Книги, фильмы и сериалы, определяющие облик целого жанра
Фэнтези широко представлено в современной популярной культуре в самых разных ее сферах — от книг и игр до кино, комиксов и даже музыки. Мы решили рассказать о тех произведениях из мира литературы, кино и телевидения, которые сформировали современный облик жанра.
В книгах он оформился в первой половине прошлого века и продолжает пользоваться огромным успехом. На большом экране фэнтези становится частым гостем, начиная с 80-х годов, но пика достигает уже в XXI столетии. Расцвет же сериального формата мы переживаем прямо сейчас.
Прежде, чем перейти к рассказу, отметим, что это не рейтинг — произведения расположены в порядке выхода. Кроме того, мы не учитывали городское фэнтези или мистику вроде «Досье Дрездена», «Благих знамений», «Баффи — истребительницы вампиров» или «Хеллбоя» — иначе бы список получился совсем уж гигантским.
Литературные циклы
Роберт И. Говард и другие «Конан» (1932-...)
Роберт И. Говард начал сочинять истории об отважных героях и их приключениях еще в подростковом возрасте. До поры молодому автору не удавалось опубликовать свои рассказы, но уже в двадцать с небольшим он написал «Королевство теней», которое принесло ему славу и стало одним из столпов героического фэнтези. Писатель продолжил сочинять рассказы о мирах и героях меча и магии, а спустя несколько лет создал персонажа, которого можно назвать настоящим символом этого направления. Могучий и отважный Конан представал в рассказах Говарда то искателем приключений, то наемником, то полководцем и бросал вызов тиранам, злобным волшебникам и чудовищам.
Говард ушел из жизни в весьма молодом возрасте, и после смерти писателя свои истории о прославленном киммерийце выпускали многие другие авторы, в том числе весьма именитые — такие, как Пол Андерсон или Роберт Джордан.
Джон Р. Р. Толкин «Хоббит» (1937) и «Властелин колец» (1954-1955)
Знаковая фэнтезийная сага, которая определила направление развития жанра на многие десятилетия вперед, началась с детской сказки. «Хоббит» погружал читателей в незамысловатую, но очаровательную историю о походе Бильбо Бэггинса и группы гномов к горе, захваченной драконом. Вскоре после того, как книга увидела свет, издательство выразило заинтересованность в других произведениях Джона Толкина, и довольно быстро тот взялся за продолжение.
Оттолкнувшись от эпизода, в котором Бильбо становился владельцем магического кольца, писатель создал уже куда более взрослое произведение — настоящий эпос с опорой на европейскую мифологию, с тщательно проработанным миром и многогранным сюжетом. «Властелин колец» завоевал поистине культовый статус и оказал на фэнтези влияние, которое сложно переоценить. Множество последующих авторов использовали как образы, так и сюжетные тропы, популяризированные Толкином. Правда, мало кому из эпигонов удалось сравниться с Профессором в литературном мастерстве и таланте рассказчика.
Толкин создал для своего мира очень богатую мифологию и предысторию, но многие его тексты вышли уже после смерти автора, собранные и подготовленные к изданию его сыном, Кристофером. Последний очень трепетно относился к творческому наследию отца и не одобрял многочисленные адаптации его произведений.
Клайв Льюис «Хроники Нарнии» (1950-1956)
Нередко фэнтезийные истории начинаются с того, что группа персонажей из нашего мира оказывается в иной реальности, и играет решающую роль в ее судьбе. «Хроники Нарнии» смело можно назвать одной из самых знаменитых и выдающихся серий, основанных на такой идее. В историях Клайва Льюиса герои-подростки раз за разом отправляются в волшебную Нарнию, чтобы помочь силам добра одолеть зло. Сочиняя «Хроники», автор не просто радовал увлекательными сюжетами юных читателей, на которых книги были ориентированы в первую очередь (хотя это ему отлично удавалось), но и старался приобщить их к христианским ценностям.
Джек Вэнс «Умирающая Земля» (1950-1984)
«Умирающая Земля» — название не только цикла Джэка Вэнса, но и направления фэнтези, которому тот дал рождение. Серия Вэнса состоит из рассказов, повестей и романа, которые рассказывают об авантюристах, мошенниках и хитрых магах, а между собой связаны подчас лишь общим миром. Он-то и стал находкой Вэнса. Действие его историй разворачивается в далеком будущем, когда технологические цивилизации пришли в упадок, их достижения забыты или считаются чудесами, зато встречаются волшебство и невероятные создания. Получился мир на стыке фэнтези и постапокалипсиса, и Вэнс продемонстрировал, что два жанра могут отлично сочетаться.
