Найти в Дзене
Русская Правда

Слово против старообрядцев митр. Григория (Постникова)

"Расколоучителя, ​называющие​ себя староверами обвиняют нас, что Православная Церковь отставила ​двуперстное​ крестное знамение, и приняла ​​троеперстное​​, ​​двуперстно​​ же крестящихся прокляла. Тогда как при Благоверном Царе и Великом Князе Иоанне Васильевиче ​всея​ ​России​, Преосвященный митр. ​Макарий​ по Апостольскому преданию, на освященном Соборе уложили, не крестящихся двумя перстами предавать вечному проклятию. А мы, дескать, Греко-российская Церковь не токмо тому Царскому уложению и священному Собору паче же святых Отец уложению, Христову и Апостольскому преданию не повинуемся, но и полагаем то соборное проклятие ни за что. И ​тем​ своим неповиновением учинили себе под вечным проклятием. Но и нас грешных "никониане" ведут ныне с собою под ​​тое​​ же проклятие». Это взводимое на св. Церковь обвинение обыкновенно ​все​ вы почитаете одним из самых важных обвинений. Посему рассмотрим его особенно обстоятельно. Отвечаю: Обязанность знаменовать свое лице крестообразно основываетс

"Расколоучителя, ​называющие​ себя староверами обвиняют нас, что Православная Церковь отставила ​двуперстное​ крестное знамение, и приняла ​​троеперстное​​, ​​двуперстно​​ же крестящихся прокляла.

Тогда как при Благоверном Царе и Великом Князе Иоанне Васильевиче ​всея​ ​России​, Преосвященный митр. ​Макарий​ по Апостольскому преданию, на освященном Соборе уложили, не крестящихся двумя перстами предавать вечному проклятию. А мы, дескать, Греко-российская Церковь не токмо тому Царскому уложению и священному Собору паче же святых Отец уложению, Христову и Апостольскому преданию не повинуемся, но и полагаем то соборное проклятие ни за что. И ​тем​ своим неповиновением учинили себе под вечным проклятием. Но и нас грешных "никониане" ведут ныне с собою под ​​тое​​ же проклятие».

Это взводимое на св. Церковь обвинение обыкновенно ​все​ вы почитаете одним из самых важных обвинений. Посему рассмотрим его особенно обстоятельно.

Отвечаю:

Обязанность знаменовать свое лице крестообразно основывается на Предании неписанном. Ибо св. Василий Великий говорит: «​Многа​​ и велика Церковь ​​имать​​ от неписанного предания, и первое ​есть​, ​еже​ верным крестообразно лице ​​знаменовати​​». Но как именно крестообразно должно знаменовать свое лицо, св. Василий Великий не сказал. У древнейших же св. Василия Великого Отцов и Учителей Церкви нельзя искать ответа на этот вопрос, потому что если бы кто-либо из древнейших св. Василия Великого Отцов и Учителей Церкви написал, как именно крестообразно должно знаменовать свое лице; то св. Василий Великий в свое время не назвал бы крестного знамения преданием н​е​п​​иса​​н​​ным​.

Св. Златоуст говорит: «Мы должны признавать достоверным и церковное Предание. ​Есть​ предание, больше не ищи ничего».

И так, дабы получить удовлетворительное верное ​сведение​ о том, как именно крестообразно должно знаменовать свое лицо, надобно смотреть, как во всей, непрерывно от времени св. Апостолов до нашего времени продолжающейся, Православной Церкви всегда и везде знаменовались и ныне знаменуются крестным знамением ​все​ ​православные​ христиане.

Православную Церковь ныне составляют, кроме Русских Греки, ​​Аравляне​​, Египтяне, ​​Грузинцы​​ Сербы, ​​Валахи​​, ​​Молдаваны​​, ​​Булгары​​, ​​Далматы​​, Черногорцы и проч. ​Все​ ​эти​ народы, часто ​отдаленные​ друг от друга местом жительства, особым языком и образом правления, с незапамятных времен постоянно молятся крестом, слагающимся, в знаменование Св. Троицы, из трех первых перстов правой руки полагая его сперва на чело, потом на перси, а за тем на правое и левое плечо.

Точно таким же крестом молятся ​все​ иноки св. горы ​Афонской​, иноки ​живущие​ по разным Греческим островам, монастырям, скитам, и пустыням Палестины, Египта и Аравии. Об этом так свидетельствует ученый и почтенный Грек, ​​Архиеп​​. Астраханский Никифор ​​Феотокий​​: «Не мало читали мы Греческих книг как рукописных древнейших и новейших, так и ​​печатанных​​ в ​разные​ времена и в разных местах. Пред Богом же исповедуем, что нигде не обрели мы, чтобы креститься и благословлять двумя перстами.

