресу. Дверь открыла невысокая миловидная женщина около сорока лет. Она кивнула Роме, приглашая заходить, и сказала:

- Сначала чай, вон там кухня, мойте руки, пожалуйста... Зовут меня Ирина Сергеевна.

Они выпили чая, хотя застолье можно было назвать ужином. Бутерброды с красной рыбой, нарезка из дорогих видов сыра, ветчин, ваза с фруктами впечатлили Ромку, не привыкшего к разносолам.

- Спасибо, - поблагодарил он, и снова вымыв руки, аккуратно достал свою скрипку.

Ирина Сергеевна села на диван и достала альбом по живописи.

- Вы играйте что умеете, пусть вас не смущает, что я читаю или встану и пройду по своим делам в другую комнату... хочу просто, чтобы было все как при муже, как раньше.

Рома начал играть, женщина листала альбом, изредка посматривая на своего гостя.

Взгляд её был почти отрешенным, и на глазах иногда проступали слезы.

Когда прошло около часа игры, она вздохнула и сказала:

- Спасибо. На сегодня достаточно. Вы действительно неплохо владеете скрипкой...Конверт в прихожей на тумбочке.Приходите в следующее воскресение.

Рома чуть поклонился, словно артист на сцене, оделся, взял конвертик и чехол со скрипкой и вышел.

Под козырьком подъезда он из любопытства заглянул в конверт и обомлел. Бумажки составляли его месячную стипендию. А это он заработал за час!

Рома был ошарашен, и счёл такую щедрую оплату за чудачество пережившей горе женщины.

В следующий выходной он пришёл в тоже время и поздоровавшись, сказал:

- Ирина Сергеевна, можно чай после игры, на голодный желудок играть легче. И оплата может быть гораздо меньшей, я не могу наживаться на вашем горе.

- Хорошо. Это я про чай. А оплата останется прежней. Ты играешь хорошо, и у меня не последние, поверь. Не волнуйся.

В этот раз она, казалось, была менее эмоциональна, уже спокойнее реагировала на музыку, а Рома старался играть мажорные мелодии.

- Спасибо...Я хочу тебе показать скрипку моего Володи, - Ирина Сергеевна открыла шкаф и достала инструмент.

- Ох, какая прелесть...- глаза Ромки засияли от восторга, - можно?

Он осторожно взял скрипку, погладил её как живое существо, отчего Ирина Сергеевна вздрогнула.

- Так всегда её гладил Володя...

А Рома уже настраивал скрипку, то щипком, то смычком трогая её струны.

Ирина Сергеевна присела на диван и смотрела на студента. А Рома начал что-то наигрывать, его лицо выражало такое умиление, будто бы он прикоснулся к некоей сокровенной радости и наслаждался ею...

Теперь Рома с нетерпением ждал выходные дни. Он даже специально разучивал или вспоминал из своего старого репертуара пьесы, которые ещё не слушала в его исполнении Ирина Сергеевна.

- Как тебе Володина скрипка? Звук иной ведь, верно?

- И говорить нечего...Высший пилотаж, птичка певчая ... - восторженно отвечал Рома, - мне до такой ещё долго. Пахать и пахать. Мечта.

Ирина Сергеевна и Рома подружились. Они теперь пили чай после "концерта", она делала Роме комплименты, говорила, что ей в этот раз понравилось больше всего, и какие композиторы ей по душе.

А Рома рассказывал об учёбе, конкурсах, в которых ему довелось участвовать, и даже о своей семье.

- Спасибо вам, Ирина Сергеевна, вы мой щедрый спонсор. Я благодаря вам беру дополнительные уроки у профессора и теперь меньше завишу от родителей. Однако наша дружба ненадолго, да?- осмелился спросить как- то он.

Ирина Сергеевна погрустнела и ответила:

- Ты помог мне, Рома. Я устояла на ногах. А ещё мне помогла и наша с тобой общая любовь - музыка... Мне кажется, что ты с каждым месяцем играешь все лучше.

Но Рома чувствовал, что женщина что-то не договаривает.

- Ирина Сергеевна, я могу приходить и без оплаты. Вы мне стали дороги. Спасибо, что разрешаете играть на чудесной вашей скрипке. Для меня это и опыт, и практика, к тому же вы очень благодарный и умный слушатель.

Они сидели на кухне, и казалось, что Ирина Сергеевна была счастлива.

- Скоро я уеду, Рома. И действительно, наши встречи подходят к концу.

- Куда? Надолго? - обеспокоился Рома.

- Далеко...Заграницу, к сестре, - отвела глаза Ирина Сергеевна, - думаю, что навсегда, Ромочка. А тебе желаю найти самого душевного зрителя и счастья.

Рома был взволнован. Он настолько привык к этой нежной умной женщине, что расставание с ней казалось ему сейчас совершенно невозможным.

Втайне, несмотря на разделяющее их время, он был влюблён в неё, только не отдавал себе в этом отчёта.

Сейчас он опустился перед ней на колени и обнял её ноги, уткнувшись в её подставленные тёплые ладони.

- Тише, тише, Рома... - успокаивала она его, а он, положив голову на её колени, молчал. Но лишь Ирина коснулась его волос, как он стал осыпать поцелуями её руки.

Эту ночь они провели вместе. Наутро Рома едва не опоздал на занятия. Он, стараясь не разбудить Ирину, быстро оделся и убежал на автобусную остановку.

Когда занятия закончились, Ромка снова поторопилсяк Ирине. Но его встретила на пороге секретарша Лидочка.

- Что случилось? Где Ирина Сергеевна? - спросил Рома.

- Она уехала.

- Как? Уже? Сегодня? - Ромка был поражён.

- Да, у неё самолёт. Уже в небе...Она тебе передала записку.

Рома развернул лист бумаги, бегло прочитал. Ирина Сергеевна прощалась с ним и разрешала пожить в её квартире до конца года. Скрипку она дарила ему с надеждой на старания и непременный успех в профессии..."В твоих умелые руках птичка певчая должна петь..." - писала Ирина Сергеевна.

- Вот ключи, Рома, Ирина Сергеевна сказала, что ты согласился сторожить её квартиру до продажи. И скрипка твоя, - Лидочка улыбалась, - повезло тебе, не иначе. Она очень хорошая женщина. Я буду иногда заглядывать, в соседнем подъезде живу. Цветы поливай, почту вынимай. Звони, если что.

Дверь закрылась, в квартире стало тихо. Рома сел на стул и постепенно старался осознать происходящее. Он вслушивался в звуки с улицы и из коридора, надеясь, что вот-вот дверь откроется и Ирина Сергеевна войдёт.

Но было тихо.

Рома встал, подошёл к шкафу и открыл дверцу. Скрипка лежала на месте. Он взял её, потрогал струны, взмахнул смычком и заиграл ноктюрн, который так нравился хозяйке.

Мелодия обволакивала сердце, ласкала и успокаивала, и скрипач наслаждался музыкой, будто играл её впервые...

Фото из свободных источников
Фото из свободных источников

Спасибо за ЛАЙК и ПОДПИСКУ, отклики!

До новых встреч на канале, друзья!