Урсула Ле Гуин «Земноморье» (1968–2001)
Маги встречаются во множестве фэнтезийных миров, но из-за их могущества роль в сюжетах им подчас отводится скорее второстепенная — советников или наставников главных героев. Урсула Ле Гуин была одним из авторов, продемонстрировавших, что маг может быть отличным протагонистом. На страницах основной трилогии о Земноморье Ле Гуин выписала — с глубоким погружением во внутренний мир главного героя — путь становления великого чародея. Кроме того, писательнице очень здорово удалось показать, какими могут быть цивилизация и культура, в основе которых лежит магия.
Энн Маккефри «Пернский цикл» (1967-...)
Драконы — пожалуй, самые узнаваемые фэнтезийные создания, и встречаются они во множестве серий. В числе самых известных, где драконам отводится ключевая роль, — «Пернский цикл». Хотя декорации тут и напоминают средневековые, это не совсем фэнтези — действие разворачивается на планете Перн, которую люди некогда колонизировали и где с помощью генной инженерии создали драконов. Маккефри выписала их разумными и обаятельными, сделав полноценными героями книг наравне с людьми. За повести, вошедшие в стартовый том цикла, их создательница получила «Хьюго» и «Небьюлу», став первой женщиной, завоевавшей эти премии. Часть последующих книг Маккефри написала в соавторстве с сыном, который после смерти матери продолжил цикл и самостоятельно.
Роджер Желязны «Хроники Амбера» (1970–1991)
На счету Роджера Желязны немало ярких и нетривиальных фэнтезийных книг, написанных зачастую на стыке с иными жанрами. Но настоящим magnum opus и визитной карточкой автора стал десятитомный (и так и оставшийся незавершенным) цикл «Хроники Амбера». Его действие разворачивается в огромной мультивселенной. Основой служат королевства порядка (оно и именуется Амбером) и Хаоса, каждое из которых имеет множество миров-отражений. В центре сюжета представители королевской семьи Амбера, которых ждут и приключения, и борьба за власть, и участие в противостоянии двух королевств. И все это приправлено массой изящных культурных и мифологических аллюзий.
Стивен Кинг «Темная башня» (1982-2012)
Стивен Кинг наиболее известен многочисленными хоррорами, но работал он, причем весьма успешно, и в других направлениях. А самый монументальный труд в его карьере — безусловно, цикл «Темная башня», в котором фэнтези сочетается с вестерном, постапокалипсисом и фирменными для автора ужасами. На протяжении семи романов стрелок Роланд странствует по пустошам, где на каждом шагу поджидают сверхъестественные опасности, а также по иным мирам в поисках таинственной Темной башни, где он надеется узнать тайны сущего. Это не только наиболее масштабная работа Кинга — сам автор называет ее вершиной своего творчества.
Терри Пратчетт «Плоский мир» (1983-2015)
Жанр фэнтези полон расхожих штампов, и Терри Пратчетт сделал себе имя, остроумно их пародируя. Но он не ограничивался одним лишь высмеиванием жанровых клише. В фирменной ироничной манере и вовсю используя узнаваемые образы из популярной культуры, Пратчетт мог писать о религии и смерти, правах женщин и политике, прессе и войне, музыке и кино. В общем, о самых жизненных темах, которые близки и понятны каждому, а не только ценителям фэнтези. Возможно, именно благодаря этому Пратчетт стал не только звездой жанра, но и гордостью современной английской литературы в целом.
Глен Кук «Хроники Черного отряда» (1984-...)
Львиная доля фэнтезийных циклов посвящена борьбе добра со злом. А вот Глен Кук изобразил мир, в котором для добра места почти нет. В ранних романах цикла «Черный отряд» сюжет выстроен вокруг конфликта Империи, угнетающей своих подданных, и повстанцев, бросающих ей вызов. События мы видим с точки зрения наемников, которые служат как раз правительнице Империи, и совершенно не терзаются из-за этого угрызениями совести. И как вскоре убедятся читатели, повстанцы ничем не лучше своих врагов.