Многих видели мы Греков православных христиан от разных стран, многих монахов от разных монастырей и мест пустынных, из горы ​Афонской​ и Синайской и от монастыря Иерусалимского ​святого​ Саввы, а кроме сего Архиереев и Патриархов: свидетельствуем же вам, что ​все,​ никого не исключая, крестятся тремя первыми перстами ​​совокупленными​​, и двумя последними пригнутыми благословляют же слагая персты во образ Ic ​Хс​.

О знамении же крестном и о благословении двумя перстами ни следа до того, как появилось сие в России, в Греческих книгах не было, да и между Греками не было о ​сей​ вещи когда-либо ни ​​стязания​​, ниже одного слова.

Не только ​православные​ Греки, но и всякого рода ​православные​ христиане крестятся первыми тремя перстами ​​совокупленными​​, и двумя последними пригнутыми, и благословляют как выше сказано». Впрочем об этом свидетельствуют ​все​ путешественники, которых в наше время отовсюду бывает в тех странах немало, и от которых всякий везде может получить полное удостоверение.

На ​всем​ Востоке молятся крестом, слагаемым из двух перстов правой руки, только Армяне.

О сем также могут свидетельствовать ​все​ ​путешествовавшие​ по Востоку. Таковое, во всей Восточной Православной Церкви с незапамятных времен постоянно согласное употребление ​​треперстного​​ сложения для крестного знамения явно доказывает, что истинно Апостольское предание касательно перстосложения для молитвенного крестного знамения ​есть​ перстосложение ​​треперстное​​, какое употребляет Православная Церковь, а не ​двуперстное​, какое употребляете вы, ​называющие​ себя старообрядцами.

Того, что сложение трех первых перстов правой руки для крестного знамения начало употребляться в св. Церкви не со времени св. Апостолов, а в какое-либо последующее, особливо позднейшее, время, нельзя доказать совершенно ничем. Если бы первоначальное, преданное св. Апостолами перстосложение для крестного знамения когда-нибудь где либо в Восточной Православной Церкви переменилось; то как возможно, чтобы там не нашелся ни один ревностный человек, который бы вступился за такую перемену, и произвел спор или даже волнение? как возможно, чтобы в Восточной Церкви не нашелся ни один ревностный человек, когда, как известно, там при всех возникавших переменах в Вере оказывались всегда ​сильные​ защитники старины и истины?

Но этого на Востоке не было, и совершенно ни один из всех бывших как православных, так и ​неправославных​ историков не заметил, чтобы когда-нибудь и где-нибудь обнаружился какой-либо даже малый спор о перстосложении для крестного знамения, между ​тем​ как в истории замечены многие происшествия весьма не​значительные​. Спор о перстосложении для крестного знамения оказался только у нас в России в 16 ​веке​ по Рождестве ​​Христове​​.

Посему совершенно нет основания думать, что сложение трех первых перстов правой руки для крестного знамения начало употребляться в православной Церкви на Востоке когда-нибудь в позднейшее время, а должно ​несомненно​ признавать, что таковое перстосложение для крестного знамения в св. Церкви никогда не переменялось, но постоянно существует в ней со времени Апостольского.

Поелику же сложение первых трех перстов правой руки для крестного знамения в православной Церкви на Востоке никогда не переменялось: то само собою ясно, что Греками вместе с Верою, которую мы ​прияли​ через них, передан был к нам в Россию молитвенный крест ​​треперстный​​. Ибо Греки передали нам для крестного знамения, без сомнения, не иное перстосложение, как то, какое всегда употребляли сами. Для предания нам какого-то ​иного​ перстосложения ​они​ не имели никакой причины. ​Они​ даже и не могли передать нам ​иного​ перстосложения, потому что наши предки, находясь пред принятием Веры в Константинопольском Софийском Соборе для испытания Восточной Веры, сами ясно видели, какое перстосложение Греки употребляли для крестного знамения.

Вот доказательство в отношении к перстосложению для крестного знамения! Это доказательство для всякого добросовестного человека вполне удовлетворительно. Потому что оно именно то, какое в отношении к настоящему предмету должно быть, и сильнее которого ни на какое неписанное предание представить нельзя и требовать не должно. Ибо именно постоянное и всеобщее употребление чего-либо в Христовой Церкви ​есть​ верный признак происхождения того от св. Апостолов".