Гай Гэвриел Кей «Тигана» (1990)
В фэнтези не так уж часто встречаются романы-одиночки. Гай Гэвриел Кей принадлежит к числу редких авторов, которые как раз специализируются на них. Поворотным в его творчестве стал «Тигана» — роман о мести в декорациях, вдохновленных Италией эпохи Возрождения. Здесь могучий маг, мстя за смерть сына, не просто уничтожил целую провинцию, но и стер из сознания людей всякую память о ней. Лишь немногие уцелевшие выходцы из нее сохранили воспоминания о родине и теперь готовятся к возмездию. Кей создает очень выразительные и глубокие образы персонажей, блистательно выписывает политические интриги и опирается на земную историю — в последующих романах автора аналогии с ней еще заметнее, а вот магии наоборот становится меньше.
Анджей Сапковский «Ведьмак» (1986-2013)
Анджей Сапковский один из немногих не англоязычных авторов фэнтези, чьи книги стали хитами и в англоязычном пространстве. В его случае это произошло на волне успеха игровых адаптаций — хотя уже до этого Сапковский пользовался славой у себя на родине, в России и в ряде других европейских стран. Цикл об охотнике на нечисть Геральте начался с повестей. Большинство из них представляют собой эдакую постмодернистскую литературную игру, в которой автор переосмысливал классические сказочные сюжеты. Затем же история набрала эпический размах, и в романах, последовавших за повестями, приключения Геральта и его воспитанницы Цири переплелись с судьбами стран и народов.
Роберт Джордан и Брендон Сандерсон «Колесо Времени» (1990-2013)
«Колесо Времени» начиналось как очередной цикл, скроенный по лекалам «Властелина колец», — сам Роберт Джордан даже не пытался скрывать, что вдохновлялся им. Однако постепенно серия обрела собственное лицо. Пожалуй, главной отличительной чертой стал невероятный размах и проработка мира. Огромное количество героев, переплетающихся сюжетных линий и конфликтов, тщательно прописанных государств и культур, самобытная магическая система, масштабные сражения — всем этим хороши книги Джордана. К сожалению, из-за тяжелой болезни автор не смог завершить историю. Но на основе его планов и черновиков это сделал Брендон Сандерсон, который сумел написать для цикла красивый и сильный финал.
Джордж Мартин «Песнь Льда и Пламени» (1996-...)
Авторы фэнтези часто опирались на историю, прежде всего европейское Средневековье, но обычно речь шла только об элементах антуража вроде мечей или замков. А вот Джордж Мартин произвел своего рода революцию в фэнтези, написав цикл, приближенный по духу к историческим романам. В книгах Мартина относительно немного сверхъестественного, основной фокус сделан на дворцовых интригах и людских конфликтах, а характеры героев неоднозначны, и никто не застрахован от смерти. «Песня Льда и Пламени» не просто завоевала огромную популярность, но и в значительной степени определила направление развития фэнтези в XXI веке.
Джоан Роулинг «Гарри Поттер» (1997-2007)
Самый популярный фэнтезийный цикл за все время существования жанра. Суммарный тираж книг о мальчике, который выжил, перевалил за 500 миллионов экземпляров. История юного волшебника Гарри Поттера и его друзей, их учебы в магической школе Хогвартс и противостояния с темным волшебником Волан-де-Мортом начиналась как детская сказка в не лишенном опасностей, но все-таки уютном магическом мире. Постепенно цикл вместе со своими первыми читателями взрослел и становился все более серьезным и драматичным — не теряя при этом волшебного очарования.
Чайна Мьевиль «Нью-Кробюзон» (2000-2004)
Чайну Мьевиля по праву можно назвать одним из самых титулованных фантастов современности — почти каждый его роман удостаивался тех или иных престижных премий. Причиной тому богатейшая фантазия, умение создавать нетривиальные сюжеты, сеттинги и персонажей, ловкое вплетение в сюжеты серьезных и актуальных вопросов. В полной мере эти козыри автора демонстрирует условная трилогия «Нью-Кробюзон» — входящие в него романы объединены общим миром, но обладают самостоятельными сюжетами.
Брэндон Сандерсон «Космер» (2005-...)
Когда Брэндона Сандерсона выбрали завершить «Колесо времени» он уже считался восходящей звездой фэнтези, а с тех пор стал одним из самых известных и успешных авторов в жанре. Особенно он славится умением создавать яркие и самобытные миры, причем большинство из них входят в единую мультивселенную под названием «Космер». Впрочем, различные циклы Сандерсона сюжетно обычно независимы друг от друга и написаны в разных поджанрах фэнтези — от авантюрного «Пепла и стали» до поистине эпического «Архива Буресвета».
Джо Аберкромби «Земной круг» (2006-...)
Когда недавно Анджея Сапковского спросили, кого он считает лучшим автором фэнтези современности, он уверенно назвал имя Джо Аберкромби. Тот наиболее известен по книгам, действие которых происходит во вселенной под названием Земной круг, — о ней он написал две трилогии и три отдельных романа, а также ряд рассказов. В книгах Аберкромби не слишком много магии, зато в избытке колоритных персонажей, великолепно выписанных политических интриг и сражений, черного юмора и ловкого обыгрывания жанровых штампов.
Патрик Ротфусс «Хроники убийцы короля» (2007-...)
Наряду с «Ветрами зимы» Мартина одной из самых долгожданных фэнтезийных книг современности считается «Двери из камня» — финал трилогии Патрика Ротфусса о прославленном барде и волшебнике Квоуте. Ожидание этого романа затянулось уже на двенадцать лет, которые прошли с выхода второго тома. Но если на счету у Мартина длительная литературная карьера и пять романов о Семи королевствах, то Ротфусс смог завоевать статус звезды жанра всего за две книги. Может показаться, что «Хроники убийцы короля» — просто очередная история взросления со стандартными жанровыми тропами вроде утраты героем семьи или обучения в магической академии. Но Ротфусса с уверенностью можно назвать одним из лучших стилистов и психологов среди современных авторов фэнтези, и это принесло его книгам заслуженную любовь множества читателей.
Ли Бардуго «Гришаверс» (2012-...)
В последние годы в фэнтези набрали огромную популярность молодежные циклы и миры, вдохновленные экзотическими для западного читателя странами. Обе эти тенденции олицетворяет собой «Гришаверс» Ли Бардуго. С одной стороны, их создательница пишет динамичные и с изрядным налетом романтики книги про молодых героев и для молодой же аудитории. С другой, сеттинг ее книг навеян весьма диковинной для большинства англоязычных читателей Российской Империей. Пожалуй, по уровню литературного мастерства Бардуго сложно поставить в один ряд с другими писателями из нашего списка, но в последние годы она безусловно стала одним из авторов, определяющих современный облик и направление развитие фэнтези.
Кино
«Экскалибур» (1981)
Легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола вдохновляли множество кинематографистов. Один из самых впечатляющих и запоминающихся фильмов, основанных на Артуриане, увидел свет в 1981 году. Режиссер Джон Бурмен, опираясь на несколько различных легенд, изобразил на экране мрачное «мифологическое» Средневековье, где магия реальна, и погрузил зрителей в весьма драматичную историю. Подкупал «Экскалибур» и отличным актерским составом, в котором были, в частности, молодые и тогда еще не слишком известные Лиам Нисон, Патрик Стюарт и Гэбриел Бирн.
«Конан-варвар» (1982)
Фильм, который сделал Арнольда Шварценеггера голливудской звездой. Бодибилдер, находившийся на пике формы, был еще неопытным актером, но в роли могучего воина, который мстит за гибель родных злобному чародею, смотрелся очень органично. Шварценеггер самостоятельно выполнял большую часть трюков. Благодаря весьма зрелищным боевыми сценам и отличным для своего времени эффектам «Конан-варвар» полюбился поклонникам фэнтези, хотя это была не прямая адаптация сюжетов Говарда, и с образом заглавного героя режиссер Джон Милиус обошелся весьма вольно.
«Темный кристалл» (1982)
Порой фэнтези завоевывает сердца не столько сюжетами или героями, которые могут быть незамысловаты, сколько благодаря впечатляющему миру. Примером тому может служить «Темный кристалл» от создателя «Маппет-шоу» Джима Хэнсона. Мир причудливых скексисов и мистиков, созданный с помощью передовых для своего времени кукол и аниматроники, в 1982 году поражал примерно так же, как в 2009 году планета Пандора из «Аватара». Мрачная сказка Хэнсона не имела большого успеха в момент выхода, но тем, кому полюбилась, западала в сердца надолго.
Впоследствии по «Темному кристаллу» выходили книги и комиксы, а в 2019 году он получил телевизионный приквел, который был тепло принят фанатами.
«Бесконечная история» (1984)
Экранизация одноименного романа немецкого автора Михаэля Энде об одиноком мальчике, который зачитывается книгой о похождениях юного воина в волшебной стране Фантазии. «Бесконечная история» была примером экранизации, которая категорически не понравилась автору оригинала. Энде посчитал, что адаптация утратила весь дух его произведения и даже потребовал убрать свое имя из титров. Но хотя фильм выглядел несколько игрушечным даже по меркам 80-х (волшебные обитатели Фантазии создавались с помощью кукол), «Бесконечная история» обладала магическим очарованием и смогла собрать внушительную кассу и ряд престижных наград.
«Лабиринт» (1986)
«Лабиринт», ставший последней режиссерской работой Джима Хэнсона, во многом повторил судьбу «Темного кристалла». В его сюжете тоже легко угадывались классические сказочные мотивы, он тоже не получил широкого признания сразу после релиза, но с годами обрел культовый статус, а его история получила развитие в книгах и комиксах. На сей раз куклы в кадре соседствовали с живыми актерами во главе с великим Дэвидом Боуи, и фильм стал очередным доказательством богатейшей фантазии Хэнсона и его мастерства в реализации задуманного на экране.
«Принцесса-невеста» (1987)
В 1973 году Уильям Голдман, к тому времени уже лауреат «Оскара» за лучший сценарий (спустя несколько лет он получит еще один), выпустил комедийно-приключенческое фэнтези «Принцесса-невеста». Сюжет был весьма традиционным — девушка попадала в беду, а герои ее спасали, но автор высмеивал и неожиданным образом обыгрывал жанровые клише.
Спустя годы Голдман принял активное участие в экранизации своей книги. Фильм «Принцесса-невеста» сохранил ироничное очарование оригинального произведения, а еще среди его козырей нельзя не отметить отличный актерский состав и здорово поставленные бои.
«Сердце дракона» (1996)
Рыцарь, охотящийся на дракона, — традиционный для фэнтези образ, унаследованный жанром из мифологии. Фильм «Сердце дракона» переосмысляет это классическое противостояние. Главным героем выступает рыцарь, который, разочаровавшись в службе своему королю, занялся охотой на драконов и вполне успешно этим занимался, пока не выяснилось, что на свете остался только один летучий ящер. Тогда враги объединились и начали обманывать наивных крестьян, разыгрывая нападения дракона на деревни и охоту на него. В конце же концов, дракон помогал своему другу вернуться на истинно рыцарский путь. История была незамысловатой, но красивой, и к тому же фильм может похвастаться одной из самых обаятельных рептилий, что мы видели на экране.
«Гарри Поттер» (2001-2011)
Поклонникам многих фэнтезийных циклов долгие годы пришлось ждать их адаптаций. Поклонникам мальчика, который выжил, повезло больше — продюсер Дэвид Хейман приобрел права на фильмы про Гарри Поттера уже вскоре после выхода первой книги, и с ее релиза до премьеры первой картины прошло всего четыре года. Атмосферные, и зрелищные фильмы, в которых снялось множество замечательных актеров, еще стильнее подстегнули и без того огромную популярность книг.
«Властелин колец» (2001-2003) и «Хоббит» (2012-2014)
К экранизации «Властелина колец» подступались многие режиссеры, один их которых, прославленный Стэнли Кубрик, в итоге пришел к выводу, что адекватно перенести эпос Толкина на большие экраны невозможно. Опроверг эту точку зрения не слишком известный на момент выхода первой части режиссер Питер Джексон. Конечно, ему пришлось пойти на заметные сокращения и компромиссы, но фильмы «Властелин колец» оказались достойны славы первоисточника и стали для кино таким же феноменом, каким для литературы были оригинальные книги Профессора. Недаром и сегодня, 20 лет спустя, «Властелина колец» Питера Джексона можно назвать эталоном эпического фэнтези для большого экрана.
Спустя годы Джексон вернулся в Средиземье с фильмами по «Хоббиту», в которых наоборот не сокращал, а значительно расширял оригинальную историю. Это пришлось по душе далеко не всем фанатам, но не помешало успеху новых картин.
«Пираты Карибского моря» (2003-2017)
Во время так называемого «Золотого века Голливуда» пираты были частыми гостями на больших экранах, но со временем интерес студий и зрителей к морским волкам, живущим вне закона, угас. Поэтому «Пиратам Карибского моря» было очень непросто получить «зеленый свет» от студии Disney, но та все же решила рискнуть и не прогадала.
Добавив к романтике морских приключений фэнтезийные элементы (проклятие ацтеков и пиратов-нежить), изрядную долю юмора и великолепную игру Джонни Деппа, создатели «Пиратов Карибского моря» сняли практически безупречное приключенческое кино, влюбившее в себя миллионы зрителей.
За первой частью последовало еще четыре фильма, в которых сверхъестественного стало больше, да и размах событий вырос. К сожалению, постепенно серия начала несколько сдавать — последние фильмы уже не столь яркие, как первые, и страдают от самоповторов.
«Варкрафт» (2016)
Еще в 2006 году компания Blizzard объявила о планах снять фильм по вселенной WarCraft. Однако до экранов он добрался только спустя десять лет. Долгое ожидание поклонников режиссер Дункан Джонс оправдал — он снял кино не только масштабное и зрелищное, но и отличающееся бережным отношением к первоисточнику. К сожалению, умело сыграв на струнах фанатских душ, Джонс не нашел, чем зацепить обычных зрителей, которые вполне справедливо сетовали на слишком банальный сюжет и переизбыток компьютерных эффектов. В итоге фильм порадовал любителей WarCraft, но не сумел окупить внушительный бюджет.
«Подземелья и драконы: Честь среди воров» (2023)
«Честь среди воров» тоже снята по мотивам популярной игры — правда, настольной, — и тоже может похвастаться уважительным отношениям к ее устоям и традициям. Но создатели этой картины не стали использовать существующие сюжеты, а придумали собственный — в духе фильмов-ограблений и с изрядными комедийными нотками. Получилось лихое и захватывающее авантюрное фэнтези, от которого легко можно получать удовольствие безо всякого знакомства с настольными «Подземельями и драконами».
Сериалы
«Удивительные странствия Геракла» (1995-1999) и «Зена — королева воинов» (1995-2001)
Нечасто спин-офф оказывается более выдающимся и популярным, чем оригинальный сериал, но именно так произошло с «Зеной — королевой воинов». Впервые заглавная героиня появилась в сериале про похождения Геракла — Сэм Рэйми позаимствовал из греческих мифов персонажей и некоторые конфликты вроде противостояния смертного сына Зевса с богом войны Аресом и создал на этой основе приключенческое фэнтези.
Воительница Зена сначала выступала противницей Геракла, а затем стала героиней собственного шоу, по ходу которого старалась искупить прежние грехи. Оба сериала отличались невероятным смешением жанров — приключенческие сюжеты здесь соседствовали с комедийными, а с драмы авторы могли легко переключиться на мюзикл. Но Зена получилась более глубоким и сложным персонажем, а сюжеты о ней обладали более высоким накалом страстей и подчас неоднозначностью. Поэтому хотя оба сериала были весьма популярны, звание по-настоящему культового заслужила именно «Зена — королева воинов».
«Мерлин» (2008-2012)
Мудрый и порой эксцентричный седобородый старик — таков привычный образ чародея Мерлина. Канал BBC отошел от такого прочтения, и в сериале, посвященном знаменитому волшебнику, показал его юношей. Более того, примерно ровесником Артура. Поэтому здесь они выступают не наставником и подопечным, а молодыми людьми, которым суждено вместе изменить Камелот. Эта красивая история о взрослении и дружбе продемонстрировала, что смелое и неожиданное переосмысление классического сюжета подчас позволяет вдохнуть в него новую жизнь.
«Игра престолов» (2011-2019) и «Дом Драконов» (2022-...)
Пожалуй, главный телевизионный феномен 2010-х годов. «Игра престолов» захватывала и поражала хитросплетением множества сюжетных линий, обилием смелых и неожиданных поворотов, высокой концентрацией насилия и секса, — всеми теми качествами, которые сериал унаследовал у книг Мартина. «Игра престолов» была великолепна, пока следовала за литературным первоисточником, но заметно сдала после того, как его обогнала.
После завершения сериала канал HBO взялся за съемки приквелов. Первым из них стал «Дом драконов», посвященный гражданской войне между двумя ветвями Таргариенов. Его уже не назовешь прорывным, да и пока он получается более камерным, но в плане актерской игры, постановки и драматизма новое шоу вполне способно поспорить с лучшими сезонами «Игры престолов».
«Галавант» (2015-2016)
«Галавант» органично сочетает в себе остроумную пародию и замечательный мюзикл. Заглавный герой — вроде бы самый что ни на есть классический архетип, доставшийся фэнтези в наследие от рыцарских романов. Собственно, это рыцарь, который лишился возлюбленной из-за происков злого правителя. Вот только в «Галаванте» как раз возлюбленная предпочла романтике власть и богатство. Подобным образом авторы сериала вовсю переиначивают и многие другие жанровые тропы, попутно высмеивая их. Кроме юмора сериал цепляет еще и колоритными персонажами, а также множеством забавных и запоминающихся музыкальных сцен.
«Темные начала» (2019-2022)
Для многих фэнтезийных циклов, в силу их объема, сериальный формат экранизации подходит гораздо лучше полного метра. Наглядным доказательством тому могут служить «Темные начала». Фильм «Золотой компас», снятый по первой части трилогии Филипа Пулмана, был дорогой и красивой, но поверхностной адаптацией книги. А вот сериал HBO получился несколько неспешным, зато гораздо лучше раскрыл мир, персонажей и сюжет цикла. Тот формально относится к подростковому фэнтези, но имеет такое драматическое и идейное наполнение, что достоин внимания и взрослых, — схожей получилась и сериальная экранизаций.
«Ведьмак» (2019-...)
После успеха «Игры престолов» телеканалы стали активно заказывать сериалы по популярным циклам эпического фэнтези. Увы, многие вроде бы громкие проекты на поверку оставляют желать много лучшего. Достаточно вспомнить «Кольца власти» или «Колесо времени». Немало претензий можно предъявить и к «Ведьмаку» — например, обилие неудачной отсебятины сценаристов, сумбурное местами повествование и подчас нелепый антураж. Но и достоинств у сериала хватает — немало хороших актеров во главе с Генри Кавиллом, воссозданная мрачная атмосфера книг, по большей части зрелищные боевые сцены и, конечно, песни Лютика. Пусть сериал отнюдь не безупречен, но все же заслуживает внимания и на фоне большинства конкурентов смотрится весьма выигрышно.
«Карнивал Роу» (2019-2023)
Сплав фэнтези, стимпанка и детектива, вдохновленный преступлениями Джека Потрошителя. Сеттинг «Карнивал Роу» навеян Англией XIX века, но кроме технологий здесь существует и магия, а рядом с людьми живут различные магические создания вроде фей. Серию их убийств и расследует главный герой — ветеран войны между людьми и волшебными народами, которого играет Орландо Блум. Среди сильных сторон сериала как раз отличные исполнители центральных ролей (компанию Блуму составила Кара Делевинь) и впечатляющий и богатый на детали мир, а вот детективная интрига не слишком впечатляет.
«Королевство зомби» (2019-2020)
В последние годы Netflix активно работает с кинематографистами из различных регионов планеты — в частности, с корейскими. Первым сериалом, снятым для сервиса в Южной Корее, стало «Королевство зомби». События шоу разворачиваются в фэнтезийной версии Кореи XVI века, по которой распространяется таинственная болезнь, превращающая людей в живых мертвецов. Примечательно, что это не просто очередная история о борьбе людей против зомби — пусть и в достаточно экзотическом сеттинге, а сами живые мертвецы здесь имеют определенную корейскую специфику. Большую роль в сюжете играют политика и борьба за власть, у которых тут тоже есть ощутимый азиатский колорит.
Конечно, наш список хотя и обширный, но далеко не исчерпывающий. Но мы постарались отобрать те фэнтезийные произведения, которые стали знаковыми для жанра и заслуживают внимания всех, кто всерьез им интересуется.